Психологический потенциал коллектива ПОО

Найдено 1 определение
Психологический потенциал коллектива ПОО
ППК ПОО представляет собой интегративное выражение совокупности психологических явлений и процессов среди личного состава (сотрудников), который может быть использован при решении оперативно-служебных и иных задач, стоящих перед ПОО. В этой соотнесенности ППК с решением профессиональных задач проявляется его главная функция – деловая. Вместе с тем, в ППК есть и составляющая, выражающая систему общечеловеческих ценностей, также выступающих предметом управленческой деятельности. Соответственно, в самом общем виде, структура ППК состоит из двух составляющих – технологической (инструментальной) и общечеловеческой (гуманистической). Каждая из них не является строго фиксированной по количественным и качественным параметрам, так что речь может идти только о том или ином способе вычленения входящих в них психологических компонентов.
В технологической (инструментальной) составляющей ППК выделяются следующие психологические компоненты: а) коммуникативные сети (структуры) формальной и неформальной природы, назначение которых состоит в том, чтобы обеспечивать беспрепятственное прохождение информации, необходимой для выполнения поставленных задач. Психологические факторы оказывают на этот процесс очень мощное влияние, делая подчас невозможным рациональное прохождение информации за счет ряда феноменов (психологические информационные барьеры, межличностные отношения, сознательное или неосознаваемое искажение информации и т.п.); б) межличностные и межгрупповые взаимоотношения; в) функционально-ролевые отношения; г) позиция коллектива в отношении шкалы «управление – самоуправление» (нуждаются ли постоянном управлении или достаточно самоуправляемы).
Общечеловеческую (гуманистическую) составляющую ППК образуют психологические явления, выступающие как бы противовесом абсолютизации инструментальной функции в деятельности руководителей ПОО, при которой сотрудники рассматриваются исключительно в виде средства для решения поставленных задач. В структуре этой составляющей выделяются: а) ощущение членами коллектива возможности реализовать себя и свои планы в процессе профессиональной деятельности; б) возможность развивать свои профессиональные способности и личные качества; в) удовлетворение от работы в данном коллективе ПОО; г) психологическая атмосфера доброжелательства, взаимопомощи и взаимовнимания;
Эти составляющие ППК выделяются как самостоятельные исключительно в целях анализа. В действительности между ними существует глубинная связь, которая может усиливать как собственно технологические аспекты ППК, так и общечеловеческие. Более того, система управления ПОО просто обязана ставить перед собой цели обеспечения развития общечеловеческой психологической составляющей ППК. Это связано с тем, что в ПОО работают не просто сотрудники, но люди со своими личными жизненными планами, целями и ценностями, проблемами и т.п. Поэтому важнейшим условием достижения эффективности деятельности ПОО является ориентация не только на технологическую (правовые, внутриведомственные нормы и правила поведения, сложившиеся и достаточно устойчивые процедуры и т.п.), но и на собственно человеческую составляющую. Последняя становится предметом внимания со стороны системы управления не как дань формально провозглашенным гуманистическим ценностям становящегося демократического общества, но как главный ресурс решения правоохранительных (и иных) задач в соответствии с принципами законности и гуманизма. Тем более, что управление ПОО предполагает поддержание гуманистической составляющей не только в системе «руководитель – коллектив ПОО», но и в системе «коллектив ПОО - граждане».
(В.И. Черненилов)

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама