основополагающие идеи, определяющие общие подходы гражданского общества и государственной власти к стратегически ориентированной деятельности в сфере охраны права и обеспечения правопорядка в обществе. П. п. п. вытекают из объективных закономерностей правового развития, его предназначения и направленности. Наиболее общими П. п. п., как одного из видов правовой политики в целом, в Российской Федерации являются: социальнополитическая обусловленность – принимаемые в сфере правоохраны решения, акты и предпринимаемые действия основываются на актуальных объективно сформировавшихся потребностях и интересах личности, общества и государства; научная обоснованность – правоохранительная политика основывается на положениях и рекомендациях юридической науки, теоретических и прикладных разработках авторитетных научных центров и школ; приоритетность прав и основных свобод человека и гражданина – создание условий для наиболее полной реализации и эффективной защиты основополагающих прав и свобод человека и гражданина является одним из определяющих направлений правоохранительной политики в Российской Федерации; легитимность – содержание правоохранительной политики в Российской Федерации должно отражать интересы широких слоев населения. Большинство граждан Российской Федерации должно одобрять и санкционировать направленность и содержание правоохранительной политики государства, а также ее разработку и реализацию субъектами гражданского общества, а также законными органами государственной власти; демократический характер – правоохранительная политика должна формироваться и осуществляться при участии и под контролем широких слоев населения. Злоупотребление правовыми средствами, использование правоохранительной деятельности в интересах лоббистских групп субъектов или отдельных личностей не допускается; законность – правоохранительная политика России должна основываться на общепризнанных нормах и принципах международного права, нормах Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Федерации, а также не противоречащих им нормах подзаконных нормативных правовых актов. Запрещается использование правовых механизмов и процедур, если такая правоохранительная деятельность связана с нарушениями названных правовых предписаний либо направлена на достижение противоправных целей.
При проведении правоохранительной политики не допускается игнорирование требований законодательства под предлогом политической, экономической или иной целесообразности; учет нравственно-ценностных устоев и социокультурных традиций общества – правоохранительная политика должна основываться на общепризнанных нравственных ценностях и культурных традициях российского общества, базироваться на идеях гуманизма, справедливости, взаимопомощи и социального компромисса, баланса публичных и частных интересов, уважения к институтам гражданского общества, национально-культурного равноправия, уважения ценностей и традиций всех народов России и мирового сообщества; согласованность с международными стандартами правового регулирования при учете национальных интересов – правоохранительная политика в Российской Федерации основана на общепризнанных принципах и нормах международного права и международно-правовых стандартах правового регулирования, не противоречащих ее национальным интересам; гласность – в Российской Федерации обеспечивается открытый доступ к информации и информационным ресурсам о сущности, целях, принципах и механизмах реализации правоохранительной политики; целенаправленность, четкое определение приоритетов – проведение правоохранительной политики основывается на непротиворечивой системе стратегических и ближайших целей, а также на наиболее актуальных на конкретном этапе развития общества практических задачах (приоритетах); прогнозирование – курс развития правоохранительной системы общества основан на предвидении потенциально возможных в перспективе вариантов развития регулируемых отношений и предпринимаемых в этой сфере решений. Любая модель правоохранительной политики должна учитывать как текущий момент социального состояния, так и его динамику, тенденции и перспективы дальнейшего развития, быть устойчивой и рассчитана на своевременный учет возможных изменений; планомерность и поэтапность – правоохранительная политика должна проводиться на основе долгосрочной программы реформирования правоохранительной системы общества, а также на системе ближайших и перспективных планов правотворческой деятельности и правореализационных мероприятий в сфере охраны права и обеспечения правопорядка; эволюционный характер реформирования правоохранительной системы – реформирование структуры правоохранительных органов при помощи юридических средств осуществляется постепенно и последовательно, темпы преобразований законодательства должны находиться под контролем гражданского общества и государства; реалистичность, ориентация на достижимые результаты – правовые средства охраны права должны использоваться для достижения реальных, потенциально достижимых в существующих условиях общественной жизни целей.
Субъекты правоохранительной политики не должны принимать правовые акты и совершать правореализационные действия, которые заведомо являются малоэффективными; комплексный подход к решению проблем – в достижении поставленных целей применяются как юридические средства, так и ресурсы неправового характера. В решении актуальных проблем охраны права активно используются все формы реализации правоохранительной политики; достаточность средств и ресурсов – достижение поставленных целей обеспечивается достаточными правовыми и финансово-материальными ресурсами. Объем и качественные характеристики применяемого юридического инструментария гарантируют практическое достижение необходимых результатов. Общество и государство стремятся к экономии правовых средств в целях охраны права и обеспечения правопорядка. Специальные П. п. п.: единство организации правоохранительной службы в правоохранительных органах; единоначалие и субординация (подчиненность) на правоохранительной службе; взаимосвязь правоохранительной политики с иными видами правовой политики; государственная защита служащего правоохранительной службы и иных участников правоохранительной деятельности; обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к правоохранительной службе; соотносительность обязанностей, запретов и ограничений на правоохранительной службе социальным гарантиям служащего.
Принципы правоохранительной политики
Принципы правоохранительной политики
Источник: Юридический словарь для сотрудников пенитенциарной системы. 2013