РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Референдум Российской Федерации
голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного значения, проводимое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
См. Вопросы референдума, Назначение референдума.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации [7].

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения (ст. 1 ФКЗ от 28 июня 2004 г. № 5ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»). Заявления граждан о защите прав на участие в референдуме РФ рассматриваются в порядке производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (гл. 26 ГПК РФ).
См. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.

Источник: Толковый словарь гражданского процесса.

РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Порядок проведения Р. РФ определяется в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 г. Р. РФ проводится на всей территории РФ на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. К участникам Р. РФ предъявляются те же требования, что и к избирателям. На Р. РФ не могут выноситься вопросы: а) изменения статуса субъектов РФ; б) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, палат Федерального Собрания, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования); в) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; г) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; д) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; е) амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на Р. РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Р. РФ назначает Президент РФ путем издания специального указа. Центральная комиссия Р. РФ признает решение принятым на Р. РФ, если за него в целом по РФ проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на Р. РФ выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из них не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными. Принятое на Р. РФ решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) Центральной комиссией Р. РФ,если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на Р. РФ. Решение, принятое на Р. РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Такое решение действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем нового Р. РФ.

Источник: Большой юридический словарь

РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Р. РФ наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Порядок проведения Р. РФ определяется в соответствии с Конституцией РФ Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" (1995 г). Р. РФ проводится на всей территории РФ на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. К участникам Р. РФ предъявляются те же требования, что и к избирателям. На Р. РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ.
На Р. РФ не могут выноситься вопросы: 1) изменения статуса субъектов РФ; 2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, палат Парламента РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования); 3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; 4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а т.ж. освобождения от их уплаты; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на Р. РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Р. РФ не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а т.ж. в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Инициатива проведения Р. РФ принадлежит: 1) не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в Р. РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 процентов из них; 2) Конституционному Собранию в случае вынесения на Р. РФ проекта новой Конституции РФ. Р. РФ назначает Президент РФ путем издания специального Указа. Центральная комиссия Р. РФ признает решение принятым на Р. РФ, если за него в целом по РФ проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на Р. РФ выносились альтернативные варианты вопросов, и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными. Принятое на Р. РФ решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) Центральной комиссией Р. РФ, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на Р. РФ. Решение, принятое на Р. РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Такое решение действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом Р. РФ.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
в соответствии с Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" 1995 г. - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 3) Р. РФ наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.
Р. РФ проводится на всей территории РФ на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый гражданин обладает одним голосом и участвует в нем лично. Участие в Р. РФ является свободным; контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В Р. РФ участвует каждый гражданин РФ, достигший 18 лет на день его проведения. Не имеет права участвовать в Р. РФ гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
На Р. РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание (КС) принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ.
На Р. РФ не могут выноситься вопросы: 1) изменения статуса субъекта РФ; 2) досрочного прекращения или продления полномочий Президента РФ, Совета Федерации (СФ), а равно проведения досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы (ГД) или досрочного формирования СФ либо отсрочка таких выборов (формирования); 3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; 4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на Р. РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3-х месяцев после их отмены. Повторный Р. РФ не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию формулировкой вопроса.
Инициатива проведения Р. РФ принадлежит: 1) не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющим право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами РФ проживают не более 10% из них - эта инициатива реализуется путем сбора подписей граждан; 2) КС РФ. Сбором подписей занимается инициативная группа, образованная гражданами или общественными объединениями и зарегистрированная избирательной комиссией одного из субъектов РФ. Подписные листы передаются ею в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) РФ вместе с формулировкой вопроса, предлагаемого на Р. РФ. Эта комиссия проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания (ФС) и инициативную группу.
КС принимает решение о вынесении на Р. РФ проекта новой Конституции РФ большинством от общего числа членов КС. Решение КС о проведении референдума по проекту новой Конституции РФ направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты ФС.
Р. РФ в соответствии с Конституцией РФ назначает Президент РФ. Согласно закону, до принятия такого решения Президент РФ в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Конституционный Суд РФ проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.
В случае признания Конституционным Судом РФ соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда РФ. В случае отрицательного решения Конституционного Суда РФ все процедуры, предусмотренные законом, прекращаются.
Президент издает указ о назначении Р. РФ, в котором определяет дату его проведения. При этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа. Не допускается одновременно с Р. РФ проведение каких-либо выборов.
В бюллетене для голосования на Р. РФ точно воспроизводится текст вынесенного на него вопроса и указываются варианты волеизъявления словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты.
При вынесении на Р. РФ нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи проекта закона также последовательно нумеруются.
В бюллетене также должно содержаться разъяснение о порядке заполнения.
Если на Р. РФ выносится проект закона, ЦИК РФ, выступающая как центральная комиссия референдума, решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню текстов выносимых на референдум проекта закона и действующего закона, который предлагается изменить или отменить. В ином случае тексты вывешиваются в помещении каждого участка для голосования.
Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса, он ставит любой знак в квадрате под словом "за"; если - против, знак ставится в квадрате под словом "против".
Р. РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в нем. Число проголосовавших устанавливается по количеству бюллетеней установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.
Решение считается принятым на Р. РФ, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Если на Р. РФ выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из них не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.
Результаты Р. РФ определяет Центральная комиссия референдума не позднее чем через 10 дней со дня его проведения. Принятое на Р. РФ решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума не позднее 3-х дней после определения его результатов. Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) указанной Комиссией, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на нем.
Решение, принятое на Р. РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом Р. РФ.
Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
171.78 кб

Дискуссия о вопросе референдума субъекта Российской Федерации

Овчинников В. А., Соколов Е. П.
В статье обсуждаются проблемы, связанные с содержанием и формулировкой вопросов, выносимых на референдум субъектов Российской федерации.
Читать PDF
308.46 кб

Институт референдума в Российской Федерации: миф или реальность

Кузнецов Степан Анатольевич, Яковенко Валерия Евгеньевна
Российская Федерация провозглашена как демократическое правовое государство, однако на практике да-леко не всегда прослеживается верховенство права и правового закона как неотъемлемых составляющих право-вого государства.
Читать PDF
254.86 кб

Перспективы местных электронных референдумов в Российской Федерации

Колосова Ю.О.
В данной статье рассматривается текущее положение и дальнейшие перспективы развития в России электронных референдумов, как ключевого инструмента прямой демократии.
Читать PDF
880.84 кб

Правовое регулирование участия граждан в референдуме в Российской Федерации

Руденко В. Н.
Читать PDF
168.34 кб

Проблемы инициирования и проведения местных референдумов в Российской Федерации

Ежевский Д. О.
Развитие современной России и конституционного права невозможно сегодня представить без института референдума.
Читать PDF
284.93 кб

Институт референдума в свете решений конституционного суда Российской Федерации

А. А. Петров
Читать PDF
575.76 кб

Право на референдум в системе основных прав и свобод граждан Российской Федерации

Курячая М.М.
Читать PDF
937.37 кб

Использование современных технологий при инициации референдума в Российской Федерации

Сметанникова С. С.
в данной статье рассматривается в качестве альтернативного метода использование электронной подписи при инициации референдума
Читать PDF
1.98 мб

Референдум Российской Федерации как Высшая правовая форма политического самоуправления граждан Росси

Лебедев Александр Николаевич
В статье анализируются конституционно-правовое регулирование, практика, результаты проведения общегосударственных референдумов, а также их реализация в СССР, РСФСР и Российской Федерации с 1936 г. по 2014 г.
Читать PDF
65.33 кб

Особенности производства по делам о защите права на участие в референдуме граждан Российской Федерац

Матюшкина Ольга Михайловна
В статье дается краткая характеристика особенностей подготовки, рассмотрения и разрешения судами общей юрисдикции дел о защите права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, раскрывается содержание основных из них, п

Похожие термины: