Режим
Режим
Методы правления, которые определяются действующими политиками, стоящими у власти, и характеризуются особыми установленными процедурами и институтами для управления общественными делами. Режим является более жесткой формой политической организации, чем какое-либо правительство, но не такой постоянной, как государство. Поэтому правительство может меняться, например, вследствие поражения на выборах, а характер режима (например, либеральная демократия) останется тем же.
Характер режима определяется пятью основными критериями:
1. Кто правит? (Один человек или группа; находится исполнительная власть под гражданским или военным контролем).
2. В каких пределах и в каком объеме? (Степень реагирования на общественное давление, полномочия по осуществлению власти).
3. Во имя достижения каких целей? (Идеологическая ориентация).
4. Прямыми или индивидуальными средствами? (Является ли источником власти режима народ, или режим зависит от воли правителя?).
5. При каких условиях и ограничениях? (Насколько форма режима определяется экономическими и геополитическими факторами?).
РЕЖИМ
термин, употребляемый в праве в ряде словосочетаний с различными значениями.
Например, существует понятие правовой р. – применительно к характеру общественных отношений после их урегулирования нормами права, статусу участников этих отношений.
Есть понятие политический р., используемое при определении соотношения конституционноправовой основы общественных отношений и их фактического состояния (см. Политический режим).
Конституционное и международное право говорят о р. иностранных граждан и лиц без гражданства (а также иностранных юридических лиц) на территории государства. В связи с этим могут устанавливаться: национальный р. – при нем иностранцы и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в равном объеме с гражданами данного государства, с определенными изъятиями, устанавливаемыми законами государства или его международными договорами; р. наибольшего благоприятствования – когда государства договариваются о том, что их граждане на территории друг друга будут иметь более широкие права или возможности, чем граждане третьих государств; дипломатический р. – особый статус лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, в том числе освобождение их от ответственности по законам данного государства.
Например, существует понятие правовой р. – применительно к характеру общественных отношений после их урегулирования нормами права, статусу участников этих отношений.
Есть понятие политический р., используемое при определении соотношения конституционноправовой основы общественных отношений и их фактического состояния (см. Политический режим).
Конституционное и международное право говорят о р. иностранных граждан и лиц без гражданства (а также иностранных юридических лиц) на территории государства. В связи с этим могут устанавливаться: национальный р. – при нем иностранцы и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в равном объеме с гражданами данного государства, с определенными изъятиями, устанавливаемыми законами государства или его международными договорами; р. наибольшего благоприятствования – когда государства договариваются о том, что их граждане на территории друг друга будут иметь более широкие права или возможности, чем граждане третьих государств; дипломатический р. – особый статус лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, в том числе освобождение их от ответственности по законам данного государства.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.