ПРОЦЕДУРА ПАРЛАМЕНТСКАЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Найдено 1 определение
ПРОЦЕДУРА ПАРЛАМЕНТСКАЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
сформировалась на основе традиций европейских законодательных собраний и думских прецедентов. Высшим органом Государственной Думы являлись общие собрания. Для них был отведен зал Таврического дворца, служивший ранее зимним садом. Всего за четыре созыва состоялось 992 заседания. Дни и часы общих собраний устанавливались самой Думой. В назначенное время председательствующий занимал свое место. Оценив визуально или прибегнув для точного подсчета собравшихся к услугам помощников пристава Думы, он определял, имеется ли необходимый для начала заседания кворум. По закону общее собрание могло приступить к своей работе при наличии в зале не менее трети депутатов. При наличии кворума председательствующий открывал заседание и, прежде всего, сообщал парламентариям о поступивших в Думу делах. После этого собрание приступало к рассмотрению дел, утвержденных в повестке дня. До разрешения обсуждавшегося вопроса переход к другим делам не допускался. Никто из депутатов не мог высказаться, не получив слова от председательствующего. Заявления о предоставлении слова должны были подаваться в письменном виде, но не ранее начала рассмотрения общим собранием вопроса, по которому желал выступить тот или иной депутат. По предложению 30 депутатов мог быть поставлен на голосование вопрос об ограничении времени выступлений в прениях, о прекращении записи ораторов (неполное прекращение пренийи о полном прекращении прений. После завершения прений и при переходе к голосованию по обсуждавшемуся вопросу звонком во всех помещениях Думы депутаты приглашались в зал. Перед началом голосования председательствующий сообщал о всех имевшихся у него и подлежавших баллотировке предложениях. К голосованию допускались только письменные предложения. Думские голосования подразделялись на открытые и закрытые. Открытое голосование осуществлялось вставанием. Проект наказа Думы второго созыва допускал голосование руками, но ни разу в практике общих собраний к подобной процедуре не прибегали. По обычаю, заведенному С. А. Муромцевым, голосовавшие «за» оставались сидеть, голосовавшие «против» — вставали. Воздержавшиеся должны были письменно уведомить об этом секретаря Думы, в противном случае они считались проголосовавшими «за». Если результаты голосования вызывали сомнения, то процедура повторялась. Если и после повторной баллотировки ясности не прибавлялось, то проводилось голосование разделением. Голосовавшие «за» и «против» должны были выйти из зала заседаний в противоположные двери, во время чего помощники пристава Думы производили точный подсчет. По требованию не менее 30 депутатов могло быть проведено поименное голосование посредством подачи именных записок. Попытки технического усовершенствования процедуры голосования сталкивались с неудовлетворительным состоянием Таврического дворца и большими финансовыми затратами. К закрытому (тайному голосованию шарами или записками прибегали при выборах должностных лиц, членов комиссий и т. п. Подсчет голосов в этих случаях производился товарищами секретаря Думы при участии депутатов, приглашенных председательствующим, немедленно после окончания голосования прямо в зале заседаний. Государственная Дума в соответствии с регламентом могла приступать к рассмотрению законодательных дел только после рассмотрения их в соответствующих комиссиях. Разработку и внесение в парламент законопроектов, признанных желательными, могли осуществлять либо министры, либо комиссии Думы и Государственного Совета. Российским законодательством первый вариант рассматривался как общее правило, второй — как исключение. Все законопроекты, поступавшие из комиссий в общее собрание, подлежали троекратному обсуждению, причем между вторым и третьим обсуждениями полагался перерыв не менее трех дней. Если законопроект признавался спешным, то по усмотрению Думы этот срок мог быть сокращен. Всего в довоенный период, включая две первые сессии четвертого созыва, на рассмотрение общего собрания было вынесено 4629 законопроектов, из них в 4172 случаях инициатива принадлежала правительству и только в 447 — членам Думы и ее президиуму. Из дел, не относившихся к законодательным, наиболее существенную роль в Думе играли запросы к министрам. В отличие от мировой практики в российском парламенте право запросов было ограничено одной только областью незакономерных действий властей. Запросы могли быть направлены министрам от 30 членов Думы и должны были касаться только дел, подведомственных Сенату, т. е. не могли направляться в адрес духовных властей. Не допускались запросы о международной деятельности правительства, так как внешняя политика была изъята из компетенции Думы. Не принимались правительством и запросы по поводу событий, происшедших до 27 апреля 1906 г., дня открытия первой Думы. Для ответов на запросы министрам отводился месячный срок. Наряду с правом запросов о незакономерных действиях административных властей, члены Думы получили и право обращаться к министрам с вопросами «за разъяснениями, непосредственно касавшимися рассматриваемых Думой дел». Конструируя народное представительство в России законодатель пытался предотвратить превращение Государственной Думы в аналог европейского парламента. Достигнув определенных успехов в ограничении полномочий Думы, он оказался не в состоянии воспрепятствовать усвоению думцами форм современной парламентской деятельности.

Источник: Словарь парламентских терминов

Реклама