Психотехника контригрового поведения оперативного работника в ситуациях конфликтного общения

Найдено 1 определение
Психотехника контригрового поведения оперативного работника в ситуациях конфликтного общения
Лица причастные к преступлениям стараются не только скрыть следы своих деяний, но и затруднить деятельность оперуполномоченного. Соответствующие приемы и средства противодействия многообразны: непредставление или уничтожение документации, ложь, утаивание обстоятельств, угрозы, провокации и др.
Значительное место среди них занимают психологические приемы и средства. Особенность этого пути заключается в воздействии правонарушителей на личность оперативного работника. Во многих ситуациях поведение участников противоборства строится в форме замкнутых, повторяющихся циклов действий. Для каждого такого цикла характерна какая-либо скрытая идея, замысел его инициатора. Ситуации, обладающие такими признаками, можно отнести к игровым.
Игра — это форма общения, в которой действительные цели инициатора маскируются позиционными отношениями и достигаются средствами ролевого поведения. Есть несколько классов наиболее распространенных игр в конфликтном общении:
1. класс. Ситуации, в которых инициатор достигает (пытается достигнуть) своей цели, избирая себе такую позицию в контакте, которая навязывает оперативному работнику подчиненное положение. Будем называть подобные игры пристройкой сверху. Вариантом таких игр целесообразно дать названия, отражающие позицию инициатора. Это может быть: «Как? Меня, заслуженного человека!». «Что Вы себе позволяете?» «Вы еще пожалеете!» «Прекратите отрывать людей от работы!» «Сначала научитесь с людьми разговаривать!»
2. класс. Противоположное соотношение позиций — пристройка снизу. Это демонстрация инициатором слабости, подчиненного положения: «Я слабая женщина», «У меня дети», «А что я мог сделать?» и пр. Ролевое поведение и в пристройке снизу не исключает смены позиции. Например: «Я человек маленький», а далее: «Но я буду жаловаться!» «Мы университетов не кончали», «К простым людям придираетесь, а к начальству — боитесь!»
3 класс. Сложные формы ролевого поведения инициатора.
1. Капкан доверия — ложная доверительность с тем, чтобы перейти к провокации, шантажу. Маскировка целей общения ролевым поведением с показным уравниванием позиций: «Все мы люди (Вы, конечно, понимаете!)»; «Но мы-то с вами знаем..» Подтекст: «Мы с Вами не то, что другие (неинформированные, не ответственные работники)».Цель — сокращение психологической дистанции в контакте.
2. Цинизм. Скандалы, брань. Игры «наравне» и, как правило, провокации. Опасность цинизма в отсутствии поводов для позиционного конфликта. Цель провокации — навязать оперативному работнику роль оправдывающегося, спровоцировать эмоциональную реакцию (ответную грубость). А в случае удачи инициатор игры атакует, имитирует сердечный приступ и пр. Однако в большинстве случаев простые игры этого типа как минимум дают инициатору возможность выиграть время. Характерно, что если оперработник не реагирует на подтекст скрытой провокации, то игра прекращается.
4 класс. Простые игры в позиции «психологическое оправдание».«Сами-то, поди. Все без очереди!»; «Наверное, не базаре мясо берете?», «Везде так делают»; «Не для себя – для производства старался», «Я не могу разорваться: за всеми не уследишь».
Ролевое поведение инициатора в ситуации игры представляет собой психологическое воздействие на личность оперуполномоченного. Воздействие направлено на самоуважение личности, чувство собственного достоинства, авторитет. Это атака с целью лишить сотрудника права на активные действия.
Литература: Носков В.А. Психотехника общения в работе оперуполномоченного БХСС.- М. 1989. С.92-94.

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама