ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЕ

Найдено 1 определение
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЕ
составление суждений о тех или иных результатах предстоящих выборов, а также их последствиях. Основной целью предвыборного прогнозирования является предоставление возможности устроителям и участникам выборов и всем заинтересованным наблюдателям корректировать свое поведение в соответствии с ожидаемым исходом выборов. Необходимо иметь в виду, что прогноз голосования и прогноз исхода выборов по сути представляют собой два разных вида прогноза. Прогнозируя исход выборов, помимо поведения избирателей необходимо также рассматривать вероятность фальсификации результатов голосования и ее возможные пределы, возможность снятия отдельных кандидатов с дистанции, возможность отмены выборов или признания их несостоявшимися и т. д. Содержание прогнозирования зависит и от масштабов его предмета. Так, в случае выборов, проводимых в большом числе округов, прогноз их исхода в целом должен представлять собой не просто суммирование прогнозов основных результатов в отдельных округах, но и учет дополнительных факторов — прежде всего особенностей политических позиций вероятных победителей и возможностей их изменения (смены партийной принадлежности и т. д.). Прогнозирование может носить также точечный характер и сводиться к определению вероятных величин отдельных показателей — процента голосов, подаваемых за конкретного кандидата, уровня абсентеизма и т. д. При этом важно исходить из значимости прогнозируемых результатов. Малопродуктивно, например, прогнозировать уровень поддержки избирателями тех или иных партий в общенациональных масштабах при проведении парламентских выборов по одномандатным мажоритарным избирательным округам или прогнозировать процент избирателей, которые примут участие в выборах, результаты которых все равно будут сфальсифицированы на стадии подсчета голосов. Как и любой политический прогноз, результат предвыборного исследования не может быть сведен к определению единственно возможного варианта развития событий. Реально таких вариантов всегда несколько. Даже если победа какого−то кандидата представляется абсолютно гарантированной, существует вероятность того, что выборы могут не состояться или фаворит по какой−либо причине выйдет из борьбы. Следовательно, содержание прогнозирования, если оно не является точечным, должно заключаться в выявлении возможных вариантов и вероятности их осуществления на данный момент. В предвыборном, как и в любом политическом прогнозировании, таким образом, заложен парадокс — корректируя свои действия в соответствии с составленными прогнозами, различные силы, вовлеченные в предвыборный процесс, могут сделать этот прогноз менее точным, если он был точен первоначально. Более того, определить, какие именно выводы сделает для себя каждый актор из прогноза, составленного в данный момент (даже если предположить, что его содержание будет тоже одним и тем же), во многих случаях бывает практически невозможно. Именно поэтому участники предвыборной борьбы зачастую предпочитают основывать свои действия не на научных прогнозах, а на интуиции, чутье, «здравом смысле» и т. п. Для составления предвыборного прогноза прежде всего необходимо знание основных характеристик участвующих в выборах сил и их намерений, с одной стороны, и настроений избирателей — с другой. Самый сложный вид прогнозирования связан с моделированием различных вариантов действий участников предвыборной борьбы в соотнесении с возможной динамикой изменений настроений избирателей. Таким образом, учитываются как объективная, так и субъективная составляющая выборов. В большинстве случаев предвыборные прогнозы конкретного исхода голосования строятся на основе опросов избирателей, составления предвыборных рейтингов. При этом выборка респондентов должна соответствовать структуре электората в социальном, территориальном и прочих аспектах. Чем ближе момент голосования, тем больше возможностей предугадать исход выборов, основываясь на точных социологических замерах. Наиболее точный прогноз результатов голосования можно составить на основе данных экзит-пула (тем более что в данном случае речь будет идти об уже совершенном, а не планируемом действии). Однако значение прогноза, полученного на основе таких данных, в современных условиях будет невелико — в лучшем случае он на несколько часов опередит оглашение предварительных итогов выборов как состоявшегося события. Если электорат достаточно четко структурирован, то прогноз может строиться на определении предпочтений отдельных групп и выявлении доли этих групп в общем числе избирателей. Существуют и иные способы предвыборного прогнозирования — путем экстраполяции результатов предыдущих выборов, характеристики политической ситуации и тенденций ее развития и т. д. Среди самых больших трудностей, возникающих при составлении прогноза результатов голосования, следует отметить соотнесение выявленных предпочтений избирателей с вероятностью их явки на выборы. При проведении опросов о своем намерении принять участие в голосовании, как правило, заявляют значительно больше избирателей, чем приходят на выборы на самом деле. Явку можно прогнозировать по аналогии с предыдущими выборами, но остается вопрос, избиратели с какими предпочтениями действительно примут участие в голосовании, а какие откажутся от своего первоначального намерения. Одним из решающих условий эффективности предвыборного прогнозирования является не только полнота и точность исходных данных, но и объективность их оценки, умение и желание увидеть ситуацию такой, какая она есть на самом деле. Кроме того, следует учитывать, что те или иные прогнозы могут составляться и публиковаться в агитационных целях, представляя собой разновидность формирующей аналитики.

Источник: Словарь выборных терминов.

Реклама