ПРОБЕЛ В ПРАВЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Пробелы в праве
отсутствие нормативно правового акта, его части, конкретной нормы, ее отдельного элемента, необходимых для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

Пробел в праве
Полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы, которая не может функционировать без обязательных юридических норм. Способ преодоления: аналогия закона или права (если это допустимо).

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

ПРОБЕЛ В ПРАВЕ
полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы, которая не может функционировать без обязательных юридических норм. Способами преодоления (восполнения) П. в п. являются принятие недостающего нормативного акта, аналогия закона и аналогия права.

Источник: Большой юридический словарь

Пробелы в праве
полное или частичное отсутствие нормативного предписания, необходимость которого обусловливается смыслом и содержанием действующей правовой системы, потребностью юридической практики, жизненной необходимостью. Пробельность в праве выражается либо в полном отсутствии нормативного предписания, либо в его неполноте.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ПРОБЕЛ В ПРАВЕ
от англ. gap in law) – отсутствие (полностью или частично) правовых норм, на основании которых государственный орган или суд мог бы решить вопрос о применении права в случае, подлежащему правовому регулированию. П.в.п. может быть следствием того, что та или иная ситуация не могла быть предусмотрена при разработке закона или же явилась результатом возникновения новых общественных отношений после его издания.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Пробел в праве
это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.
Пробел существует при одновременном наличии двух условий: а) фактические обстоятельства находятся в сфере правового регулирования; б) отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.
Причины появления пробелов в праве: невозможность на нормативном уровне урегулировать все многообразие жизненных ситуаций; отставание законодательства от жизни; ошибки законодателя.
Пробелы должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса. Здесь новых норм права не создается, правоприменитель восполняет отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.
Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай, причем ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственном правосознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.

Источник: Большой юридический словарь

ПРОБЕЛ В ПРАВЕ
Пробел в праве – представляет собой полное или частичное отсутствие правового регулирования в действующем законодательстве при условии, что данные отношения лежат в сфере возможного и необходимого регулирования правом. Пробел существует при одновременном наличии двух условий:
- фактические обстоятельства находятся в сфере правового регулирования;
- отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Причинами появления пробелов в праве являются: - невозможность на нормативном уровне урегулировать все многообразие жизненных ситуаций;
- отставание законодательства от общественной жизни; - ошибки законодателя. Правотворческий пробел может быть вызван как недостаточной квалификацией законодателя, так и намеренной недосказанностью в тексте правового акта, позднее произвольно используемой в угоду личным или групповым интересам. Законодательные пробелы в дальнейшем, зачастую, заполняются при помощи подзаконных актов, устанавливающих необоснованно широкие полномочия органов и должностных лиц, механизмы правового регулирования, не учитывающие в полной мере права и законные интересы граждан и организаций, не предусматривающие меры ответственности правоприменителей.
Классификация пробелов в праве может быть осуществлена на основе следующих критериев:
1) по «территориальному» принципу в соответствии с тем как частично классифицируются нормативно-правовые акты по месту их правосубъектности и компетенции: федеральный, региональный и муниципальный уровень;
2) по отраслям права (пробелы в конституционном, уголовном, гражданском, административном и др.), в которых пробельность устраняется толкованием исходя из общих начал российского права;
3) в зависимости от юридической силы нормативно-правового акта (пробел закона и подзаконного акта), подразумевая под этим возможность разрешения коллизии через содержание акта, имеющего высшую юридическую силу по отношению к исходному акту;
4) пробел в материальной и процессуальной норме права, которые чаще всего по форме представляют недомолвки законодателя, возможно не всегда способного выразить возникающие общественные отношения в новых нормах права;
5) пробел в позитивном праве, свидетельствующий об относительном отставании действующего права от развивающихся общественных отношений, если конечно здесь не усматривается корыстные или корпоративные интересы;
6) по кругу лиц, что может означать осознанное или не осознанное изъятие из под действия закона определенных социальных групп или комплексов социальных отношений.

Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.

ПРОБЕЛ В ПРАВЕ
полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может нормально функционировать.
Обычно необходимость восполнения П. в п. обосновывается в СМИ, научных работах, в выступлениях депутатов, специалистов соответствующих отраслей науки, опросах общественного мнения, и их ликвидация - дело правотворческих органов. Кроме того, в юриспруденции используется понятие П. в п. в собственно юридическом смысле. Такой пробел имеет место, когда с очевидностью можно констатировать, что определенный вопрос входит в сферу правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но конкретное его решение не предусмотрено или предусмотрено не полностью. Например, если лицо, выигравшее по лотерейному билету какую-либо вещь и получившее ее, обнаружит в ней существенные недостатки, то его претензии носят правовой характер, хотя конкретной нормы, устанавливающей порядок их разрешения, не существует.
Чем меньше П. в п., тем оно совершенней, тем прочнее законность. В то же время П. в п. в некоторых случаях неизбежны. Право объективно отстает от развития общественных отношений. Так, в начале 90-х гг. П. в п. в РФ были особенно значительны.
Если рассматриваемый случай попа дает в сферу правового регулирования, если есть прямое указание о том, что он должен быть разрешен юридическими средствами, отсутствие его конкретной регламентации не дает основания органу, применяющему право, отказать в соответствующем решении. В таких случаях и возникает необходимость применения аналогии закона. При обнаружении П. в п. самый правильный и целесообразный выход - найти норму, которая регулирует наиболее близкое, родственное (аналогичное) отношение, и решить дело в соответствии с ее предписаниями. Если же такой нормы нет, то применяется аналогия права, т.е. применение общих начал и принципов правового регулирования отрасли права или правового института. Однако такой подход к П. в п. допустим не всегда.
В сфере правового регулирования, касающегося запрета определенного поведения и установления санкций за те проступки, которые опасны или вредны для общества (правоохранительная деятельность), то или иное запрещенное деяние должно быть четко, полно и недвусмысленно отражено в нормативном акте. Здесь главенствует основополагающий принцип, известный еще со времен римского права: нет преступления. проступка, нет наказания без закона (лат. nullum crimen, nullum poena sine lege). Отсутствие применения аналогии права и аналогии закона при привлечении к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности - гарантия неприкосновенности личности, стабильности правового регулирования, уверенности граждан в том, что они не будут привлечены к ответственности без законных на то оснований.

Источник: Энциклопедия юриста

ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ
одна из форм несовершенства права, отсутствие в нем того, что должно быть необходимым его компонентом. Пробел в позитивном праве — это тот случай, когда нет нормы ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента для решения конкретного дела, спора и т.д. Иногда пробел о м в законодательстве (в узком смысле этого слова) называют вообще отсутствие закона в данной области. Наиболее часто говорят о пробеле в законе, т.е. о неполном урегулировании вопроса в данном законе. Пробел существует в двух видах — в виде полного отсутствия какого-либо регулирования вопроса и в виде неполноты имеющегося регулирования. Те и другие пробелы требуют апелляции к нормотворческим органам на предмет принятия новых норм. Пробелы в позитивном праве всегда означают отсутствие норм в отношении фактов и социальных связей, находящихся в сфере правового регулирования. Границы правового регулирования и рамки действующих нормативных актов перекрещиваются, но не совпадают. Всегда имеется какая-то часть общественных отношений, жизненных ситуаций и обстоятельств, которые, находясь в сфере правового регулирования, не регламентированы нормами права и, наоборот, предусмотрены нормами, но выходят за пределы правовой сферы. Теоретически последний случай возможен в любой системе права. Необходимость в правовом регулировании может появиться и после принятия закона. Отсюда пробелы подразделяются на первоначальные и последующие. Пробелом в позитивном праве является полное или частичное отсутствие правовых установлений (норм), необходимость которых обусловлена развитием социальной жизни и потребности практического решения дел, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием действующего законодательства, отвечающего правовым требованиям, а также иными проявлениями права, вытекающими из природы вещей и отношений. Логическим продолжением и вместе с тем завершающей стадией деятельности по установлению пробелов является необходимость их восполнения. Пробелы в законе не восполняются судами или иными органами в процессе применения права. Устранить пробел в законе можно лишь путем дополнительного законотворчества. Если доктрина и законодательство признают в качестве полноценных источников права лишь акты, исходящие от компетентных правотворческих органов власти и управления, то только эти органы и используются прерогативой восполнения пробелов. Каждый нормотворческий орган правомочен на устранение пробела в своих собственных актах, изданных в соответствии с его компетенцией. Каждый орган вправе устранять пробелы, возникающие по причине появления новых общественных отношений, требующих правового регулирования и относящихся к сфере деятельности данного органа. Лит.: Забигайло В.К. Проблема «пробелов в праве» (к критике буржуазной теории). Киев, 1974; Лазарев В.В. Пробелы в праве. Казань, 1969; Его же. Пробелы в праве и пути их устранения. М , 1974. В.В. Лазарев

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама