РУССО Жан Жак

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Руссо Жан Жак
(1712 – 1778 гг.) французский писатель и мыслитель, представитель революционно-демократического крыла просветительского движения. Родился в Женеве в семье часовщика. Воспитывался в среде женевских ремесленников, для которой были характерны высокий уровень грамотности, а также стремление к политическим знаниям. Именно эта среда сформировала у будущего политического мыслителя «свободный и республиканский дух». С юных лет Руссо увлекался примерами героев борьбы Афин и Рима за свободу против тирании. В 1728 г. Руссо покинул Женеву. Определяющее значение в эволюции его взглядов имел парижский период жизни (1742 – 1756 гг.), когда Франция переживала острый кризис феодально-абсолютистского строя и подъём революционной активности третьего сословия французского общества. Он часто посещал знаменитые салоны Парижа с участием Вольтера, Монтескьё, Тюрго, Кондорсе, Гольбаха и др. Большую роль в идейном развитии Руссо сыграла дружба с Дидро и Д Аламбером, которые готовили к изданию «Энциклопедию». Широкую известность Руссо получил после выхода «Рассуждения о науках и искусствах» - небольшого произведения, написанного на конкурс, объявленный Дижонской академией: способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов? Слава оригинального мыслителя упрочилась за Руссо после выхода других его произведений, в частности «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755 г.). Самое знаменитое произведение Руссо – «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.), выдержавшее множество изданий во Франции и переведённое на ряд европейских языков. Во Франции оно было сразу запрещено и осуждено на сожжение. Был даже отдан приказ об аресте Руссо, что вынудило его бежать в Швейцарию. К этому времени он расходится с представителями умеренного крыла французского Просвещения (особенно ожесточённую полемику Руссо вел с Вольтером) и смыкается с его революционно демократической частью, выражавшей настроения широких масс городских слоёв. Последние годы жизни провёл во Франции, в уединении и бедности. Стержнем политической теории Руссо, которую он в наиболее полном виде изложил в своём главном труде «Об общественном договоре, или Принципы политического права», является учение о народном суверенитете как осуществлении общей воли. Последняя в свою очередь выступает источником законов, мерилом справедливости и главным принципом правления. Учение Руссо оказало значительное влияние на развитие идей французского Просвещения, было широко известно в Европе и за её пределами, в том числе в России.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

РУССО Жан Жак
1712—78) — французский политический мыслитель, идеолог мелкой буржуазии, в т.ч. крестьянства. Внес большой вклад в развитие политической и правовой теории. Взгляды Р. были в значительной мере радикальны. Он считал, что в естественном (догосударственном) состоянии все были свободны и равны. С появлением частной собственности и социального неравенства начинается борьба между бедными и богатыми. Выход из такого состояния был им найден с помощью соглашения о создании государственной власти и закона, которым будут подчиняться все. Однако потеряв естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело в конечном счете к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Бичуя такое пагубное для человечества направление развития общества и государства, Р. выдвигает свой проект «исправления» истории — создание политического организма как подлинного договора между народами и правителями. Цель этого подлинного общественного договора — создание такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде. В социально-экономическом плане Р., не отрицая самой частной собственности, вместе с тем выступал за относительное выравнивание имущественного положения граждан и с этих эгалитаристских позиций критиковал роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В той конкретно-исторической ситуации идеи Р. были непосредственно направлены против современного ему феодального строя и оправдывали насильственный, революционный путь его низвержения. Общественный договор, по Р., дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения): эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. Суверен не связан собственными законами. Нет и не может быть никакого основного закона, обязательного для Народа в целом, для него не обязателен даже Общественный договор. Суверен стоит выше судьи и Закона. Он имеет безусловное право на жизнь и смерть подданных: гражданину уже не приходится судить об опасности, которой закону угодно его подвергнуть, и когда государь говорит ему: «Государству необходимо, чтобы ты умер», — то он должен умереть, потому что его жизнь не только благодеяние природы, но и дар, полученный им на определенных условиях от Государства. Р. поясняет необходимость принудительного момента во взаимоотношениях между государством и гражданином: «Чтобы общественное соглашение не стало пустою формальностью, оно молчаливо включает в себя такое обязательство, которое одно только может дать силу другим обязательствам: если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден, а это означает не что иное, как то, что его силою принудят быть свободным». Закон (позитивный закон, закон государства) — это акт общей воли. Поскольку общая воля не может (и не должна) высказываться по поводу частных дел, предмет законов всегда имеет общий характер. Цель всякой системы законов — свобода и равенство. Р. делит законы на политические (основные), предусматривающие отношения целого к целому (суверена к государству); гражданские законы, регулирующие отношения граждан между собой или с государством; уголовные законы, которые регулируют отношения между человеком и Законом (преступление и наказание). К четвертому, наиболее важному, виду законов он относит нравы, обычаи и, особенно, мнение общественное. Законодательная власть — это сердце Государства, она никому не передаваема и никем, кроме самого народа в собрании, не представляема. Соч.: Трактаты. М., 1969; Избранные сочинения. М., 1961. Т. 1-3. Лит.: Дворцов АЛ. Ж.Ж. Руссо. М., 1980; Нерсесянц В.С. Право и закон. Из истории правовых учений. М., 1983; Его же. Философия права. М , 1997; История политических и правовых учений. М., 1995. В.С Нерсесянц

Источник: Юридическая энциклопедия