РЕФЕРЕНДУМ РФ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РЕФЕРЕНДУМ РФ
всенародное голосование граждан РФ по вопросам государственного значения, проводимое в соответствие с Конституцией РФ, Федеральным Конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Р. в Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).
Р. проводится на всей территории РФ на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Р. и выборы имеют много общего (один и тот же избирательный корпус, сходная процедура голосования и др.). Отличие заключается в том, что выборы – это избрание лиц, а референдум – решение вопросов государственного значения.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

РЕФЕРЕНДУМ РФ
в соответствии с ФКЗ РФ от 7 июля 1995 г. № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 3) Р. РФ наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.
Р. РФ проводится на всей территории РФ на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. В Р. РФ участвует каждый гражданин РФ, достигший 18 лет на день его проведения. Не имеет права участвовать в Р. РФ гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
На Р. РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает такое решение.
На Р. РФ не могут выноситься вопросы: а) изменения статуса субъектов РФ; б) досрочного прекращения или продления полномочий Президента РФ, СФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, ГД или досрочного формирования СФ либо об отсрочке таких выборов (формирования); в) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; г) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; д) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; е) амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на Р. РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Р. РФ не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3 месяцев после их отмены. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
Инициатива проведения Р. РФ принадлежит: а) не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющим право на участие в Р. РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами РФ проживают не более 10% из них - эта инициатива реализуется путем сбора подписей граждан; 6) Конституционному Суду РФ.
Сбором подписей занимается инициативная группа, образованная гражданами или общественными объединениями и зарегистрированная избирательной комиссией одного из субъектов РФ. Подписные листы передаются ею в ЦИК вместе с формулировкой вопроса, предлагаемого на Р. РФ. Эта комиссия проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, одновременно информируя об этом ФС и инициативную группу.
Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на референдум проекта новой Конституции РФ большинством от общего числа своих членов. Решение Конституционного Собрания направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты ФС.
Р. РФ в соответствии с Конституцией РФ (п. "в" ст. 84) назначает Президент РФ. Согласно закону до принятия такого решения Президент РФ в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в КС с соответствующим запросом. КС проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.
Если требования признаны соблюденными, Президент РФ обязан назначить Р. РФ не позднее 15 дней со дня поступления к нему упомянутого решения. Президент РФ издает указ о назначении Р. РФ, в котором определяет дату его проведения (в любой выходной день в период от 2 до 3 месяцев от даты опубликования указа). Не допускается проведение одновременно с референдумом каких-либо выборов.
В бюллетене для голосования точно воспроизводится текст вынесенного на Р. РФ вопроса и указываются варианты волеизъявления словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. При вынесении на Р. РФ нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи проекта закона также последовательно нумеруются. В бюллетене должно содержаться разъяснение о порядке его заполнения.
Если на Р. РФ выносится проект закона, ЦИК решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню текстов выносимых на Р. РФ проекта закона и действующего закона, который предлагается отменить или изменить. Если этого не делается, тогда тексты вывешиваются в помещении каждого участка для голосования.
Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 1/2 граждан, имеющих право на участие в Р. РФ. Решение считается принятым, если за него проголосовало более 1/3 граждан, принявших участие в голосовании. Если на Р. РФ выносились альтернативные варианты вопросов и ни один не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.
Результаты Р. РФ определяет ЦИК не позднее чем через 10 дней со дня его проведения. Принятое на Р. РФ решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее 3 дней после определения результатов Р. РФ. Принятое на Р. РФ решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования), если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на Р. РФ.
Решение, принятое на Р. РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом Р. РФ.
Если для реализации решения, принятого на Р. РФ, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на Р. РФ, определить срок подготовки данного правового акта.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
486.81 кб

Административно-правовые аспекты ответственности за правонарушения в сфере избирательного и референд

Степанов Радик Геннадьевич
Читать PDF
129.57 кб

Насколько нужен сегодня России региональный референдум?

Овчинников Валентин Алексеевич, Соколов Евгений Петрович
В статье оцениваются плюсы и минусы российской практики проведения референдумов на региональном уровне.
Читать PDF
90.90 кб

Петиционный референдум и «Народное вето» как демократические механизмы правотворчества

Марандян Руслан Рафикович
Читать PDF
89.68 кб

Референдум в России: основы, опыт, критика

Толстик Владимир Алексеевич, Трусов Николай Александрович
В статье приводится мировой и отечественный опыт использования института референдума для решений различных вопросов государственного и общественного значения, критически оцениваются и анализируются правовые основы института рефере
Читать PDF
505.76 кб

96. 04. 016. Дмитриев Ю. А. , Комарова В. В. Референдум в системе народовластия. - М. : Манускрипт,

Алферова Е. В.
Читать PDF
121.81 кб

Референдум как инструмент демократизации правотворчества

Толстик Владимир Алексеевич, Трусов Николая Александрович
Читать PDF
89.80 кб

Референдум по проекту нормативного правового акта как фактор демократизации российского правотворчес

Пронина Мария Петровна
Читать PDF
235.91 кб

Симулятивная демократия (референдум как инструмент продления срока полномочий главы государства)

Руденко В.Н.
Читать PDF
10.05 мб

Нужен ли омичам референдум?

Дрягин Вадим Владиславович, Терехова Инна Ивановна , Соловейкина Ирина Борисовна
Читать PDF
247.51 кб

Крымский референдум — некоторые аспекты политико-правового анализа

Свечников Николай Иванович, Богданова Мария Александровна
В статье сделана попытка политико-правового анализа прошедших в Крыму и России событий, связанных с изменением статуса Крымской автономии и города Севастополь, а также с изменением состава Российской Федерации.
Читать PDF
181.00 кб

Право на местный референдум как муниципальное политическое право и его обеспечение органами местного

Коваленко Наталья Владимировна
В статье исследуется фундаментальное право жителей муниципального образования на волеизъявление по вопросу местного значения. Рассматриваются обязанности органов местного самоуправления по обеспечению права на местный референдум.
Читать PDF
391.20 кб

Крымский референдум: международно-правовой аспект

Гайстлингер Михаэль
Статья посвящена рассмотрению основных аспектов включения Республики Крым в состав Российской Федерации с точки зрения реализации закрепленного в Уставе ООН права наций на самоопределение.
Читать PDF
333.13 кб

Референдум и плебисцит как формы непосредственной демократии

Бучакова Марина Александровна, Шевченко Сергей Витальевич
Исследуются возникновение и развитие таких форм непосредственной демократии, как референдум и плебисцит, особенности их применения в зарубежных странах и Российской Федерации.
Читать PDF
575.76 кб

Право на референдум в системе основных прав и свобод граждан Российской Федерации

Курячая М.М.
Читать PDF
566.39 кб

Переваги та ризики референдної демократії (Європейський досвід)

Вінникова Н.А.

Похожие термины: