ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
(пропорциональная система представительства)
Порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов. При пропорциональной избирательной системе создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает свой голос за список соответствующей партии. Для определения результатов голосования устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Источник: Словарь парламентских терминов
В соответствии с П.и.с. распределение депутатских мандатов осуществляется следующим образом: 1) сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов избирательных объединений, получивших 5% и более голосов избирателей, делится на 225 (число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу). Полученный результат есть первое избирательное частное (в зарубежной избирательной практике это частное именуется избирательной квотой); 2) число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа и является числом депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Источник: Словарь выборных терминов.
Источник: Юридическая энциклопедия
П.и.с. имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы (избирательные объединения, блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, ФРГ, РФ: может быть и другой процент - в частности, 4%, в Швеции, 3 - в Аргентине, 2 - в Дании, 1 % в Израиле). Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по П.и.с. Получается избирательное частное. Далее количество голосов, поданных за каждый список кандидатов, делится на избирательное частное. Так устанавливается, сколько партии, движения получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная от первого. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за данный список в соответствующем регионе.
Плюсом П.и.с. является то, что голоса избирателей не пропадают (за исключением тех, которые отданы за список, не преодолевший 5%-ю планку). Минусом П.и.с. считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части. Некоторые страны отказались от связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешли к системе свободных списков - избиратель вправе отдавать предпочтения кандидатурам из списка партии, движения и даже дополнять список. Минусом П.и.с. многие депутаты, политики и исследователи считают и высокий процентный барьер.
П.и.с. применяется при выборах всего парламента (Дания, Португалия, Люксембург, Латвия), либо только нижней палаты (Австралия, Австрия, Бельгия, Польша, Бразилия), либо 1/2 состава нижней палаты (ФРГ, РФ).
В РФ П.и.с. применяется на выборах половины - 225 депутатов - ГД. Каждое избирательное объединение, блок может включить в федеральный избирательный список кандидатов в депутаты до 270 человек. Возможно, выделение в списки центральной части и распределение остальных кандидатов по регионам, состоящим из групп или отдельных субъектов РФ. В распределении депутатских мандатов участвуют только избирательные объединения, блоки, получившие более 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах 1995 г. это были КПРФ, ЛДПР, движения "Наш дом Россия" и "Яблоко" (см. также Мажоритарная избирательная система, Государственная Дума РФ, Избирательное частное).
Источник: Энциклопедия юриста
П. и. с. имеет много разновидностей. Но если говорить о системе в целом, ее суть состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы (в избирательном законодательстве - избирательные объединения, блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков, исходя из симпатий к партии, движению, их лидерам и участникам. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, в ФРГ, России; может быть и другой процент действительных голосов: в частности, 4% - в Швеции, 3% - в Аргентине, 2% - в Дании, 1% - в Израиле). Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по П. и. с. Получается так называемое избирательное частное. Далее количество голосов, поданных за каждый список кандидатов, делится на избирательное частное. Так партии, движения узнают, сколько они получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная с первого. Если список разбит на центральную часть и так называемые региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей. поданных за данный список в соответствующем регионе.
Плюсом П. и. с. является то, что голоса избирателей не пропадают, пропорционально им партии и движения все же получают мандаты в представительном органе, за исключением тех, кто не прошел э%-ук> или иную установленную планку. Минусом П. и. с. считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные - ему неизвестны. Кроме того, у избранных депутатов нет такой прямой связи с избирателями конкретного округа, как это имеет место при мажоритарной избирательной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части - тогда избиратели лучше знают кандидатов из своего региона и голосуют за них. Ряд стран отказался от так называемых связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешел к системе свободных списков - избиратель вправе отдавать предпочтение кандидатам из списка партии, движения и даже дополнять список.
П. и. с. применяется на выборах половины Государственной Думы (225 депутатов). Вся страна является единым федеральным избирательным округом. Каждое избирательное объединение, блок может включить в федеральный избирательный список кандидатов в депутаты до 270 человек. Возможно выделение в списке центральной части и распределение остальных кандидатов по регионам, состоящим из групп или отдельных субъектов РФ. В распределении депутатских мандатов участвуют только избирательные объединения, блоки, получившие более 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах 1995 г. таковыми стали КПРФ, ЛДПР, движения "Наш дом Россия" и "Яблоко".(С. А.)
Избиратели при проведении выборов на основе пропорциональной избирательной системы голосуют не персонально за кандидатов, а за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, иными политическими объединениями, их блоками. См. Список кандидатов, Избирательное объединение, Избирательный блок.
В случае применения пропорциональной избирательной системы для проведения выборов образуется один избирательный округ, в котором производится избрание депутатов, количественно равном числу подлежащих распределению мандатов. Для пропорционального распределения мандатов среди списков кандидатов используются различные методы.
Метод избирательной квоты основывается на установлении квоты - минимального числа голосов избирателей, которое необходимо набрать партии для получения одного мандата. Эта квота определяется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению. Мандаты распределяются среди списков кандидатов пропорционально отношению числа голосов избирателей, поданных за каждый список, к установленной квоте. Оставшееся количество мандатов распределяется между списками по правилу наибольшего остатка либо наибольшей средней.
При пропорциональной избирательной системе могут применяться и другие методы: метод делителей (метод Ондта), метод Генри Друпа.
Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно малочисленных партий и потому наиболее полно отражает действительное соотношение политических сил. В то же время законодательством различных государств о выборах устанавливаются нормы, оказывающие влияние на распределение мандатов и нарушающие условия пропорциональности. К таким нормам относятся положения, определяющие барьер ("заградительный пункт", "заградительные оговорки") для маловлиятельных политических партий, пользующихся поддержкой малого количества избирателей - они не допускаются к распределению мандатов, если их списки не получили установленного законом минимума голосов избирателей.
Другим способом нарушения пропорциональности является блокирование (соединение) списков, когда на любом этапе выборов избирательным объединениям предоставляется право объединить их списки кандидатов, при этом голоса, поданные за каждый из этих списков, суммируются и считаются поданными за один список.
На основе пропорциональной избирательной системы избирается половина депутатского корпуса нижней палаты парламента. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
Законами субъектов Российской Федерации может предусматриваться проведение выборов депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления с использованием пропорциональной избирательной системы.
Источник: Российское избирательное право от А до Я
Избиратели при применении на выборах пропорциональной избирательной системы голосуют за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, иными политическими объединениями, их блоками.
Пропорциональная избирательная система может применяться только в многомандатных избирательных округах. Для пропорционального распределения мандатов используются различные методы.
Метод избирательной квоты основывается на установлении квоты — минимального числа голосов избирателей, которое необходимо набрать партии для получения одного мандата. Эта квота определяется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению. Мандаты распределяются среди списков кандидатов пропорционально отношению числа голосов избирателей, поданных за каждый список, к установленной квоте. Оставшееся количество мандатов распределяется между списками по правилу наибольшего остатка либо наибольшей средней.
При пропорциональной избирательной системе могут применяться и другие методы: метод делителей (метод д’Ондта), метод Г. Друпа.
Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно малочисленных партий и потому наиболее полно отражает действительное соотношение политических сил. В то же время законодательством различных государств о выборах устанавливаются нормы, оказывающие влияние на распределение мандатов и нарушающие условия пропорциональности. К таким нормам относятся положения, определяющие барьер («заградительный пункт», «заградительные оговорки») для маловлиятельных политических партий, пользующихся поддержкой небольшого числа избирателей, — они не допускаются к распределению мандатов, если их списки не получили установленного законом минимума голосов избирателей. Другим способом нарушения пропорциональности является блокирование (соединение) списков, когда на любом этапе выборов избирательным объединениям предоставляется право объединить их списки кандидатов, при этом голоса, поданные за каждый из этих списков, суммируются и считаются поданными за один список.
Пропорциональная система способствует формированию многопартийности, более четкой артикуляции и агрегированию социально-групповых интересов, структурированию гражданского общества, поощряет многопартийное соперничество и повышает ответственность партий. Однако пропорциональная система затрудняет связь с избирателями в регионах.
Широкая дискуссия по проблемам совершенствования избирательной системы способствовала концептуальному обоснованию возможности введения пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы в 2007 г. При этом необходимо было обеспечить установление тесной связи избранных депутатов с избирателями в регионах, поставить получение депутатского мандата в зависимость от результатов работы кандидата из федерального списка в конкретном субъекте Российской Федерации в составе региональной группы кандидатов.
В этой связи в избирательном законодательстве закреплены такие требования, как уменьшение до трех кандидатов общефедеральной части федерального списка кандидатов; обязательность разделения федерального списка кандидатов на региональные группы, общее число которых не может составлять менее 4/5 от числа субъектов; изменение методики распределения мандатов — первоочередное получение мандатов кандидатами из тех региональных групп кандидатов, которые набрали на соответствующих территориях наибольшие доли голосов избирателей в общем числе голосов избирателей, принявших участие в голосовании на этих территориях; сохранение предусмотренного в настоящее время федеральным законом для следующих выборов депутатов Государственной Думы семипроцентного заградительного барьера.
Согласно законопроекту “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, принятому Госдумой в первом чтении, с 2016 года снова вводится смешанная система выборов в нижнюю палату: 225 депутатов будут избираться по мажоритарной системе (по одномандатным округам) и 225 — по пропорциональной избирательной системе (по спискам политических партий). В списки политических партий разрешено включать и беспартийных кандидатов; причем, их количество может составить до половины от общей численности кандидатов данного списка. Сбор подписей избирателей предусмотрен только для регистрации кандидата-самовыдвиженца. Законопроект не позволяет создавать избирательные блоки. С 7% до 5% снижен минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить федеральному списку кандидатов на выборах депутатов Госдумы, чтобы участвовать в распределении депутатских мандатов.
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 21.07.2005 г. № 93-ФЗ.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов. — М.: Норма, 2003.
Муниципальные выборы: практика, проблемы: сборник /ЦИК РФ. — М., 2005.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия
П.и.с. имеет много разновидностей. Но говоря в целом, ее суть состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы (в избирательном законодательстве – избирательные объединения, блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков, исходя из симпатий к партии, движению, их лидерам и участникам. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5 % (например, ФРГ, Россия, может быть и другой процент – в частности, 4 % в Швеции, 3 % в Аргентине, 2 % в Дании, 1 % в Израиле) действительных голосов. Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по п.и.с. Получается так называемое избирательное частное – см. Далее количество голосов, поданных за каждый список кандидатов, делится на избирательное частное. Так партии, движения узнают, сколько они получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная от первого. Если список разбит на центральную часть и так называемые региональные группы, первыми проходят в парламенты кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданных за данный список в соответствующем регионе.
Плюсом п.и.с. является то, что голоса избирателей не пропадают, пропорционально им партии и движения – больше или меньше – но все же получают мандаты в представительном органе, за исключением тех, кто не прошел 5процентную или иную подобную планку. Минусом п.и.с. считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц – он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные ему не известны. Кроме того, у избранных депутатов нет такой прямой связи с избирателями конкретного округа, как это имеет место при мажоритарной избирательной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части, тогда избиратели лучше знают кандидатов из своего региона и голосуют за них (это делается и в России). Ряд стран отказался от так называемых связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешел к системе свободных списков – избиратель вправе отдавать предпочтения кандидатам из разных списков партий и даже дополнять список. Некоторые субъекты РФ попытались применить систему свободных списков на выборах своих законодательных органов власти, но вскоре от этого отказались изза сложности данной процедуры, в том числе для избирателей.
П.и.с. применяется в России на выборах депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, частично на муниципальном уровне.
На выборах в Государственную Думу по этой системе положено избирать половину – 225 депутатов Государственной Думы. Вся страна является единым федеральным избирательным округом. Право выдвигать списки кандидатов имеют только политические партии.
В соответствии с Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, наряду с членами данной политической партии могут быть включены граждане, не являющиеся членами данной или иной политической партии. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов. В федеральный список кандидатов не могут быть включены граждане, являющиеся членами иных политических партий.
Федеральный список кандидатов может быть разбит на общефедеральную и региональную части. В региональную часть входят региональные группы кандидатов, соответствующие группе граничащих между собой субъектов РФ, субъекту РФ или части территории субъекта РФ.
В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов. Региональных групп кандидатов должно быть не менее 35. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более 10 кандидатов. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать всю территорию Российской Федерации. В федеральный список кандидатов могут быть включены кандидаты, выдвинутые политической партией по одномандатным избирательным округам.
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.
Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, подано в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, получившие менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из числа федеральных списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, распределяются между зарегистрированными кандидатами, включенными в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, и зарегистрированными кандидатами, включенными в региональные группы кандидатов, в соответствии с методикой пропорционального распределения депутатских мандатов, предусмотренной Законом.
Депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в федеральном списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка ЦИК РФ и рассматриваемым (в пределах общефедеральной части федерального списка кандидатов и каждой из региональных групп кандидатов) как порядок очередности получения депутатских мандатов.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.