это основанная на справедливости, свободе и ответственности, юридически закрепленная одинаковость правового статуса личности в системе общественных отношений. Равноправие - это всегда определенное государством положение социальных субъектов в заранее заданной сфере общественной жизни. В юридическом смысле равноправие представляет собой наличие одинаковых для всех граждан данного государства основных прав и свобод. Принцип равноправия закреплен в ст. 6 и 19 Конституции РФ. Государство, охраняя, защищая и восстанавливая равенство прав и свобод личности, тем самым выполняет конституционную обязанность равного обеспечения прав и свобод человека на всей своей территории. Однако к реализации принципа равноправия применительно к различным видам основных прав и свобод необходимо подходить дифференцировано. Например, предоставление прав и свобод в сфере личной и культурной жизни никак не связано с наличием или отсутствием гражданства определенного государства, тогда как предоставление политических или экономических прав обусловливается принадлежностью человека к гражданству. В данном случае это нельзя рассматривать как отступление от принципа равноправия, поскольку участие в управлении делами государства - прерогатива исключительно граждан данного государства, распределение материальных благ, созданных трудом, в основном жителей определенной страны, также должно осуществляться прежде всего во имя блага данных жителей.
РАВНОПРАВИЕ
Равноправие
Источник: Большой юридический словарь
РАВНОПРАВИЕ
категория науки конституционного права и конституционного законодательства, один из конституционных принципов положения человека и гражданина в РФ. Р. означает закрепление в законодательстве равных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Принцип р. специально закреплен в ст. 19 Конституции РФ. Она гласит, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Кроме того, Конституция определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Исходя из Конституции, можно выделять несколько аспектов р.: р. человека с человеком; р. женщины и мужчины (это также называют р. полов); национальное р. Во многих аспектах можно также говорить о р. независимо от государственной принадлежности (т. е. российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства), поскольку многие права и свободы гарантируются в РФ любой личности (для этих целей законодательство использует понятие «все» и «каждый» – например, «все равны перед законом и судом», «каждый имеет право», «каждому гарантируется», эти формулировки используются в ряде конституционных норм).
Не следует путать равноправие и фактическое равенство. С помощью норм права в целом и конституционного права можно гарантировать именно равноправие, т. е. равное положение любой личности перед законом, равные права, свободы и обязанности. Фактическое же равенство или неравенство людей в жизни зависит от их материального положения, занятий, сознания, психологии и т. д.
Более того, многие конституционные нормы составлены с учетом возможного фактического неравенства людей или не исключают его возникновения. Например, из закрепления за каждым права частной собственности, свободы предпринимательской деятельности (ст. ст. 26–27 Конституции РФ) вполне следует допускать разные размеры личного богатства людей, социальное расслоение общества. Но дело именно в том, что Конституция дает любому человеку равные возможности реализации указанных прав и свобод, а уж кто как их использует, зависит от конкретного индивида. Но добившись какогото материального благополучия, человек не может его использовать в ущерб другим, поэтому Конституция и гласит, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан, в частности, по признакам социальной принадлежности.
Идея р. отражается прямо в нормах конституционного права и других отраслей права или же присутствует как бы в виде своеобразного «фона» к нормам права. Это выражается в наделении граждан одинаковым объемом соответствующих прав, свобод и обязанностей; если вводятся ограничения, то они также одинаковы для всех; гарантии реализации прав, свобод и выполнения обязанностей тоже равны. Если законодательство проявляет повышенное внимание к отдельным категориям лиц (дети, женщины, инвалиды, ветераны и др.), это является не нарушением принципа р., а проявлением природы РФ как социального государства, его социальной функции.
Принцип р. специально закреплен в ст. 19 Конституции РФ. Она гласит, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Кроме того, Конституция определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Исходя из Конституции, можно выделять несколько аспектов р.: р. человека с человеком; р. женщины и мужчины (это также называют р. полов); национальное р. Во многих аспектах можно также говорить о р. независимо от государственной принадлежности (т. е. российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства), поскольку многие права и свободы гарантируются в РФ любой личности (для этих целей законодательство использует понятие «все» и «каждый» – например, «все равны перед законом и судом», «каждый имеет право», «каждому гарантируется», эти формулировки используются в ряде конституционных норм).
Не следует путать равноправие и фактическое равенство. С помощью норм права в целом и конституционного права можно гарантировать именно равноправие, т. е. равное положение любой личности перед законом, равные права, свободы и обязанности. Фактическое же равенство или неравенство людей в жизни зависит от их материального положения, занятий, сознания, психологии и т. д.
Более того, многие конституционные нормы составлены с учетом возможного фактического неравенства людей или не исключают его возникновения. Например, из закрепления за каждым права частной собственности, свободы предпринимательской деятельности (ст. ст. 26–27 Конституции РФ) вполне следует допускать разные размеры личного богатства людей, социальное расслоение общества. Но дело именно в том, что Конституция дает любому человеку равные возможности реализации указанных прав и свобод, а уж кто как их использует, зависит от конкретного индивида. Но добившись какогото материального благополучия, человек не может его использовать в ущерб другим, поэтому Конституция и гласит, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан, в частности, по признакам социальной принадлежности.
Идея р. отражается прямо в нормах конституционного права и других отраслей права или же присутствует как бы в виде своеобразного «фона» к нормам права. Это выражается в наделении граждан одинаковым объемом соответствующих прав, свобод и обязанностей; если вводятся ограничения, то они также одинаковы для всех; гарантии реализации прав, свобод и выполнения обязанностей тоже равны. Если законодательство проявляет повышенное внимание к отдельным категориям лиц (дети, женщины, инвалиды, ветераны и др.), это является не нарушением принципа р., а проявлением природы РФ как социального государства, его социальной функции.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
РАВНОПРАВИЕ
право на равное политическое и – соответственно – социальное значение всех людей или, по крайней мере, всех граждан данного государства или всех членов данного общества» (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1950, стр. 97). Р. означает равенство перед законом, равенство в политической и гражданской правоспособности, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образования, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.
В трудах Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина исчерпывающе освещена история возникновения принципа политического Р., глубокое принципиальное различие содержания и сущности этого принципа в зависимости от того, идет ли речь о Р. буржуазном или о пролетарском.
Принцип Р. был глубоко чужд не только рабовладельческому, но и феодальному праву, которое в силу экономической основы и классовой структуры феодального общества неизбежно должно было быть правом сословных привилегий, открыто закрепляющим бесправное положение и эксплуатацию основного работника производства – крепостного крестьянина.
Впервые принцип Р. был выдвинут идеологами идущей к власти буржуазии в ходе ее борьбы против феодализма. Буржуазия выдвинула лозунг Р. потому, что этого требовало дальнейшее развитие капиталистического способа производства. В интересах этого развития буржуазия нуждалась в отмене крепостного права и феодальных сословных привилегий, в устранении цеховых пут, в установлении равенства перед законом независимо от сословной принадлежности, в равенстве шансов для буржуазной конкуренции. Идея Р., обосновываемая ссылкой на прирожденные и неотъемлемые права человека, была в яркой форме выражена у Руссо в его «Общественном договоре» и в том или ином виде была затем включена во многие конституционные акты, в которых нашли свое оформление складывающиеся буржуазные государственные и правовые учреждения.
Однако воплощение Р. в жизнь пришедшей к власти буржуазией обнаружило уже с самого начала чисто формальный, лицемерный и фальшивый его характер; было показано на деле, что кроется под пышными фразами буржуазных идеологов о права;; человека.
Еще в период промышленного капитализма, когда буржуазная демократия находилась в процессе своего становления и развития, сама жизнь красноречиво доказывала не только урезанность и фальшивость буржуазного принципа Р., лицемерно провозглашаемого конституциями буржуазных стран, фактические нарушения этого принципа, но и легализованные, т. е. предусмотренные самим законом, отступления от этого принципа. Напр., устранение большинства граждан в зависимости от имущественного положения от права участия в выборах, дискриминация по признаку пола и расовой или национальной принадлежности, отстранение от участия в политической жизни не только граждан угнетенной расы, или национальности, но и всех женщин. С самого прихода буржуазии к власти выявилась необеспеченность, негарантированностъ декларируемого ею Р., ибо и те права, которые законом объявлялись принадлежащими всем гражданам, не могли быть использованы подавляющим большинством населения, а именно – трудящимися – из-за отсутствия необходимых для этого материальных и иных условий. Так, напр., буржуазные конституции формально закрепили равную для всех граждан свободу печати, но в условиях, когда типографии, запасы бумаги, деньги, необходимые для издательского дела, составляют частную собственность капиталистов, Р. остается лишь на бумаге, а пресловутая буржуазная «свобода печати» является на деле привилегией господствующего класса, т. е. эксплуататорского меньшинства. Также обстояло и обстоит дело в буржуазных странах, именующих себя «демократическими», и со всеми остальными правами.
В период империализма, характеризующийся поворотом буржуазии от своей собственной «демократии» к реакции, происходит открытый отказ буржуазии от провозглашенных ею раньше буржуазно-демократических принципов и в первую очередь от принципа Р.
Фашизм (см.)–открыто отбрасывает принцип Р., противопоставляя ему принцип вождистского государства, принцип «элиты», т. е. создания отборного надежного привилегированного слоя лиц, своеобразной касты «избранных», принцип расизма,, утверждающий наличие расы «господ» и расы «рабов». «Раньше, – говорил на XIX съезде партии И. В. Сталин, – буржуазия позволяла себе либеральничать, остаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой „свободы личности", – права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменен принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан» («Речь на XIX съезде партии», 1953, стр. 7).
Не может быть подлинного Р. в современных США, где бесчинствуют реакционные организации, вроде Ку-Клукс-Клана, где более 13 млн. негров находятся на положении бесправных париев, где сам высший орган т. н. народного представительства в своей борьбе против прогрессивных слоев народа открыто нарушает формально провозглашенный конституцией принцип Р., где издаются законы, вроде-законов Смита, Тафта–Хартли, отменяющие элементарные права американского народа. Аналогична судьба принципа Р. и в других современных империалистических государствах.
Подлинное Р. возможно лишь в Советском социалистическом государстве и странах народной демократии. В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции впервые в мире-были созданы материальные и политические предпосылки для последовательного осуществления подлинного Р. Выступая в начале марта 1919 г. с докладом о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата, В. И. Ленин говорил: «То равенство граждан, независимо от пола, религии, расы, национальности, которое буржуазная демократия всегда и везде обещала, но нигде не провела и, в силу господства капитализма, провести не могла, Советская власть, или диктатура пролетариата, осуществляет сразу и полностью, ибо в состоянии сделать это только власть рабочих, не заинтересованных в частной собственности на средства производства и в борьбе за раздел и передел их» (Соч., т. 28, стр. 443).
Наличие эксплуататорских классов в первой фазе развития государства и их борьба против Советской власти потребовала в специфических условиях того времени лишения политических прав представителей этих классов и их агентуры (служителей религиозных культов, бывших полицейских, жандармов и т. п.). Столь же естественно было проведение классового принципа при приеме на работу, в учебные заведения, при формировании армии и т. д. Кроме того, обстановка в стране обусловила в целях обеспечения государственного руководства обществом со стороны рабочего класса установление не вполне равного избирательного права, дававшего некоторые преимущества рабочим в сравнении с крестьянством при выборах в Советы. Но все это были временные меры, обусловленные конкретными условиями существования советского социалистического государства на первой фазе его развития.
Ликвидация эксплуататорских классов, победа социализма, установление морально-политического единства народа во второй фазе развития нашего государства позволили Советскому государству под руководством Коммунистической партии в дополнение к осуществленному уже Р., независимо от пола расы, национальности, религиозных верований, обеспечить Р. и независимо от классового происхождения, имущественного положения и занятий в прошлом. Конституция 1936 г. – Конституция победившего социализма – установила и всесторонне гарантировала полное Р. граждан СССР.
Все граждане СССР, согласно Конституции, имеют равные основные права и равные основные обязанности. Советское государство не просто провозглашает Р. граждан СССР, но и всесторонне гарантирует это подлинное Р. во всех сферах хозяйственной, политической, культурной и общественной жизни СССР.
Советское государство всегда исходило и исходит из того, что Р. по закону еще не обеспечивает Р. на деле, что нужна огромная и повседневная работа по созданию материальных и организационных предпосылок, обеспечивающих трудящимся на деле использование предоставленных им прав и свобод.
СССР – первая страна в мире, обеспечившая полное и подлинное Р. граждан, подведшая под юридическое Р. материальную базу, а именно – социалистические производственные отношения, социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность. Незыблемой основой Р. в советском социалистическом обществе является равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации, равная отмена для всех частной собственности на средства производства, равная обязанность для всех трудиться по своим способностям и равное право всех тружеников получать по своему труду. На путь, ведущий к социализму, вступили народно-демократические государства (см.). Особенности внутренней и международной обстановки, в условиях которой эти страны приступили к строительству социализма, позволили им не прибегать к тем ограничениям Р. граждан в зависимости от классового происхождения и положения, которые были известны в нашей стране в период первой фазы развития Советского государства. В странах народной демократии с самого начала было установлено всеобщее и равное избирательное право (ограничения избирательного права введены там лишь для лиц, замешанных в фашистских или иных антинародных поступках).
Конституции стран народной демократии, так же как и Советская Конституция (см.), переносят центр тяжести с провозглашения Р. на гарантирование осуществления Р. на деле. Естественно, что до тех пор, пока в странах народной демократии не будет построен социализм, конституции этих стран не могут предоставить все те материальные гарантии Р., которые закреплены в Конституции СССР – гарантии победившего социализма. Но все те гарантии, которые могут быть предоставлены в условиях данного этапа строительства социализма (в европейских странах народной демократии) или в условиях создания предпосылок для будущего строительства социализма (Китайская Народная Республика), в этих странах обеспечены.
В трудах Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина исчерпывающе освещена история возникновения принципа политического Р., глубокое принципиальное различие содержания и сущности этого принципа в зависимости от того, идет ли речь о Р. буржуазном или о пролетарском.
Принцип Р. был глубоко чужд не только рабовладельческому, но и феодальному праву, которое в силу экономической основы и классовой структуры феодального общества неизбежно должно было быть правом сословных привилегий, открыто закрепляющим бесправное положение и эксплуатацию основного работника производства – крепостного крестьянина.
Впервые принцип Р. был выдвинут идеологами идущей к власти буржуазии в ходе ее борьбы против феодализма. Буржуазия выдвинула лозунг Р. потому, что этого требовало дальнейшее развитие капиталистического способа производства. В интересах этого развития буржуазия нуждалась в отмене крепостного права и феодальных сословных привилегий, в устранении цеховых пут, в установлении равенства перед законом независимо от сословной принадлежности, в равенстве шансов для буржуазной конкуренции. Идея Р., обосновываемая ссылкой на прирожденные и неотъемлемые права человека, была в яркой форме выражена у Руссо в его «Общественном договоре» и в том или ином виде была затем включена во многие конституционные акты, в которых нашли свое оформление складывающиеся буржуазные государственные и правовые учреждения.
Однако воплощение Р. в жизнь пришедшей к власти буржуазией обнаружило уже с самого начала чисто формальный, лицемерный и фальшивый его характер; было показано на деле, что кроется под пышными фразами буржуазных идеологов о права;; человека.
Еще в период промышленного капитализма, когда буржуазная демократия находилась в процессе своего становления и развития, сама жизнь красноречиво доказывала не только урезанность и фальшивость буржуазного принципа Р., лицемерно провозглашаемого конституциями буржуазных стран, фактические нарушения этого принципа, но и легализованные, т. е. предусмотренные самим законом, отступления от этого принципа. Напр., устранение большинства граждан в зависимости от имущественного положения от права участия в выборах, дискриминация по признаку пола и расовой или национальной принадлежности, отстранение от участия в политической жизни не только граждан угнетенной расы, или национальности, но и всех женщин. С самого прихода буржуазии к власти выявилась необеспеченность, негарантированностъ декларируемого ею Р., ибо и те права, которые законом объявлялись принадлежащими всем гражданам, не могли быть использованы подавляющим большинством населения, а именно – трудящимися – из-за отсутствия необходимых для этого материальных и иных условий. Так, напр., буржуазные конституции формально закрепили равную для всех граждан свободу печати, но в условиях, когда типографии, запасы бумаги, деньги, необходимые для издательского дела, составляют частную собственность капиталистов, Р. остается лишь на бумаге, а пресловутая буржуазная «свобода печати» является на деле привилегией господствующего класса, т. е. эксплуататорского меньшинства. Также обстояло и обстоит дело в буржуазных странах, именующих себя «демократическими», и со всеми остальными правами.
В период империализма, характеризующийся поворотом буржуазии от своей собственной «демократии» к реакции, происходит открытый отказ буржуазии от провозглашенных ею раньше буржуазно-демократических принципов и в первую очередь от принципа Р.
Фашизм (см.)–открыто отбрасывает принцип Р., противопоставляя ему принцип вождистского государства, принцип «элиты», т. е. создания отборного надежного привилегированного слоя лиц, своеобразной касты «избранных», принцип расизма,, утверждающий наличие расы «господ» и расы «рабов». «Раньше, – говорил на XIX съезде партии И. В. Сталин, – буржуазия позволяла себе либеральничать, остаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой „свободы личности", – права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменен принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан» («Речь на XIX съезде партии», 1953, стр. 7).
Не может быть подлинного Р. в современных США, где бесчинствуют реакционные организации, вроде Ку-Клукс-Клана, где более 13 млн. негров находятся на положении бесправных париев, где сам высший орган т. н. народного представительства в своей борьбе против прогрессивных слоев народа открыто нарушает формально провозглашенный конституцией принцип Р., где издаются законы, вроде-законов Смита, Тафта–Хартли, отменяющие элементарные права американского народа. Аналогична судьба принципа Р. и в других современных империалистических государствах.
Подлинное Р. возможно лишь в Советском социалистическом государстве и странах народной демократии. В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции впервые в мире-были созданы материальные и политические предпосылки для последовательного осуществления подлинного Р. Выступая в начале марта 1919 г. с докладом о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата, В. И. Ленин говорил: «То равенство граждан, независимо от пола, религии, расы, национальности, которое буржуазная демократия всегда и везде обещала, но нигде не провела и, в силу господства капитализма, провести не могла, Советская власть, или диктатура пролетариата, осуществляет сразу и полностью, ибо в состоянии сделать это только власть рабочих, не заинтересованных в частной собственности на средства производства и в борьбе за раздел и передел их» (Соч., т. 28, стр. 443).
Наличие эксплуататорских классов в первой фазе развития государства и их борьба против Советской власти потребовала в специфических условиях того времени лишения политических прав представителей этих классов и их агентуры (служителей религиозных культов, бывших полицейских, жандармов и т. п.). Столь же естественно было проведение классового принципа при приеме на работу, в учебные заведения, при формировании армии и т. д. Кроме того, обстановка в стране обусловила в целях обеспечения государственного руководства обществом со стороны рабочего класса установление не вполне равного избирательного права, дававшего некоторые преимущества рабочим в сравнении с крестьянством при выборах в Советы. Но все это были временные меры, обусловленные конкретными условиями существования советского социалистического государства на первой фазе его развития.
Ликвидация эксплуататорских классов, победа социализма, установление морально-политического единства народа во второй фазе развития нашего государства позволили Советскому государству под руководством Коммунистической партии в дополнение к осуществленному уже Р., независимо от пола расы, национальности, религиозных верований, обеспечить Р. и независимо от классового происхождения, имущественного положения и занятий в прошлом. Конституция 1936 г. – Конституция победившего социализма – установила и всесторонне гарантировала полное Р. граждан СССР.
Все граждане СССР, согласно Конституции, имеют равные основные права и равные основные обязанности. Советское государство не просто провозглашает Р. граждан СССР, но и всесторонне гарантирует это подлинное Р. во всех сферах хозяйственной, политической, культурной и общественной жизни СССР.
Советское государство всегда исходило и исходит из того, что Р. по закону еще не обеспечивает Р. на деле, что нужна огромная и повседневная работа по созданию материальных и организационных предпосылок, обеспечивающих трудящимся на деле использование предоставленных им прав и свобод.
СССР – первая страна в мире, обеспечившая полное и подлинное Р. граждан, подведшая под юридическое Р. материальную базу, а именно – социалистические производственные отношения, социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность. Незыблемой основой Р. в советском социалистическом обществе является равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации, равная отмена для всех частной собственности на средства производства, равная обязанность для всех трудиться по своим способностям и равное право всех тружеников получать по своему труду. На путь, ведущий к социализму, вступили народно-демократические государства (см.). Особенности внутренней и международной обстановки, в условиях которой эти страны приступили к строительству социализма, позволили им не прибегать к тем ограничениям Р. граждан в зависимости от классового происхождения и положения, которые были известны в нашей стране в период первой фазы развития Советского государства. В странах народной демократии с самого начала было установлено всеобщее и равное избирательное право (ограничения избирательного права введены там лишь для лиц, замешанных в фашистских или иных антинародных поступках).
Конституции стран народной демократии, так же как и Советская Конституция (см.), переносят центр тяжести с провозглашения Р. на гарантирование осуществления Р. на деле. Естественно, что до тех пор, пока в странах народной демократии не будет построен социализм, конституции этих стран не могут предоставить все те материальные гарантии Р., которые закреплены в Конституции СССР – гарантии победившего социализма. Но все те гарантии, которые могут быть предоставлены в условиях данного этапа строительства социализма (в европейских странах народной демократии) или в условиях создания предпосылок для будущего строительства социализма (Китайская Народная Республика), в этих странах обеспечены.
Источник: Советский юридический словарь