Принципы таможенного контроля

Найдено 1 определение
Принципы таможенного контроля
базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере таможенного контроля.
В науке они характеризуются как общие, концептуальные положения о том, каким образом должна быть организована деятельность таможенных органов по проведению таможенного контроля и как должны строиться правоотношения между таможенными органами и лицами, в отношении которых таможенный контроль проводится (см.: Степаненко С. М. Система принципов организации таможенного контроля товаров и транспортных средств // Транспортное право. 2012. № 3. С. 21).
В науке принято выделять правовые и организационные принципы таможенного контроля.
В число правовых принципов таможенного контроля включаются:
– осуществление таможенного контроля исключительно в установленных организационно-правовых формах. Перечень форм таможенного контроля четко установлен в ТК и является закрытым. На национальном уровне могут регулироваться процедурные особенности использования тех или иных форм таможенного контроля, которые принимаются во исполнение и развитие норм таможенного законодательства ТС;
– непричинение вреда здоровью граждан и их имуществу при осуществлении таможенного контроля. Таможенное законодательство ТС устанавливает запрет на причинение неправомерного вреда лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов, товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля (ст. 104 ТК);
– дискреционный характер осуществления мероприятий по таможенному контролю. Суть данного принципа заключается в том, что в рамках установленных законом контрольных полномочий таможенный контроль осуществляется без предварительных разрешений и согласований;
– ограничение правомочий собственника при осуществлении таможенного контроля. На контролируемые объекты, обозначенные специальными контрольно-идентификационными средствами (печатями, пломбами и т. д.), накладываются установленные ограничения по реализации правомочий собственника, связанных с владением, пользованием и распоряжением товарами, находящимися под таможенным контролем. Ограничения снимаются только после завершения таможенного контроля, с выпуском товара в свободное обращение или вывозом его за пределы таможенной территории (см.: Трошкина Т. Н. Принципы организации и деятельности таможенного контроля в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 4. С. 21–23).
Среди организационных принципов таможенного контроля выделяют:
– принцип выборочности – предполагает использование таможенными органами только тех форм таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле. Принцип выборочности основан на использовании системы управления рисками. Применение принципа выборочности контроля позволяет снизить временные затраты, упростить соответствующие таможенные процедуры;
– принцип законности – означает точное и единообразное соблюдение требований законов и иных нормативно-правовых актов участниками правоотношений. Таможенные органы обязаны действовать в пределах своей компетенции и в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле;
– принцип уважения прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности – выражается в уважении должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных объектов (ст. 16 Закона о таможенном регулировании). Сотрудники таможенных органов не вправе ущемлять права граждан и их объединений, а также оказывать какое бы то ни было противодействие осуществлению ими внешнеэкономической деятельности;
– принцип гуманности – предусматривает, что при осуществлении таможенного контроля могут применяться только те технические средства, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных, растений, а также не причиняют ущерба товарам и транспортным средствам (п. 1 ст. 107 ТК). Гражданское законодательство предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов либо их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или субъекта РФ (ст. 1069 ГК);
– принцип оперативности – предполагает закрепление определенных сравнительно коротких сроков для форм таможенного контроля. Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (ст. 196 ТК);
– принцип использования системы управления рисками – в соответствии с ним таможенный контроль должен осуществляться выборочно по тем товарам и грузам, которые сопряжены с рисками для экономики, безопасности государства, для здоровья граждан и т. п. Таможенная служба применяет анализ рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, которые должны быть проверены, и степени такой проверки (стандарт 6.4 Генерального приложения к Киотской конвенции).
Управление риском представляет собой многоступенчатый процесс, который имеет своей целью уменьшение или компенсацию ущерба для объекта при наступлении неблагоприятных событий. Система управления рисками необходима для создания современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства (см.: Гинзбург Ю. В., Денисова А. Ю., Енадарова М. Г. и др. Наднациональное и национальное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС: на примере таможенной пошлины / под ред. А. Н. Козырина. М., 2014).
Применение принципа выборочности контроля позволяет снизить временные затраты, упростить соответствующие таможенные процедуры. Процесс управления рисками «предполагает непрерывное отслеживание результатов принятых решений и выработку корректирующих решений. Информация от реализации принятых решений должна быть немедленно принята к сведению соответствующими службами по управлению рисками и по каналам связи передана на соответствующие этапы схемы управления. Именно наличие такой обратной связи делает управление эффективным» (см.: Бурдин В. Е. Риски в управлении: учеб. пособие. М., 2009. С. 88);
– принцип сотрудничества с таможенными органами иностранных государств – имеет основанием гл. 6 Генерального приложения к Киотской конвенции, предусматривающую сотрудничество таможенных служб и заключение ими соглашений о взаимной помощи, а также сотрудничество таможенных служб с участниками внешней торговли и заключение с ними меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля. Обмен информацией, полученной на основе взаимной административной помощи таможенных служб, может, в частности, содействовать и в управлении рисками;
– принцип взаимодействия таможенных органов с другими контролирующими органами, а также с участниками ВЭД и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. В целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются информацией (сведениями) и (или) документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий;
– принцип эффективности – одно из свойств данного вида деятельности, отражающее ее способность производить результат, определяемый поставленными целями и задачами, т. е. способность обеспечивать соблюдение таможенного законодательства и реализацию государственного регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности (см.: Степаненко С. М. Система принципов организации таможенного контроля товаров и транспортных средств // Транспортное право. 2012. № 3. С. 21–22).
В целях определения эффективности необходимо выработать критерии определения такой эффективности. В качестве критериев эффективности могут рассматриваться, например: минимизация времени проведения таможенного контроля; исключение дублирующих функций и действий контрольных органов и их должностных лиц; сокращение количества взаимодействий должностных лиц государственных контрольных органов с контролируемыми лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными, в том числе за счет реализации принципа «одного окна».

Источник: Таможенный юридический словарь-справочник.

Реклама

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
142.70 кб

Реализация принципа гуманизма в исключительной форме таможенного контроля

Григорян Татевик Вартановна
Показана роль принципа гуманизма в проведении исключительной формы таможенного контроля, направленного на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза