управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям. Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.
Региональный менеджмент рассматривается как наука и практика управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики (см. Регион). Научные основы регионального менеджмента — это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального менеджмента; методы и модели регионального менеджмента; механизмы регионального менеджмента; система регионального менеджмента. Научные основы регионального менеджмента в настоящее время находятся в стадии формирования (см. Регионалистика).
Содержание регионального менеджмента как совокупности принципов, методов, форм и средств целенаправленного воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, сложно и разнопланово.
Анализ зарубежной практики, а также опыта регионального менеджмента в России показывает, что его эффективность во многом зависит от соблюдения вполне определенных проверенных жизнью принципов, обусловленных законами рыночной экономики. К основным принципам регионального менеджмента относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.
Методы регионального менеджмента обусловлены системой рыночного хозяйства региона. Под методами регионального менеджмента принято понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. В практике регионального менеджмента используются два основных метода: метод прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и метод опосредованного воздействия.
Специфические черты регионального менеджмента в современных российских условиях:
1.Системе региональных и муниципальных субъектов управления приходится постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям и принципам функционирования.
2.В современных условиях субъекты Федерации сосредоточили большую часть властных и хозяйственных функций. Регион является основным субъектом собственности, который делегирует функции собственника широкому кругу хозяйствующих субъектов. В этих условиях естественно возникает стремление к большей экономической самостоятельности региональных и муниципальных образований.
3.Формирование новых партнерских отношений в системах: субъект Федерации — муниципалитет; муниципалитет — основное производственное звено; субъект Федерации — основное производственное звено.
4.В этих условиях меняются регулирующая и стимулирующая функции субъектов регионального управления, которые, с одной стороны, поощряют любое предпринимательство, стимулируя субъекты хозяйствования этой сферы деятельности, а с другой — вынуждены формировать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров.
5.Для того чтобы обеспечить заинтересованность субъектов Федерации в развитии рыночных отношений в производственной и социальной сферах, необходимо законодательно закрепить их функции, компетенцию и ресурсы в строгом соответствии с целями регионального управления и объемом решаемых задач.
П. Г. Иванов
Список литературы
Ермолаева В. А. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие. — М.: Кнорус, 2011.
Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. — М.: Либроком, 2012.
Фетисов Г. Г., Орешкин В. П. Региональная экономика и управление: учебник. — М.:
ИНФРА-М, 2007.
Сурин А. В. Молчанова О. П. Инновационный менеджмент: Учебник — М.: Инфра-М 2008.