РАВЕНСТВО
Равенство
наделение людей независимо от их различий одинаковыми правами, обязанностями, ответственностью.
Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.
РАВЕНСТВО
1) качественное понятие, используемое в экономической науке в смысле "равенство доходов", "имущественное равенство", "равенство возможностей", чтобы подчеркнуть наличие равенства и неравенства в положении отдельных социальных групп; 2) математическое тождество, уравнение.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
РАВЕНСТВО
одна из наиболее распространенных социальнофилософских категорий и политических идей, вокруг которой многие столетия разгораются непримиримые споры и борьба, их предметом в особенности являются р. человека с человеком.
Р. имеет два основных аспекта: фактическое р.; юридическое р. Основой многих социальнополитических учений является идеи достижения фактического р. людей, т. е. их равного положения независимо от ума, образования, других природных данных и богатства, иных благоприобретений. История одновременно свидетельствует об утопичности попыток достижения фактического р. людей, поскольку все они различаются по свои индивидуальным параметрам. Если и будет когдалибо достигнуто фактическое р. людей, пока нашим сознанием такое время в обозримой перспективе не видится.
Поэтому в законодательстве находит отражение принцип р. всех перед законом (или перед законом и судом), или юридического р., т. е. равноправия. В этом плане понимание р. как равноправия означает предоставление каждой личности равного объема юридических прав и свобод, возложение одинакового объема юридических обязанностей. Используя возможности, предоставленные конституцией и законами, индивид строит свою жизнь и добивается того или иного фактического положения в обществе и государстве. См. Равноправие.
Р. имеет два основных аспекта: фактическое р.; юридическое р. Основой многих социальнополитических учений является идеи достижения фактического р. людей, т. е. их равного положения независимо от ума, образования, других природных данных и богатства, иных благоприобретений. История одновременно свидетельствует об утопичности попыток достижения фактического р. людей, поскольку все они различаются по свои индивидуальным параметрам. Если и будет когдалибо достигнуто фактическое р. людей, пока нашим сознанием такое время в обозримой перспективе не видится.
Поэтому в законодательстве находит отражение принцип р. всех перед законом (или перед законом и судом), или юридического р., т. е. равноправия. В этом плане понимание р. как равноправия означает предоставление каждой личности равного объема юридических прав и свобод, возложение одинакового объема юридических обязанностей. Используя возможности, предоставленные конституцией и законами, индивид строит свою жизнь и добивается того или иного фактического положения в обществе и государстве. См. Равноправие.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
РАВЕНСТВО
один из принципов права. Понятие Р. — определенная абстракция, т.е. результат сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. Правовое Р. не столь абстрактно. Основанием (и критерием) правового уравнения различных людей является свобода индивидов в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме их правоспособности и правосубъектности. В этом специфика правового Р. и права вообще. Р. имеет рациональный смысл, логически и практически возможно в социальном мире именно и только правовое (формально-правовое, формальное) Р. История права — это история прогрессирующей эволюции содержания, объема, масштаба и меры формального (правового) Р. при сохранении самого этого принципа как принципа любой системы права, права вообще. Таким образом, принцип формального Р. представляет собой постоянно присущий праву принцип с исторически изменяющимся содержанием. В целом историческая эволюция содержания, объема, сферы действия принципа формального Р. не опровергает, а, наоборот, подкрепляет значение данного принципа в качестве отличительной особенности права в его соотношении с иными видами социальной регуляции (моральной, религиозной и т.д.). Исходные фактические различия между людьми, рассмотренные и урегулированные с точки зрения правового принципа Р. (равной меры), предстают в итоге в виде неравенства в уже приобретенных правах (по их структуре, содержанию и объему прав различных субъектов права). Право как форма отношений по принципу Р. не уничтожает (и не может уничтожить) исходных различий между разными субъектами права, оно лишь формализует и упорядочивает эти различия по единому основанию, трансформирует неопределенные фактические различия в формально- определенные права свободных, независимых друг от друга, равных личностей. В этом, по существу, состоит специфика, смысл и ценность правовой формы опосредования, регуляции и упорядочения общественных отношений. Правовое Р. и правовое неравенство однопорядко- вые правовые определения. Принцип правового Р. различных субъектов предполагает, что приобретаемые ими реальные субъективные права будут неравны. Благодаря праву хаос различий преобразуется в правовой порядок равенств и неравенств, согласованных по единому основанию и общей норме. Признание различных индивидов формально равными означает признание их равной правоспособности, возможности приобрести те или иные права на соответствующие блага, конкретные объекты и т.д. Формальное право — это лишь способность, абстрактная возможность приобрести, в согласии с общим масштабом и равной мерой правовой регуляции, свое, индивидуально-определенное право на данный объект. Различие в приобретенных правах у разных лиц является необходимым результатом именно соблюдения, а не нарушения принципа формального (правового) Р. этих лиц, не нарушает и не отменяет принципа формального (правового) Р. Для всех, чьи отношения опосредуются правовой формой, право выступает как всеобщая форма, как общезначимый и равный для всех этих лиц (различных по своему фактическому, физическому, умственному, имущественному положению и т.д.) одинаковый масштаб и мера. Само Р. состоит в том, что поведение и положение субъектов данного общего круга отношений и явлений подпадают под действие единого для всех закона, единой (общей, равной) меры. Лит.: Нерсесянц В.С. Право и закон. Из истории правовых учений. М, 1983; Его же. Право — математика свободы. М, 1996; Его же. Ценность права как триединства свободы, равенства и справедливости / / Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М., 1996. В.С. Нерсесянц
Источник: Юридическая энциклопедия