ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
англ. proportional election system) – система избирательного права, при которой избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями, допущенными к участию в выборах.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Пропорциональная избирательная система
способ проведения выборов, когда избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями, допущенными к участию в выборах. В основе данной системы принцип пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ею мандатами. В отличие от мажоритарной избирательной системы применяется только в условиях многопартийности.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Система избирательного права, при которой голосование за кандидатов проводится по партийным спискам, причем каждый список получает количество мест соразмерно (пропорционально) числу поданных за него голосов. При пропорциональной избирательной системе создаются большие избирательные округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. При выборах, проводимых по данной системе, кандидаты в представительный орган выдвигаются общественными объединениями, каждое из которых выдвигает свой список кандидатов, а избиратель голосует за тот или иной список целиком.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Пропорциональная избирательная система

(пропорциональная система представительства)
Порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов. При пропорциональной избирательной системе создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает свой голос за список соответствующей партии. Для определения результатов голосования устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке.

Источник: Словарь терминов к курсу по правам человека

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА)
порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов. При . П.и.с. создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за список соответствующей партии. Для определения результатов голосования устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. П.и.с. применяется при выборах всего парламента (Дания, Португалия, Люксембург, Латвия), либо только нижней палаты (Австралия, Австрия, Бельгия, Польша, Бразилия), либо 1/2 состава нижней палаты (ФРГ, РФ на выборах 12 декабря 1993 г.).

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
способ голосования, при котором распределение мест в парламенте происходит пропорционально количеству голосов, полученных списками кандидатов (чаще всего партийными). Используется при выборах в представительные орга ны власти. Партии могут выдвигать списки как в одном избирательном округе, охватывающем территорию всей страны (общенациональный, общефедеральный избирательный округ), так и в нескольких равнозначных многомандатных округах, если законом не предусмотрен единый избирательный округ. Проведение выборов по пропорциональной системе способствует процессу партийного строительства. Однако, партий, участвующих в выборах, может быть очень много, и в случае, если все они проведут своих представителей в парламент, будет сложно принимать в его стенах качественные решения. Поэтому часто, но не всегда вводится избирательный барьер - минимальный процентный порог, который нужно преодолеть партии, чтобы быть представленной в органе власти. До недавнего времени на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был установлен 5% барьер, с 2007 г. — 7% барьере. В ФРГ на выборах в Бундестаг установлен 5% барьер, в Нидерландах на парламентских выборах - 0,67%, в Турции - 11%, в Грузии - 3%. В идеале пропорциональная избирательная система позволяет создать парламент, который как зеркало отражает все социальные группы, представленные в обществе и, таким образом, является более справедливой, чем мажори тарная. При введении избирательного барьера значительная часть голосов теряется, поэтому, чем он выше, тем сомнительнее преимущество пропорциональной системы.

Источник: Словарь парламентских терминов

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
система пропорционального представительства партий и движений в парламенте, основанная на том, чтобы каждая партия или движение получали в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за их кандидатов на выборах. В РФ это система определения результатов голосования, применяемая при проведении выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу. П.и.с. используется там, где количество мест, получаемых политической партией либо движением, блоком, пропорционально числу голосов, поданных за общефедеральные партийные списки в масштабах страны либо в рамках одного или нескольких многомандатных избирательных округов, на которые делится государство. Такая система используется при выборах в парламенты Испании, Италии, ФРГ, Израиля и ряда других стран в сочетании с мажоритарной системой либо в чистом виде. В РФ такая система впервые была применена в 1993 г. при проведении выборов депутатов Государственной Думы.
В соответствии с П.и.с. распределение депутатских мандатов осуществляется следующим образом: 1) сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов избирательных объединений, получивших 5% и более голосов избирателей, делится на 225 (число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу). Полученный результат есть первое избирательное частное (в зарубежной избирательной практике это частное именуется избирательной квотой); 2) число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа и является числом депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
способ проведения выборов, при котором места в избираемом органе власти распределяются между политическими силами пропорционально количеству полученных ими голосов. Если этот принцип действует в чистом виде, то партии или избирательному объединению, получившему на выборах, например, 30% голосов, должно быть предоставлено 30% мест в избираемом органе власти, 17% голосов — 17% мест, 3% голосов — 3% мест и т. д. Квота голосов, необходимая для занятия одного депутатского места, определяется отдельно на каждых выборах от числа действительных поданных бюллетеней. В чистом виде пропорциональная система исключает установление каких−либо процентных или количественных барьеров, ограничивающих участие части списков в распределении мест в формируемом органе власти. Если тот или иной список кандидатов набрал какую−то долю голосов, достаточную для занятия всего одного депутатского места, это место должно быть предоставлено представителю данного списка. Установление же барьеров означает отступление в сторону принципа мажоритарной системы. Кроме того, список кандидатов, при действии пропорционального принципа в чистом виде, должен быть закрытым, т. е. кандидаты должны быть расставлены в нем в порядке, в котором они претендуют на избрание, и избиратель не должен быть в силах этот порядок изменить. При таком подходе количество потерянных, поданных впустую голосов будет ничтожно малым, однако в избранном органе власти окажется представленным большое число различных политических сил и ни одна из них, скорее всего, не будет иметь прочного большинства. Справедливое представительство тем самым может обернуться политической нестабильностью. Кроме того, при использовании пропорциональной системы, как правило, возникают проблемы с решением вопроса о том, какой конкретно депутат должен представлять интересы того или иного конкретного избирателя. Проведение выборов по пропорциональной системе способствует процессу партийного строительства и формированию многопартийной системы. В целом сфера применения пропорциональных систем при проведении выборов в современном мире имеет тенденцию к расширению.

Источник: Словарь выборных терминов.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
одна из главных разновидностей избирательной системы, способ определения результатов выборов. В отличие от мажоритарной системы пропорциональная избирательная система исходит не из принципа: победитель (на выборах) получает все, а предполагает распределение мест в определенной пропорции к собранным голосам, поэтому она может быть применена только в многомандатных (в т.ч. общегосударственных) избирательных округах. Главное в пропорциональной системе — вычисление избирательной квоты (избирательного метра) — числа голосов, необходимых для избрания одного депутата. Если все места по квоте разделить нельзя и остаются нераспределенные места, а также остатки голосов у каждой партии, то нераспределенные по квоте места делятся по дополнительным правилам: 1) по правилу наибольшего избирательного числа, когда нераспределенные места по порядку передаются в виде премии партиям, набравшим большее число голосов по сравнению с другими; 2) по правилу наибольшего остатка, когда нераспределенные места передаются партиям, имеющим наибольший остаток голосов, не использованных при распределении мест по квоте; 3) неиспользованные голоса каждой партии суммируются в масштабах всей страны, снова вычисляется квота и места дополнительно распределяются между партиями; 4) нераспределенные места распределяются между партиями в пропорции к числу мест, полученных ими по квоте. Последний метод используется, в частности, когда имеется много нераспределенных мест в общегосударственном округе, например, при применении высокого заградительного барьера. При П.и.с. иногда допускается панашаж — право избирателя голосовать за кандидатов из разных партийных списков, что бывает обычно в небольших одномандатных округах, когда в бюллетене содержатся фамилии кандидатов от разных партий, но не в общегосударственном округе. Панашаж означает голосование за личность кандидата, а не за ту или иную партию, ее программу. Искажает П.и.с. соединение списков, особый прием, в результате которого голоса первоначально распределяются между соединенным списком тех партий, которые объявляют о соединении, а затем они сами делят между собой места, доставшиеся списку. Это дает объединившимся партиям (на деле соединяются только списки кандидатов) определенные преимущества. При пропорциональной избирательной системе может быть допущен преференциальный вотум, когда избиратели, голосуя за определенную партию, вместе с тем могут указать в списке кандидатов наиболее желательных для них л и ц (отмечают цифрами или другими знаками). П.и.с. применяется в России на выборах половины (225) депутатов Государственной Думы, а также при выборах законодательных органов (или части их) в некоторых субъектах Федерации. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в РФ. Другой вид - мажоритарная избирательная система.
П.и.с. имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы (избирательные объединения, блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, ФРГ, РФ: может быть и другой процент - в частности, 4%, в Швеции, 3 - в Аргентине, 2 - в Дании, 1 % в Израиле). Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по П.и.с. Получается избирательное частное. Далее количество голосов, поданных за каждый список кандидатов, делится на избирательное частное. Так устанавливается, сколько партии, движения получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная от первого. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за данный список в соответствующем регионе.
Плюсом П.и.с. является то, что голоса избирателей не пропадают (за исключением тех, которые отданы за список, не преодолевший 5%-ю планку). Минусом П.и.с. считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части. Некоторые страны отказались от связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешли к системе свободных списков - избиратель вправе отдавать предпочтения кандидатурам из списка партии, движения и даже дополнять список. Минусом П.и.с. многие депутаты, политики и исследователи считают и высокий процентный барьер.
П.и.с. применяется при выборах всего парламента (Дания, Португалия, Люксембург, Латвия), либо только нижней палаты (Австралия, Австрия, Бельгия, Польша, Бразилия), либо 1/2 состава нижней палаты (ФРГ, РФ).
В РФ П.и.с. применяется на выборах половины - 225 депутатов - ГД. Каждое избирательное объединение, блок может включить в федеральный избирательный список кандидатов в депутаты до 270 человек. Возможно, выделение в списки центральной части и распределение остальных кандидатов по регионам, состоящим из групп или отдельных субъектов РФ. В распределении депутатских мандатов участвуют только избирательные объединения, блоки, получившие более 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах 1995 г. это были КПРФ, ЛДПР, движения "Наш дом Россия" и "Яблоко" (см. также Мажоритарная избирательная система, Государственная Дума РФ, Избирательное частное).

Источник: Энциклопедия юриста

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Другим видом является мажоритарная избирательная система.
П. и. с. имеет много разновидностей. Но если говорить о системе в целом, ее суть состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы (в избирательном законодательстве - избирательные объединения, блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков, исходя из симпатий к партии, движению, их лидерам и участникам. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, в ФРГ, России; может быть и другой процент действительных голосов: в частности, 4% - в Швеции, 3% - в Аргентине, 2% - в Дании, 1% - в Израиле). Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по П. и. с. Получается так называемое избирательное частное. Далее количество голосов, поданных за каждый список кандидатов, делится на избирательное частное. Так партии, движения узнают, сколько они получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная с первого. Если список разбит на центральную часть и так называемые региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей. поданных за данный список в соответствующем регионе.
Плюсом П. и. с. является то, что голоса избирателей не пропадают, пропорционально им партии и движения все же получают мандаты в представительном органе, за исключением тех, кто не прошел э%-ук> или иную установленную планку. Минусом П. и. с. считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные - ему неизвестны. Кроме того, у избранных депутатов нет такой прямой связи с избирателями конкретного округа, как это имеет место при мажоритарной избирательной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части - тогда избиратели лучше знают кандидатов из своего региона и голосуют за них. Ряд стран отказался от так называемых связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешел к системе свободных списков - избиратель вправе отдавать предпочтение кандидатам из списка партии, движения и даже дополнять список.
П. и. с. применяется на выборах половины Государственной Думы (225 депутатов). Вся страна является единым федеральным избирательным округом. Каждое избирательное объединение, блок может включить в федеральный избирательный список кандидатов в депутаты до 270 человек. Возможно выделение в списке центральной части и распределение остальных кандидатов по регионам, состоящим из групп или отдельных субъектов РФ. В распределении депутатских мандатов участвуют только избирательные объединения, блоки, получившие более 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах 1995 г. таковыми стали КПРФ, ЛДПР, движения "Наш дом Россия" и "Яблоко".(С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Пропорциональная избирательная система
избирательная система, при которой распределение мандатов производится между списками кандидатов, зарегистрированных избирательными объединениями, избирательными блоками. Каждое избирательное объединение, каждый избирательный блок, зарегистрировавший на выборах список кандидатов, получает количество мандатов, пропорциональное числу голосов избирателей, подданных за соответствующий список кандидатов. См. Избирательная система.
Избиратели при проведении выборов на основе пропорциональной избирательной системы голосуют не персонально за кандидатов, а за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, иными политическими объединениями, их блоками. См. Список кандидатов, Избирательное объединение, Избирательный блок.
В случае применения пропорциональной избирательной системы для проведения выборов образуется один избирательный округ, в котором производится избрание депутатов, количественно равном числу подлежащих распределению мандатов. Для пропорционального распределения мандатов среди списков кандидатов используются различные методы.
Метод избирательной квоты основывается на установлении квоты - минимального числа голосов избирателей, которое необходимо набрать партии для получения одного мандата. Эта квота определяется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению. Мандаты распределяются среди списков кандидатов пропорционально отношению числа голосов избирателей, поданных за каждый список, к установленной квоте. Оставшееся количество мандатов распределяется между списками по правилу наибольшего остатка либо наибольшей средней.
При пропорциональной избирательной системе могут применяться и другие методы: метод делителей (метод Ондта), метод Генри Друпа.
Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно малочисленных партий и потому наиболее полно отражает действительное соотношение политических сил. В то же время законодательством различных государств о выборах устанавливаются нормы, оказывающие влияние на распределение мандатов и нарушающие условия пропорциональности. К таким нормам относятся положения, определяющие барьер ("заградительный пункт", "заградительные оговорки") для маловлиятельных политических партий, пользующихся поддержкой малого количества избирателей - они не допускаются к распределению мандатов, если их списки не получили установленного законом минимума голосов избирателей.
Другим способом нарушения пропорциональности является блокирование (соединение) списков, когда на любом этапе выборов избирательным объединениям предоставляется право объединить их списки кандидатов, при этом голоса, поданные за каждый из этих списков, суммируются и считаются поданными за один список.
На основе пропорциональной избирательной системы избирается половина депутатского корпуса нижней палаты парламента. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
Законами субъектов Российской Федерации может предусматриваться проведение выборов депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления с использованием пропорциональной избирательной системы.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

Пропорциональная избирательная система
избирательная система, при которой распределение мандатов в избирательном округе производится между партиями. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество мандатов, пропорциональное числу голосов избирателей, полученных ею на выборах.
Избиратели при применении на выборах пропорциональной избирательной системы голосуют за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, иными политическими объединениями, их блоками.
Пропорциональная избирательная система может применяться только в многомандатных избирательных округах. Для пропорционального распределения мандатов используются различные методы.
Метод избирательной квоты основывается на установлении квоты — минимального числа голосов избирателей, которое необходимо набрать партии для получения одного мандата. Эта квота определяется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению. Мандаты распределяются среди списков кандидатов пропорционально отношению числа голосов избирателей, поданных за каждый список, к установленной квоте. Оставшееся количество мандатов распределяется между списками по правилу наибольшего остатка либо наибольшей средней.
При пропорциональной избирательной системе могут применяться и другие методы: метод делителей (метод д’Ондта), метод Г. Друпа.
Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно малочисленных партий и потому наиболее полно отражает действительное соотношение политических сил. В то же время законодательством различных государств о выборах устанавливаются нормы, оказывающие влияние на распределение мандатов и нарушающие условия пропорциональности. К таким нормам относятся положения, определяющие барьер («заградительный пункт», «заградительные оговорки») для маловлиятельных политических партий, пользующихся поддержкой небольшого числа избирателей, — они не допускаются к распределению мандатов, если их списки не получили установленного законом минимума голосов избирателей. Другим способом нарушения пропорциональности является блокирование (соединение) списков, когда на любом этапе выборов избирательным объединениям предоставляется право объединить их списки кандидатов, при этом голоса, поданные за каждый из этих списков, суммируются и считаются поданными за один список.
Пропорциональная система способствует формированию многопартийности, более четкой артикуляции и агрегированию социально-групповых интересов, структурированию гражданского общества, поощряет многопартийное соперничество и повышает ответственность партий. Однако пропорциональная система затрудняет связь с избирателями в регионах.
Широкая дискуссия по проблемам совершенствования избирательной системы способствовала концептуальному обоснованию возможности введения пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы в 2007 г. При этом необходимо было обеспечить установление тесной связи избранных депутатов с избирателями в регионах, поставить получение депутатского мандата в зависимость от результатов работы кандидата из федерального списка в конкретном субъекте Российской Федерации в составе региональной группы кандидатов.
В этой связи в избирательном законодательстве закреплены такие требования, как уменьшение до трех кандидатов общефедеральной части федерального списка кандидатов; обязательность разделения федерального списка кандидатов на региональные группы, общее число которых не может составлять менее 4/5 от числа субъектов; изменение методики распределения мандатов — первоочередное получение мандатов кандидатами из тех региональных групп кандидатов, которые набрали на соответствующих территориях наибольшие доли голосов избирателей в общем числе голосов избирателей, принявших участие в голосовании на этих территориях; сохранение предусмотренного в настоящее время федеральным законом для следующих выборов депутатов Государственной Думы семипроцентного заградительного барьера.
Согласно законопроекту “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, принятому Госдумой в первом чтении, с 2016 года снова вводится смешанная система выборов в нижнюю палату: 225 депутатов будут избираться по мажоритарной системе (по одномандатным округам) и 225 — по пропорциональной избирательной системе (по спискам политических партий). В списки политических партий разрешено включать и беспартийных кандидатов; причем, их количество может составить до половины от общей численности кандидатов данного списка. Сбор подписей избирателей предусмотрен только для регистрации кандидата-самовыдвиженца. Законопроект не позволяет создавать избирательные блоки. С 7% до 5% снижен минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить федеральному списку кандидатов на выборах депутатов Госдумы, чтобы участвовать в распределении депутатских мандатов.
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 21.07.2005 г. № 93-ФЗ.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов. — М.: Норма, 2003.
Муниципальные выборы: практика, проблемы: сборник /ЦИК РФ. — М., 2005.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в РФ. Другим видом является мажоритарная избирательная система.
П.и.с. имеет много разновидностей. Но говоря в целом, ее суть состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы (в избирательном законодательстве – избирательные объединения, блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков, исходя из симпатий к партии, движению, их лидерам и участникам. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5 % (например, ФРГ, Россия, может быть и другой процент – в частности, 4 % в Швеции, 3 % в Аргентине, 2 % в Дании, 1 % в Израиле) действительных голосов. Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по п.и.с. Получается так называемое избирательное частное – см. Далее количество голосов, поданных за каждый список кандидатов, делится на избирательное частное. Так партии, движения узнают, сколько они получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная от первого. Если список разбит на центральную часть и так называемые региональные группы, первыми проходят в парламенты кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданных за данный список в соответствующем регионе.
Плюсом п.и.с. является то, что голоса избирателей не пропадают, пропорционально им партии и движения – больше или меньше – но все же получают мандаты в представительном органе, за исключением тех, кто не прошел 5процентную или иную подобную планку. Минусом п.и.с. считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц – он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные ему не известны. Кроме того, у избранных депутатов нет такой прямой связи с избирателями конкретного округа, как это имеет место при мажоритарной избирательной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части, тогда избиратели лучше знают кандидатов из своего региона и голосуют за них (это делается и в России). Ряд стран отказался от так называемых связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешел к системе свободных списков – избиратель вправе отдавать предпочтения кандидатам из разных списков партий и даже дополнять список. Некоторые субъекты РФ попытались применить систему свободных списков на выборах своих законодательных органов власти, но вскоре от этого отказались изза сложности данной процедуры, в том числе для избирателей.
П.и.с. применяется в России на выборах депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, частично на муниципальном уровне.
На выборах в Государственную Думу по этой системе положено избирать половину – 225 депутатов Государственной Думы. Вся страна является единым федеральным избирательным округом. Право выдвигать списки кандидатов имеют только политические партии.
В соответствии с Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, наряду с членами данной политической партии могут быть включены граждане, не являющиеся членами данной или иной политической партии. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов. В федеральный список кандидатов не могут быть включены граждане, являющиеся членами иных политических партий.
Федеральный список кандидатов может быть разбит на общефедеральную и региональную части. В региональную часть входят региональные группы кандидатов, соответствующие группе граничащих между собой субъектов РФ, субъекту РФ или части территории субъекта РФ.
В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов. Региональных групп кандидатов должно быть не менее 35. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более 10 кандидатов. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать всю территорию Российской Федерации. В федеральный список кандидатов могут быть включены кандидаты, выдвинутые политической партией по одномандатным избирательным округам.
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.
Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, подано в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, получившие менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из числа федеральных списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, распределяются между зарегистрированными кандидатами, включенными в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, и зарегистрированными кандидатами, включенными в региональные группы кандидатов, в соответствии с методикой пропорционального распределения депутатских мандатов, предусмотренной Законом.
Депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в федеральном списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка ЦИК РФ и рассматриваемым (в пределах общефедеральной части федерального списка кандидатов и каждой из региональных групп кандидатов) как порядок очередности получения депутатских мандатов.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
196.27 кб

Пропорциональная избирательная система: за и против

Черепанов Виктор Алексеевич
Рассмотрены особенности применения пропорциональной избирательной сис-темы в Российской Федерации, проанализированы ее достоинства и недостатки, обозначены некоторые направления совершенствования российской избира-тельной модели.
Читать PDF
152.00 кб

О пропорциональной избирательной системе с преференциальным вотумом

Чиркин Вениамин Евгеньевич
Автор рассматривает четыре избирательные системы, применяемые на выбо-рах в России, и предлагает новую систему, которая соединяет преимущества по-литического выбора (голосование избирателя за партию) и индивидуализацию кандидата и
Читать PDF
57.74 кб

Возможность и целесообразность использования пропорциональной избирательной системы на муниципальных

Кулушева Мария Александровна
Читать PDF
137.57 кб

От смешанной избирательной системы к пропорциональной и вновь к смешанной: анализ правовых основ дум

Стромов В.Ю.
В статье анализируется трансформация избирательного законодательства по выборам депутатов Государственной Думы РФ. Дается анализ правовых норм.
Читать PDF
925.93 кб

Причины возвращения к мажоритарно-пропорциональной избирательной системе на выборах депутатов Госуда

Зубарь Татьяна Сергеевна
в статье произведен анализ причин реформирования избирательной системы Российской Федерации.
Читать PDF
148.98 кб

Пропорциональная избирательная система на муниципальных выборах в условиях нового партийного строите

Сабаева Светлана Викторовна
Проанализированы параметры применения пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах и возможные направления дальнейшего совершенствования федерального законодательства.