РЕФЕРЕНДУМ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РЕФЕРЕНДУМ
см. Всенародный опрос.

Источник: Советский юридический словарь

РЕФЕРЕНДУМ
лат. referendum - то, что должно быть сообщено) Всенародный опрос, выявление мнения народа путем голосования; производится по особо важным вопросам.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Референдум
процесс непосредственного участия граждан в принятии коллективного решения (конституции, закона, варианта ответа на какой-либо вопрос, имеющий важное общественное или государственное значение).

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Референдум
высшая форма непосредственной демократии, всенародное голосование граждан по наиболее значимым вопросам государственной и общественной жизни (законопроектам, законам, международным договорам и т.д.).

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

Референдум
(от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - прямое, непосредственное обращение к избирателям для окончательного решения особо важного политического вопроса касающегося изменения формы государства, принятия конституции или поправок к Основному закону страны и т. д.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Референдум
форма непосредственного народовластия, осуществляемая непосредственно гражданами путем их волеизъявления в форме всеобщего голосования по наиболее важным вопросам государственного (референдум Российской Федерации), регионального (республиканский, краевой, областной, окружной референдумы) либо местного значения (местный референдум).
См. Референдум Российской Федерации, Референдум субъекта Российской Федерации, Местный референдум, Вопросы референдума.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

Референдум
всенародное голосование, проводимое в связи с принятием новой конституции, других важных законов или внесением в них изменений, решением принципиальных внутриполитических или внешнеполитических вопросов. В зависимости от предмета различают референдум конституционный, законодательный, консультативный. По сфере применения референдум может быть общегосударственным, если он проводится в масштабах всего государства, региональным или местным, если проводится в отдельных субъектах федерации или в административно-территориальных единицах. Законы, другие решения, принятые референдумом, не требуют какого-либо утверждения государственными органами и могут быть отменены либо изменены лишь в порядке, предусмотренном законом. Предметом референдума могут быть: утверждение Конституции, ее отдельных положений, внесение в Конституцию изменений и дополнений; принятие, изменение или отмена законов и т.д. Референдум является одним из институтов непосредственной демократии, проводится с целью обеспечения народовластия и непосредственного участия граждан в управлении государством и местными делами. Рецепция права - возрождение права.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

Референдум
это форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения, осуществляемая посредством голосования избирателей и принятия решения. В референдуме принимают участие все граждане страны, обладающие активным избирательным правом. Вопросы, выносимые на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума. Данные вопросы предполагают положительный или отрицательный ответ избирателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Будет принято то решение, которое собрало большее число голосов избирателей по сравнению с другими вариантами. Общим правилом для всех государств является то, что формула референдума не должна содержать следующее: вопросы чрезвычайного и безотлагательного характера (принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения); требующие специальных знаний (принятия и изменения бюджета, исполнения или изменения внутренних финансовых обязательств государства); а также такие вопросы, ответ на которые известен заранее (повышение заработной платы, снижение налогов). Не выносятся на референдум кадровые вопросы (о формировании состава органов государственной власти и органов местного самоуправления или их персональном составе) и вопросы амнистии. В России на общенациональном референдуме 12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ.

Источник: Большой юридический словарь

РЕФЕРЕНДУМ
голосование всего народа государства или населения какой-либо территории по важному вопросу жизни государства или соответствующей территории. Голосование на Р. - тайное посредством бюллетеня, в котором сформулированы) вопрос(ы) Р. и варианты голосования - "за" и "против" либо "да" и "нет". Гражданин оставляет вариант, который он поддерживает, вычеркивая другой.
В зависимости от того, на какой территории Р. проводится, он может быть общегосударственным или территориальным (местным). В Российской Федерации - это, соответственно, Р. РФ, Р. субъекта РФ, местный Р., т. е - проводимый на территории муниципального образования.
Исходным документом по вопросам Р. является Федеральный закон РФ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в Р. граждан РФ 1997 г. Субъекты РФ принимают свои законы о Р.
Р. по юридической силе и последствиям делят на императивные и консультативные.
Императивным считается Р., результат которого является окончательным, обязательным, приобретает силу закона с момента голосования и может быть изменен (отменен), как правило, только новым Р.
Консультативным является Р., результат которого далее оформляется актом, принимаемым компетентным органом государства или соответствующей территории, но который не вправе ни изменить волю народа, населения, выраженную по вопросу, вынесенному на Р., ни отказаться от принятия нормативного акта. Консультативный Р. именуют также опросом народа, населения. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

РЕФЕРЕНДУМ
(от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — решение тех или иных законодательных вопросов, вопросов внутренней и внешней политики, касающихся жизни страны, региона или местного сообщества, путем непосредственного голосования граждан. Институты, подобные референдуму, были известны со времен греко−римской античности. Само слово «референдум» впервые было введено в оборот в Швейцарии. Родиной референдума в современном понимании, когда в голосовании участвуют непосредственно граждане, а не их представители, стала осваиваемая европейцами Северная Америка. В период образования США путем референдума принимались конституции некоторых штатов. В дальнейшем институт референдума получает в США большое распространение. В период Великой французской революции и наполеоновской империи каждый раз путем всеобщего голосования принимались все новые и новые конституции страны — в 1793, 1795, 1800, 1802 и 1815 гг. В мае 1802 г., впервые в Новое время, референдум был проведен в Швейцарии, и после этого данный институт получил в этой стране наибольшее развитие. В начале ХХ в. институт референдума вошел в конституции большинства европейских государств, образовавшихся после Первой мировой войны. После Второй мировой войны он был закреплен в основных законах Франции, ФРГ, Италии, Японии. В современном мире наблюдается общая тенденция к расширению практики реализации института референдума. Определенное сходство с выборами референдумы приобретают тогда, когда та или иная политическая сила, как правило действующая власть, стремится превратить их в демонстрацию поддержки своей политики избирателями. Иногда на референдум выносится вопрос о том, кто будет осуществлять политическую власть. Примером может служить референдум о продлении срока полномочий действующего президента или действующего состава парламента либо, напротив, об утверждении вынесенного импичмента. Однако референдум, являясь способом решения
«кадровой» проблемы, никогда не бывает тождествен выборам, поскольку предполагает очень ограниченное число вариантов ответа на жестко сформулированный организаторами голосования вопрос. По сути, речь идет о согласии или несогласии с уже состоявшимся решением. Выдвижение же кандидатов на выборах делает набор возможных альтернатив более широким.

Источник: Словарь выборных терминов.

РЕФЕРЕНДУМ
лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - всенародное голосование с целью выявления общественного мнения страны для принятия окончательного решения по к.-л. важному вопросу государственной или общественной жизни. Р. - важнейший институт непосредственной демократии. В отличие от выборов при R объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится Р. - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, к.-л. проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема.. Своеобразная форма Р. - плебисцит, т.е. опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает. В некоторых странах (Франция) плебисцит считается более широким понятием, чем Р. В других странах (США) не делают различия между плебисцитом и Р. Законодательству РФ известно только понятие Р. (см. РЕФЕРЕНДУМ РФ). Конституционное право современных государств предусматривает различные формы Р. и процедуры их применения. Р. подразделяются на общенациональные, проводимые в пределах всей государственный территории, и местные, проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах; на конституционные и законодательные (предметом первых является либо проект новой конституции, либо конституционная реформа и поправки к конституции, предметом законодательного Р. может быть либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон).По правовой значимости различают консультативные Р. (называются т.ж. народными опросами), которые проводятся лишь с целью выяснения воли избирательного корпуса по к.-л. вопросу, решение но которому остается за другими органами государства (проводятся в Швейцарии, Испании), и "решающие" Р., когда акт выносится на голосование избирателей для окончательного решения его судьбы. "Решающий" Р. может быть либо утверждающим, если избирателям предлагается большинством голосов утвердить акт, еще не вступивший в силу (используется в Швейцарии, Франции), либо отвергающим, если избирателям предлагается большинством голосов отменить акт, уже вступивший в силу (таков, например, Р. по вопросам текущего законодательства в Италии). Р. подразделяются т.ж. на обязательные и факультативные. К первой группе относятся Р., необходимость которых предусмотрена конституцией или другим конституционно-правовым актом (например, при изменении конституции). Во втором случае проведение Р. по тому или иному вопросу зависит от воли соответствующего государственного органа или избирательного корпуса.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

РЕФЕРЕНДУМ
форма непосредственного выражения власти народа, обеспечивающая принятие окончательных решений по важным вопросам общественной и государственной жизни. В формально-юридическом значении Р. представляет голосование граждан, обладающих активным избирательным правом, по вопросам, составляющим предмет голосования, в целях получения однозначного утвердительного или отрицательного ответа в форме "да" или "нет", "за" или "против". Соответственно назначение Р. в механизме народовластия заключается в принятии государственных решений на основе единства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии желаемого результата не дают. В системе иных конституционных институтов Р. выступает в качестве важнейшей гарантии, обеспечивающей непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства. Социально-политическая сущность Р. заключается в том, что он представляет собой один из значимых институтов прямой демократии, уходящих своими корнями во времена древнего непосредственного народоправства. Именно в те далекие от нас времена участники народных собраний (вече, гора и т.п.) путем публичного выражения своего мнения формировали общую волю, которая и явилась правовой основой принимаемого решения. При этом такого рода решения принимались единогласно (в современном понимании путем консенсуса), т. е. при отсутствии возражающих. В современном понимании Р. представляет собой этап рационализации традиционных механизмов выявления общей воли и общего согласия. Как электоральный институт, предполагающий формальное голосование, а также индивидуальный выбор предлагаемых решений или позиций (индивидуальное волеизъявление), институт Р. имеет сходство со всеобщими выборами. По своей юридической силе Р. могут быть консультативными (в зарубежной конституционной практике они именуются плебисцитом) и императивными (обязательными). По территории действия различают: 1) общероссийский Р. (Р. РФ), представляющий собой всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения; 2) региональный Р. - голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по важным вопросам государственного значения проводится на территории субъекта РФ; 3) местный Р. - голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по вопросам местного значения, т.е. Р., проводимый на территории муниципального образования. Порядок проведения Р. РФ определяется Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации". Проведение региональных и местных референдумов в РФ регулируется законодательством субъектов РФ. Правовые гарантии участия граждан в референдумах, проводимых в РФ, определены Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.).
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Референдум
всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ). Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод. Конституционно-правовые основы организации и проведения референдума регламентированы Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (в ред. от 24 апреля 2008 г.)«О референдуме Российской Федерации». Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает одним голосом и голосует лично. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. ФКЗ «О ре ферендуме Российской Федерации» устанавливает вопросы, не подлежащие вынесению на референдум (Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2007 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона YО референдуме Российской Федерации” в связи с жалобой граждан В. И. Лакеева, В. Г. Соловьева и В. Д. Уласа») и обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума. Например, референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. по делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» отмечалось, что данное положение не противоречит Конституции постольку, поскольку период, в течение которого граждане могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и непосредственно участвовать в нем, должен во всяком случае составлять не менее двух лет, с тем чтобы в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспечивалась возможность проведения не менее двух референдумов. Инициатива проведения референдума принадлежит: 1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них; 2) Конституционному Собранию; 3) федеральным органам государственной власти — в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и ФКЗ. Проведение референдума включает в себя следующие стадии: назначение референдума, формирование комиссий референдума, образование округа референдума, участков референдума, составление списков участников референдума, финансовое обеспечение референдума, информационное обеспечение референдума, голосование, подсчет голосов участников референдума, установление итогов голосования и результатов референдума, опубликование итогов голосования и результатов референдума, вступление в силу решения, принятого на референдуме. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума. Решение считается принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении, действует на всей территории Российской Федерации. Оно может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

РЕФЕРЕНДУМ
голосование граждан по поводу закона, проекта международного договора, закона или нормативного правового акта, вопроса государственного (регионального, местного) значения. Впервые этот институт непосредственной демократии был применен в Швейцарии. Используется на центральном, региональном и местном уровне в Италии и России, региональном и местном — в США, Канаде и др. На голосование, как правило, не выносятся вопросы чрезвычайного и безотлагательного характера, требующие специальной подготовки, и те, ответ на которые заранее известен. Конституционный Р. предполагает вынесение на одобрение избирателей проектов нового основного закона либо предложений по частичному изменению действующего. В законодательстве предусматривается обязательное вынесение на голосование любой поправки (Швейцария, Дания, Ирландия), факультативный порядок проведения Р., применение в зависимости от обстоятельств обеих разновидностей (ч. 2 ст. 44 Конституции Австрии). Законодательный Р. проводится в отношении проектов или действующих законов. Существуют два вида Р. — отклоняющий, предполагающий полную или частичную отмену текста закона (ст. 75 Конституции Италии, ч. 2 ст. 89 Конституции Швейцарии), и утверждающий Р., ратифицирующий законопроект (ст. 11 Конституции Франции). Р. по международно-правовым вопросам (часто называемый плебисцитом) получил широкое распространение в последнее двадцатилетие 20 в. Путем голосования решались вопросы о приеме либо пребывании в ЕЭС или Европейском союзе во Франции, Дании, Ирландии, Норвегии, Великобритании, Финляндии и Швеции. В начале 90-х гг. 20 в. на Р. был вынесен Маастрихтский договор во Франции, Дании, Ирландии. На административный Р. выносятся вопросы, касающиеся решений управленческого характера — изменения административно-территориального деления или границ субъектов федерации (ст. 29 Основного закона ФРГ, ст. 132 Конституции Италии), досрочного прекращения полномочий должностных л и ц (ч. 6 ст. 60 Конституции Австрии). В России Р. как институт непосредственной демократии регламентируется Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации » 1995. Всенародное голосование проводится на всей территории страны, но исключается в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории России, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный Р. не проводится в течение года после официального опубликования результатов Р. с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. На Р. не выносятся вопросы изменения статуса субъектов федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента, Совета Федерации и Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента, Государственной Думы или досрочном формировании Совета Федераций либо об отсрочке таких выборов (формирования); принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистии и помилования (ч. 2 ст. 3 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»). Инициатива проведения Р. принадлежит не менее чем 2 миллионам граждан России (при этом на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами России должны проживать не более 10% из них) и Конституционному Собранию согласно ч. 3 ст. 135 Конституции. Р. назначает Президент РФ на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Не допускается проведение выборов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением Р. Российской Федерации. Р. считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в нем. За решение в целом по России должны проголосовать более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решение, принятое на Р., является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении; оно может быть отменено или изменено путем принятия решения на новом Р. РФ. Если для реализации решения требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на Р. РФ, определить срок для подготовки данного правового акта. См. также Консультативный референдум, Резолютивный референдум. Т.А. Васильева

Источник: Юридическая энциклопедия

РЕФЕРЕНДУМ
лат. referendum - букв.: то, что должно быть сообщено) - один из институтов непосредственной демократии наряду с народной инициативой, плебисцитом, прямым правлением. Благодаря Р. представительная демократия превращается в "чистую". В Швейцарии - на родине Р. - первый общенациональный Р. был проведен в 1802 г. по поводу второй Конституции Гельветической республики.
Так, в научных и политических кругах Швейцарии укрепляется мнение, что в связи с необходимостью принятия тщательно проработанных решений значение Р. будет убывать, ибо результаты голосования неадекватны состоянию общественного мнения, а чувство ответственности законодателей в связи с проведением Р. притупляется. Французские исследователи полагают, что Р. пока еще не стал нормальной и обычной процедурой политической жизни: его смысл часто извращается, становится ставкой в политической борьбе, а закон, принятый на Р., находится в том же ряду, что и обычный (Конституционный совет утвердил в 1990 г. эту весьма спорную ассимиляцию). После 1970 г. Р. 5 раз проводился в Великобритании (1 общенациональный и 4 региональных), что подтверждает постепенное включение этой практики в традицию парламентского правления. К Р. прибегают в случае отсутствия в парламенте и в обществе единства по политическим вопросам, затрагивающим общий интерес. Существует точка зрения, что центральную роль в процессе принятия новых законов, поправок и дополнений к ним в странах Восточной Европы должны играть Р. Тем самым неявно выдвигается постулат, что институт представительства недостаточно адекватно отражает мнение народа. Однако высказывается и противоположное суждение, что поскольку парламенты и так обладают минимумом легитимности, то опора на Р. "может стать последней соломинкой, переломившей парламентаризм". Р. не противоречит опосредованной демократии, хотя известны примеры использования Р. против представительных учреждений. Конституционная практика знает случаи, когда на Р. выносился законопроект, подготовленный без профессионального обсуждения, в целях принятия политически выгодного решения. Р. могут быть использованы исполнительной властью против парламента, если исполнительная власть, разработавшая законопроект, вправе выступать инициатором Р. В этом случае Р. может превратиться в плебисцит, который отличается от Р. личной направленностью (голосуют не за программу или проект, а за доверие к личности политика). Институт Р. имеет ограниченное применение (за исключением Швейцарии). Чаще всего Р. применяется в штатах федеративных государств (в том числе в США). Р. чужд политическим традициям ряда стран, ни разу не применялся в Нидерландах. Политический класс Франции, весьма приверженный представительной системе, в целом по-прежнему враждебен идее Р. Он видит в этом бонапартистском методе опасность авторитарного уклона режима и своеобразный вызов парламенту.
Законы, принятые путем Р., проверке на конституционность обычно не подлежат, поскольку представляют собой непосредственное проявление народного суверенитета. Конституционный закон, принятый на Р. или одобренный субъектами федерации, не утверждается главой государства (США, Франция, Мадагаскар, Югославия).
На Р. обычно выносятся наиболее важные решения, принятие которых не может быть исключительной прерогативой политиков. Недопустимо вынесение вопросов чрезвычайного либо безотлагательного характера, требующих специальной подготовки, а также ответ на которые известен. В Швейцарии на Р. не выносятся законы о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, об уполномочии на ратификацию международных договоров. В Дании не могут представляться на Р. проекты законов о финансах, о дополнительных кредитах, о временных кредитах, о государственном займе, о штатах административных учреждений, о размерах окладов и пенсий при выходе в отставку, законов о предоставлении прав гражданства, о принудительном отчуждении имущества, проекты законов, вытекающие из действующих договоров. В Испании Р. не проводится в период действия чрезвычайного или военного положения и в течение 90 дней после их отмены, а также в течение 90 дней до и 90 дней после проведения на той же территории выборов или другого Р.
Предмет Р. зависит от подлежащего утверждению акта (учредительный Р., конституционный Р., международно-правовой Р., административно-правовой Р., законодательный Р.). Законодательный Р. проводится в отношении актов текущего законодательства, проектов или действующих законов. Отклоняющие Р. предполагают полную или частичную отмену текста закона (Италия, Швейцария). Утверждающие Р. ратифицируют законопроект (Франция). Р. по международно-правовым вопросам стали широко применяться в последние 20 лет: во Франции, Дании, Ирландии, Норвегии, Великобритании, Финляндии и Швеции (по вопросам о приеме либо пребывании в ЕС или Европейском Сообществе). В начале 90-х гг. на Р. во Франции, Дании, Ирландии был вынесен Маастрихтский договор.
Р. делятся на обязательные, т.е. проводимые при наступлении точно установленных в законе условий, и на факультативные, проведение которых зависит от решения какого-либо органа. Р. классифицируются на контролируемые и не контролируемые доминирующими властными политическими силами, а также на проруководящие и антируководящие (в последнем случае критериями деления являются полезность Р. и предсказуемость его результатов). В Италии, Швейцарии, РФ допустимо использование института на центральном, региональном и местном, в США и Канаде - на региональном и местном уровне. В Германии, странах Бенилюкса, Греции и Португалии на общегосударственном уровне Р. не проводятся.
Проведение Р. может зависеть от выражения воли определенной части парламента. Выносимый на Р. вопрос должен быть доступным для понимания избирателей; им разъясняется через СМИ содержание решения с указанием желательных и возможных нежелательных последствий. Для одобрения вынесенного на Р. вопроса необходимо, чтобы в нем приняло участие большинство избирателей и было собрано большинство действительных голосов (Италия); число высказавшихся за решение было больше, чем число высказавшихся против, но не менее 40% внесенных в избирательные списки (Дания): число проголосовавших определенным образом превышало число придерживающихся противоположного мнения (Франция, США).

Источник: Энциклопедия юриста

Референдум
(от лат. referendum — должное быть сообщенным) — голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. В основе института Р. в Российской Федерации лежат политические права и свободы человека и гражданина. Р. наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.
Р. — форма непосредственной демократии. Р. предусмотрен конституциями многих стран (США, Канады, Франции, Италии, Германии, Японии, Испании, Швейцарии и др.). В Швейцарии Р. известен с 1456 г., эта же страна первой в 1848 г. конституционно предусмотрела Р. как институт прямой демократии.
Первый и последний Р. в СССР был проведен через 55 лет после того, как положение о референдуме появилось в Конституции СССР 1936 г. Р., который определялся как всесоюзный, фактически был проведен в 9 из 15 союзных республик 17 марта 1991 г. по вопросу: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой бы в полной мере гарантировались права и свободы человека любой национальности?». Участие по России — 75,4%, «да» — 71,3% проголосовавших (53,8% избирателей), «нет» — 26,4% (19,9%). В этот же день состоялся референдум РСФСР. На вопрос «Считаете ли вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?» «за» ответили 69,8% проголосовавших (50,5% избирателей).
25 апреля 1993 г. был проведен Р., на который были вынесены вопросы о доверии Президенту РФ, об одобрении социальноэкономической политики, проводимой Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г., о необходимости проведения досрочных выборов Президента РФ и народных депутатов РФ. При участии 64% избирателей все вопросы кроме вопроса о досрочных перевыборах президента набрали свыше 50% голосов «за» от числа проголосовавших.
12 июня 1993 г. состоялся Р. (плебисцит) о принятии Конституции РФ. Приняло участие 54,8% избирателей, «за» было подано 58,4% голосов, против — 41,2%. После принятия в 1995 г. первой редакции Федерального конституционного закон «О референдуме Российской Федерации» всероссийских Р. в стране не проводилось.
Российским законодательством предусмотрено проведение Р. Российской Федерации, Р. субъектов РФ, а также местных Р. В США и Германии общенациональные Р. не проводятся. Общегерманский плебисцит может быть проведен только для принятия новой Конституции.
Вопрос, подлежащий решению на Р., представляет собой предмет Р. С точки зрения предмета Р. выделяют конституционный, законодательный, административный, международно-правовой. От предмета Р. часто зависит, является он факультативным или обязательным. Назначение факультативного Р. зависит от усмотрения органа, компетентного назначать референдум, либо от наличия установленной законом иной инициативы. Обязательный Р. имеет место в случаях, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято (например, Конституция Испании предусматривает обязательный Р. при своем пересмотре). Иногда Р. предусматривается в качестве обязательного средства разрешения разногласий между конституционными органами власти.
Р., посредством которого решается вопрос о принятии или отклонении конституции, называется конституционным. В ряде стран допускается Р. лишь для решения вопроса о полной или частичной отмене закона или акта, имеющего силу закона, такое голосование называется отменительным Р., или народным вето.
В России Р. проводится в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г. (с изм. от 24 апреля 2008 г.), Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. (в ред. Федерального закона от 23.07.2011), Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10. 2003 г.
Референдум РФ (всероссийский Р.) — всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни страны. Решения, принятые всероссийским Р., обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ.
Помимо всероссийских Р. могут проводиться республиканские, региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни региона. На Р. в субъектах РФ выносились различные во-просы: о принятии конституций (в Туве 1993 г. и 2001 г., в Чечне в 2003 г.), о строительстве атомной электростанции (в Челябинской области в 1991 г. и в Костромской области в 1996 г.), о суверенитете республики (в Татарстане в 1992 г.), о учреждении поста президента (в Дагестане в 1992 г. и 1999 г., в Карелии в 1993 г., в Коми в 1993 г.). В соответствии с Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ», вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта Федерации подлежит обязательному вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Первый подобный Р. прошел 7 декабря 2003 г. по вопросу об образовании Пермского края. В 2003–2007 гг. прошли референдумы об объединении ряда субъектов Федерации (17 апреля 2005 проведены референдумы Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, 23 октября 2005 проведены референдумы по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа, 16 апреля 2006 проведены референдумы Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) и образовании новых субъектов РФ.
Местный Р. — голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения. Референдум субъекта РФ — голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по важным вопросам государственного значения.
На Р. не могут выноситься вопросы: 1) об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ; 2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов; 3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ; 4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; 5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полно- мочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ; 6) о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств РФ; 7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты; 8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 9) об амнистии и о помиловании.
Инициатива проведения Р. в России принадлежит: 1) не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, — при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тыс. из них; 2) Конституционному Собранию — в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ; 3) федеральным органам государственной власти — в случаях, предусмотренных международным договором РФ и федеральным конституционным законом.
И. Н. Барциц
Список литературы
Дмитриев Ю. А., Комарова В. В. Референдум в системе народовластия. — М., 1995.
Коток В. Ф. Референдум в системе социалистической демократии. — М., 1964.
Лучин В. О., Мазуров А. В. Референдум в России: конституционно-правовое регулирование и практика // Право и политика. 2003. N 9.
Марченко М. Н. Референдум как форма непосредственной демократии. — М.: Право, 2000. № 6.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
129.57 кб

Насколько нужен сегодня России региональный референдум?

Овчинников Валентин Алексеевич, Соколов Евгений Петрович
В статье оцениваются плюсы и минусы российской практики проведения референдумов на региональном уровне.
Читать PDF
90.90 кб

Петиционный референдум и «Народное вето» как демократические механизмы правотворчества

Марандян Руслан Рафикович
Читать PDF
89.68 кб

Референдум в России: основы, опыт, критика

Толстик Владимир Алексеевич, Трусов Николай Александрович
В статье приводится мировой и отечественный опыт использования института референдума для решений различных вопросов государственного и общественного значения, критически оцениваются и анализируются правовые основы института рефере
Читать PDF
505.76 кб

96. 04. 016. Дмитриев Ю. А. , Комарова В. В. Референдум в системе народовластия. - М. : Манускрипт,

Алферова Е. В.
Читать PDF
121.81 кб

Референдум как инструмент демократизации правотворчества

Толстик Владимир Алексеевич, Трусов Николая Александрович
Читать PDF
89.80 кб

Референдум по проекту нормативного правового акта как фактор демократизации российского правотворчес

Пронина Мария Петровна
Читать PDF
235.91 кб

Симулятивная демократия (референдум как инструмент продления срока полномочий главы государства)

Руденко В.Н.
Читать PDF
10.05 мб

Нужен ли омичам референдум?

Дрягин Вадим Владиславович, Терехова Инна Ивановна , Соловейкина Ирина Борисовна
Читать PDF
247.51 кб

Крымский референдум — некоторые аспекты политико-правового анализа

Свечников Николай Иванович, Богданова Мария Александровна
В статье сделана попытка политико-правового анализа прошедших в Крыму и России событий, связанных с изменением статуса Крымской автономии и города Севастополь, а также с изменением состава Российской Федерации.
Читать PDF
181.00 кб

Право на местный референдум как муниципальное политическое право и его обеспечение органами местного

Коваленко Наталья Владимировна
В статье исследуется фундаментальное право жителей муниципального образования на волеизъявление по вопросу местного значения. Рассматриваются обязанности органов местного самоуправления по обеспечению права на местный референдум.
Читать PDF
391.20 кб

Крымский референдум: международно-правовой аспект

Гайстлингер Михаэль
Статья посвящена рассмотрению основных аспектов включения Республики Крым в состав Российской Федерации с точки зрения реализации закрепленного в Уставе ООН права наций на самоопределение.
Читать PDF
333.13 кб

Референдум и плебисцит как формы непосредственной демократии

Бучакова Марина Александровна, Шевченко Сергей Витальевич
Исследуются возникновение и развитие таких форм непосредственной демократии, как референдум и плебисцит, особенности их применения в зарубежных странах и Российской Федерации.
Читать PDF
575.76 кб

Право на референдум в системе основных прав и свобод граждан Российской Федерации

Курячая М.М.
Читать PDF
253.94 кб

НОВЫЕ ФОРМЫ НАРОДОВЛАСТИЯ ИЛИ СТАРЫЙ РЕФЕРЕНДУМ?

Комарова В. В.
Читать PDF
341.33 кб

Экологический референдум на региональном уровне как конституционная правовая форма участия обществен

Жочкина Ирина Николаевна
Референдум важный институт прямой демократии, однако в настоящее время такая форма выражения воли народа по экологически значимым вопросам используется недостаточно активно.

Похожие термины: