Рассмотрение разногласий между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти

Найдено 1 определение
Рассмотрение разногласий (споров) между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти
Право на судебную защиту, одну из самых важных гарантий местного самоуправления, закрепляет ст. 133 Конституции РФ. Судебная защита местного самоуправления связана с делами, вытекающими из бюджетных, межбюджетных, гражданско-правовых и административных правоотношений.
Самыми популярными, хотя и сложными, являются межбюджетные споры. Причины различны и связаны в основном с отсутствием четких принципов и методов оценки степени нуждаемости муниципальных образований, комплексной нормативной основы для объективной финансовой оценки расходных полномочий и доходной базы территорий и т. д. Межбюджетные споры носят публично-правовой характер и рассматриваются в суде общей юрисдикции.
На уровне муниципальных образований также остаются острыми и зачастую не поддающимися решению вопросы, связанные с гражданско-правовыми отношениями: передача полномочий, имущества, вопросы управления и т. д.
Обращение в суд — это одна из форм защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов. Нарушенные гражданские права и интересы рассматриваются судами общей юрисдикции (районными, городскими судами, областными, мировыми судьями), арбитражными судами, третейскими судами (по соглашению сторон).
Если нарушены либо могут быть нарушены конституционные права и интересы, муниципалитет имеет право обратиться за защитой в Конституционный Суд РФ.
Наряду с судебным порядком защиты существует также административно-судебный порядок защиты нарушенного права. Применяется он при разрешении споров, возникающих из правоотношений в сфере управления.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) содержит перечень способов защиты гражданских прав: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; В признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Некоторые из них возможно применить только в судебном порядке, некоторые могут быть использованы самостоятельно без участия суда. Каждый из указанных способов предопределен правовыми нормами, которые регулируют определенное правоотношение.
Признание актов государственных органов или органов местного самоуправления недействительными (ст. 13 ГК РФ) осуществляется как общими, так и арбитражными судами. В случае если нормативный либо ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления признан судом не соответствующим закону или иным правовым актам и нарушающим права и охраняемые законом интересы, возможно одновременное обращение в суд за восстановлением нарушенного права одним из способов, например взысканием убытков.
Ответственность за причиненные в сфере управления убытки устанавливается ст. 1069 и 1071 ГКРФ. В данном случае от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Наряду со ст. 13 ГК РФ основные вопросы, связанные с обжалованием актов и действий в сфере управления и возникающие в судебной практике, имеют отражение в следующих федеральных законах и документах высших судов:
— Законе РФ от 27.04.1993 № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изм.);
— постановлении Пленума ВС РФ от 20.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (с изм.);
— постановлении Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения дел об оспаривании нормативных правых актов полностью или в части» (с изм.);
— постановлении Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (с изм.).
В отличие от судов общей юрисдикции, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании актов ненормативного характера, принятых в сфере предпринимательской или экономической деятельности органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами, наделенными федеральным законом отдельными государственными или публичными полномочиями.
Рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принятие решений, обязательных для исполнения, регулируется следующими законодательными актами Российской Федерации:
— постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2003 г. № 674 «О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями»
(с изм.),
— постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 882 «Об утверждении Правил рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений или городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при утверждении и актуализации схем теплоснабжения»;
— приказом ФСТ России от 12 декабря 2011 г. № 795-э «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по рассмотрению разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принятию решений, обязательных для исполнения»;
— постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 № 40 «Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изм.);
— постановлением Правительства РФ от 07.04.2007 № 208 «О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса» (с изм.) и др.
Наиболее детально рассмотрение разногласий (споров) регламентировано в городе Москве. См. Рассмотрение разногласий (споров) органов местного самоуправления в Москве.
С. Г. Толкачев

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама