Принципы таможенного оформления

Найдено 1 определение
Принципы таможенного оформления
нормативно закрепленные или логически выводимые из содержания таможенного законодательства единые стандарты осуществления таможенными органами и лицами таможенных операций.
Основные положения о перемещении товаров через таможенную границу закреплены в гл. 22 ТК и отражают в основном правила осуществления таможенных операций, предшествующих подаче таможенной декларации. Аналогично возможно выделить и принципы осуществления таможенных операций, связанных с помещением товара под таможенную процедуру (см.: гл. 26 ТК).
В числе иных к последним относятся:
– одинаковое применение таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, независимо от страны происхождения, отправления и назначения товаров (п. 5 ст. 173 ТК).
– дифференцированный подход в определении порядка и технологии совершения таможенных операций в зависимости от вида товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной и др.), а также категории лиц, перемещающих товары, устанавливаются таможенным законодательством Союза и (или) государств – членов ЕАЭС (п. 2 ст. 173 ТК);
– обязательность предоставления документов и сведений, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру (ст. 176 ТК);
– осуществление таможенного оформления на русском языке, если иное не предусмотрено ТК (п. 5 ст. 176 ТК);
– применение единых форм таможенных документов, утверждаемых Евразийской экономической комиссией (Комиссией Таможенного союза) (п. 5 ст. 176 ТК).
Анализ положений ТК и Закона о таможенном регулировании позволяет выделить единые стандарты осуществления всех типов таможенных операций. К ним относятся:
1. Общеотраслевой принцип законности, который проявляется в том, что основные права и обязанности таможенного органа и заинтересованных лиц, основные права и обязанности должностных лиц таможенных органов, правила отправления формальностей закреплены в таможенном законодательстве (п. 2 ст. 150, п. 1, 3 ст. 173 ТК).
2. Принцип оперативности, который выражается в том, что:
– во-первых, для каждой стадии таможенного оформления ТК установил разумно краткие сроки (например, срок подачи уведомления о прибытии, срок подачи декларации, срок выпуска товаров). Обязательство по соблюдению процедурных сроков возлагается не только на перевозчика, декларанта, но и на таможенные органы, чему способствует применение системы управления рисками и информационно-компьютерных технологий во взаимодействии таможни с декларантом и иными лицами;
– во-вторых, большинство таможенных операций осуществляется по правилу «одного окна»: проверка документов и сведений, досмотр транспортного средства или товара в целях выпуска осуществляется в месте расположения таможенного органа, зарегистрировавшего уведомление о прибытии или таможенную декларацию (за исключением удаленного выпуска).
3. Принцип дифференциации порядка отправления формальностей, который включает первоочередной порядок, применяемый в отношении отдельных категорий товаров: гуманитарной помощи, международных почтовых отправлений, экспресс-грузов, скоропортящейся продукции и т. п. (п. 4 ст. 150, ст. 178 ТК); особый порядок – действующий в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи; специальные упрощения для уполномоченных экономических операторов; упрощенный порядок – распространяющийся на таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования (гл. 49 ТК).
4. Принцип взаимодействия таможенного органа с декларантом и иными заинтересованными лицами, который заключается в том, что указанные субъекты направляют совместные предусмотренные законом усилия для присвоения перемещаемому товару таможенной процедуры. С внедрением электронной формы взаимодействия таможни с перевозчиком, декларантом и иными лицами, процедуры удаленного выпуска, системы управления рисками, минимизируется личное взаимодействие сотрудников таможни с указанными участниками, что исключает коррупционную его составляющую, делает такое взаимодействие максимально прозрачным.
5. Принцип разумной достаточности требований таможенных органов при отправлении формальностей, который предполагает, что такие требования обоснованы и ограничены условиями, необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Недопустимо самовольное установление запретов и ограничений таможенным органом (абз. 2 п. 3 ст. 150, п. 4 ст. 173 ТК).
6. Принцип обязательности установленных запретов и ограничений, который исключает возможность уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и несоблюдения мер нетарифного регулирования и иных запретов и ограничений в результате упрощения формальностей (п. 1 ст. 152, абз. 2 п. 2 ст. 173, п. 2 ст. 174 ТК).
7. Принцип обязательности таможенного контроля, который действует в отношении перемещаемых товаров на любой стадии взаимодействия заинтересованных лиц с таможенным органом.
8. Принцип наличия единого документооборота и единых требований к перечню, содержанию, форме и способу предоставления документов. Причем таможня вправе сократить перечень документов, подаваемых декларантом в том случае, если имеющихся достаточно для таможенных целей, а также применять таможенные документы, заполненные в других государствах (п. 6 ст. 176 ТК, ч. 1 ст. 208 Закона о таможенном регулировании).

Источник: Таможенный юридический словарь-справочник.