РЕЙТИНГ ПРЕДВЫБОРНЫЙ

Найдено 1 определение
РЕЙТИНГ ПРЕДВЫБОРНЫЙ
замеряемое на основе предвыборных опросов отношение избирателей к кандидатам или участвующим избирательным объединениям на разных стадиях развития избирательной кампании. Для выработки и корректировки предвыборной стратегии и тактики имеют значение три вида рейтингов потенциальных и уже зарегистрированных кандидатов или избирательных объединений — рейтинг известности, рейтинг отношения и, в наибольшей степени, рейтинг голосования. Рейтинг известности — это показатель того, насколько известна избирателям фамилия кандидата или название избирательного объединения. Перед началом избирательной кампании определение именно этого рейтинга, как правило, имеет наибольшее значение, поскольку значительное число избирателей еще не задумываются над своим выбором, а кандидаты и их штабы только выстраивают свои предвыборные стратегии. По мере приближения дня голосования значимость таких замеров снижается, а затем сходит на нет. Вместе с тем все большее значение приобретает рейтинг голосования («прожективного электорального поведения») — показатель намерений избирателей голосовать за того или иного кандидата (то или иное избирательное объединение) или «против всех». Данный рейтинг составляется на основе ответов респондентов на вопрос: «Если бы выборы состоялись сегодня, за кого из кандидатов (или за какое избирательное объединение) вы бы проголосовали?» Замеры рейтинга голосования в первую очередь позволяют судить о раскладе сил и его изменении в ходе предвыборной борьбы. Если существует вероятность, что кто−то из участников кампании по тем или иным причинам может сойти с дистанции, то для выяснения того, кому могут перейти голоса его сторонников, респонденту может быть предложено повторить свой выбор без учета первой выбранной в нем позиции: «За кого бы вы проголосовали, если бы данный кандидат (объединение) не баллотировался?» На основе этих ответов составляются альтернативные рейтинги голосования, прогнозирующие ситуацию в случае выхода из борьбы тех или иных участников. Дополнением и к рейтингу известности, и к рейтингу голосования может служить рейтинг отношения. В первом случае он помогает уточнить первичные позиции и возможности кандидатов, во втором — составить представление о мотивации выбора (которая, как правило, требует дальнейшей детализации и уточнения). Из позитивного отношения к кандидату (избирательному объединению) не обязательно следует намерение проголосовать за него. Избиратель, например, может считать, что кандидат хорошо работает на своем месте и ему не следует уходить с него на выборную должность. Избиратель может быть настроен и на то, чтобы проголосовать за не очень симпатичного ему кандидата потому, что «так надо». Для выявления возможностей изменения сложившегося расклада сил большое значение имеет также антирейтинг. Составляется он на основе ответа респондентов на вопрос: «За кого из данных кандидатов (избирательных объединений) вы бы не проголосовали ни при каких обстоятельствах?» Следует помнить, что погрешность предвыборных рейтингов, составленных даже по результатам тщательно подготовленных и проведенных опросов, составляет не менее 3–4%. Обнародование и распространение данных предвыборных рейтингов представляет собой важный механизм воздействия на сознание избирателей, решающих судьбу выборов. На многих выборах те или иные их участники стремятся использовать данный механизм в целях манипулирования. При этом результаты проводимых опросов могут фальсифицироваться. В наибольшей степени поколебать и изменить мнения и настроения избирателей может не публикация данных одного опроса, согласно которым какой−либо кандидат занимает лидирующие позиции, а регулярное обнародование данных серии опросов, демонстрирующих позитивную динамику изменения рейтинга этого кандидата. Причем стартовать искомый кандидат может с весьма низкой позиции. Учитывая возможности фальсификации и степень воздействия результатов опросов общественного мнения на избирателя, законодательство ряда стран, в том числе России, регулирует возможности и порядок их публикации. Согласно статье 46 Федерального закона «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» «при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, средства массовой информации, граждане и организации, осуществляющие указанное опубликование (обнародование), обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) его публикацию». Кроме того, «в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно−телекоммуникаци онных сетях общего пользования (включая Интернет)». Подобного рода правила приняты во многих других странах. Однако зачастую контроль за соблюдением правил публикации результатов опросов общественного мнения носит формальный и малоэффективный характер.

Источник: Словарь выборных терминов.