Психоаналитические теории причин преступности

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Психоаналитические теории причин преступности
популярное направление зарубежной криминологии, основоположником которого является 3. Фрейд. Обычно сущность теории 3. Фрейда раскрывают при помощи трех понятий: Оно, Я и сверх-Я. Оно - совокупность природных побуждений, передающихся человеку генетически. Оно состоит из двух основополагающих инстинктов: самосохранения, разновидностью которого является сексуальность, и разрушения. Я есть измененная под прямым влиянием внешнего мира часть Оно. Я старается заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности. Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью. В нормальных условиях Я предоставлена власть над Оно. Сверх-Я аккумулирует традиции и идеалы прошлого. Заповеди и заветы родителей, учителей и авторитетов сохраняют свою силу в Я-идеале и осуществляют в качестве совести моральную цензуру. Именно в сверх-Я аккумулируются контролирующие воздействия общества и влияние культуры.

Источник: Криминология. Учебно-методический комплекс. Словарь терминов

Психоаналитические теории причин преступности
(концепция З. Фрейда, психоаналитическая формула преступления, механизмы психологической защиты и нейтрализации, психоаналитический метод профилактики преступлений) — популярное направление зарубежной криминологии, основоположником которого является австрийский врач-психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856—19
. Обычно сущность теории Фрейда раскрывают при помощи трех понятий: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» (по латинской терминологии: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго»). «Оно» — совокупность природных побуждений, передающихся человеку генетически, и состоит из двух основополагающих инстинктов: самосохранения, разновидностью которого является сексуальность, и разрушения. Инстинкт разрушения может быть направлен как внутрь (примером по Фрейду является совесть или самоубийство), так и вовне (агрессия). В основе функционирования «Оно» — принцип удовольствия. Оно иррационально и аморально. На поверхности непознанного и бессознательного «Оно» покоится «Я», возникшее на основе системы восприятий внешнего мира. «Я» есть измененная под прямым влиянием внешнего мира часть «Оно». «Я» старается заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в «Оно», принципом реальности. «Я» олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность «Оно», содержащему страсти. В нормальных условиях «Я» предоставлена власть над «Оно». Однако нередко «Оно» начинает управлять человеческим поведением. В «Я» Фрейд выделяет часть, которую называет «Я-идеалом», или «Сверх-Я». Схематично сущность взаимоотношений Я и «Сверх-Я» Фрейд выражает двумя императивами: «Ты должен быть таким» и «Таким ты не смеешь быть». «Сверх-Я» аккумулирует традиции и идеалы прошлого. Заповеди и заветы родителей, учителей и авторитетов сохраняют свою силу в «Я-идеале» и осуществляют в качестве совести моральную цензуру. Именно в «Сверх-Я» аккумулируются контролирующие воздействия общества и влияние культуры.
Разработанная Фрейдом схема строения психики значительно углубила понимание многих мотивационных процессов, в том числе и в криминальной сфере. На ее основе американский ученый У. Уайт провел оригинальный анализ феномена преступного поведения. По мнению У. Уайта, человек рождается преступником, а его последующая жизнь — процесс подавления разрушительных инстинктов, заложенных в «Оно». Преступления совершаются, когда Оно выходит из-под контроля «Сверх-Я». Особенностью личности преступника является неспособность его психики сформировать полноценную контролирующую инстанцию «Сверх-Я»1. По мнению Уайта, большинство мотивов преступного поведения во многом совпадают с желаниями и устремлениями типичного обывателя. Аналогичные трактовки фрейдовской концепции делались и другими криминологами. Немецкий ученый А. Мерген пытался на основе фрейдизма возродить теорию психопатизации преступника. Он отмечал, что тенденция к преступлению заложена в каждом человеке изначально. Психопат поддается ей потому, что сила этой тенденции получает патологическое преобладание над всем остальным.
Исходя из фрейдистского понимания соотношения сознательного и бессознательного в человеческой психике, английский криминолог Э. Гловер дал оригинальную трактовку сущности преступности. По его мнению, это явление есть своеобразная цена приручения дикого от природы зверя. Преступность, по мнению Гловера, представляет собой один из результатов конфликта между примитивными инстинктами, которыми наделен каждый человек, и альтруистическим кодексом, устанавливаемым обществом2.

Источник: Криминология. Практикум. 2015 г.