САМОДЕРЖАВИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

САМОДЕРЖАВИЕ
монархическая форма правления в России, при которой носитель верховной власти (царь, император) обладал верховными правами в законодательной, административной и судебной сфере. Несмотря на появление в 1905-1906 гг. элементов конституционной монархии, С. в России просуществовало вплоть до Февральской революции 1917 г.

Источник: Большой юридический словарь

САМОДЕРЖАВИЕ
в России - историческая монархическая форма правления, при которой носителю верховной власти - Царю, Императору - принадлежали верховные права в законодательстве (утверждение законопроектов), в верховном управлении (назначение и увольнение высших чиновников, верховное руководство центральными и местными учреждениями и органами управления, верховное командование армией и флотом, заведование финансами и др.), в высшем суде (утверждение приговоров, помилование). В истории С. прослеживаются два этапа: XVI-XV11 вв. - сословно-представительная монархия, когда Царь осуществлял свои права вместе с Боярской думой и боярской аристократией; XVIII - начало XX вв. абсолютная монархия. Эволюционируя к буржуазной монархии, С. просуществовало до Февральской буржуазной революции 1917 г (официальный акт отречения последнего Императора Николая II был подписан им 2 (15) марта 1917г.).

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

САМОДЕРЖАВИЕ
последняя по времени форма феодально- помещичьего государства, сложившаяся в России к началу 17 в. и просуществовавшую вплоть до февральской революции 1917. Термин «С.» заимствован из византийского права, в котором применялся термин «автократор». В 16—17 вв. самодержцы правили совместно с боярским советом и Земскими соборами. Так, Земский собор 1613 избрал царем Михаила Федоровича Романова, установившего новую династию. В 17 в. царь еще правил вместе с боярской Думой. По словам историка Г. Котошихина, Михаил Романов «...хотя самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего». Укреплению самодержавной власти содействовали Земские соборы, прекратившие свою деятельность в том же 17 в., до конца века существовала так называемая приказная система. В период правления Петра I (1689—1725) С. приобрело новое качественное содержание: самодержец стал носителем абсолютной, юридически неограниченной власти. В так называемом толковании к ст. 20 Воинского Устава 1716 было сказано: «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет, свои государства и земли, яко христианнейший государь по своей воле и благомнению управляет ». Правительственный аппарат при Петре I и его преемниках постоянно расширялся и бюрократизировался. В гражданском и военном управлении усиливалась централизация, а полицейская регламентация всех сторон общественной и частной жизни подданных приобретала огромный размах. Тем не менее петровские реформы, заметно усилившие русское государство, имели для страны прогрессивное значение. В феврале 1722 Петр I отменил прежний порядок передачи престола старшему сыну или избрание царя Земским собором; наследник престола должен был назначаться по личному усмотрению царя. Смерть Петра помешала ему воспользоваться этим законом. Отсутствие закона о престолонаследии привело к тому, что за 37 лет (с 1725 по 1762) произошло 6 дворцовых переворотов. Екатерина II (1762—1796) вынашивала план отстранения от престола сына Павла и передачи престола внуку Александру, но план не осуществился и царский трон занял Павел I. При Павле I в 1797 был принят закон, по которому престол замещался по праву первородства лицом мужского пола (в нисходящей линии). Имелся в виду старший сын умершего императора. Юридически престол могли занимать и лица женского пола, но лишь за пресечением всех мужских поколений. Император был обязан исповедовать православную веру. По случаю вступления на престол издавался особый манифест. Все подданные мужского пола, достигшие 12 лет, приводились к присяге. Спустя какое-то время после вступления на престол над новым императором совершался обряд коронования и миропомазания (в Успенском соборе Московского Кремля). Члены царствующего дома, т.е. лица,« принадлежавшие к царской фамилии, обладали рядом привилегий (личных и имущественных). Дети и внуки императора именовались великими князьями (княгинями, княжнами) и носили титул «императорских высочеств ». О всяком рождении в семье царя сообщалось «во всенародное известие» в манифестах («сообщаем нашим верноподданным, что наша августейшая супруга императрица (такая-то) благополучно разрешилась от бремени»). Тут же называлось имя новорожденного или новорожденной (великого князя или великой княжны). При рождении (или совершеннолетии) члены императорской фамилии награждались высшим орденом Российской империи — орденом Андрея Первозванного (голубая лента к этому ордену носилась через правое плечо). К этому прибавлялись еще несколько орденов. Новорожденным великим князьям или княжнам тотчас же ассигновались из казны 100 000 руб. К почетным преимуществам царя относился титул (полный, средний и краткий). Чаще всего он пользовался кратким титулом: «Божиею милостью, (имя царя), император и самодержец Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая». Император имел личный герб, который одновременно был и малым государственным гербом. Существовали также средний и большой русские государственные гербы (комбинация византийского двуглавого орла с московским Георгием Победоносцем). Государственный гимн России начинался словами: «Боже, царя храни». Целям возвышения царской власти служили «высочайшие» выходы по случаю всякого рода торжественных или праздничных событий — Нового года, Крещенского водосвятия, пасхальной заутрени и т.п. В году насчитывалось немало праздников, так называемых царских дней, когда в церквах отмечались тезоименитства императора, его интронизация и другие подобные события. Возносились молитвы о здравии и благополучии царя и членов «благополучно царствующего дома». Служились панихиды по «в бозе почившим царям». В священнических проповедях нередко звучал мотив: «Бога бойся, царя почитай!», причем с оттенком угрозы. Не существовало четкого различия между частным имуществом царя (и членов династии) и государственным имуществом. Последнее в конечном счете тоже находилось в распоряжении императора. Иными словами, даже удовлетворение частных потребностей этих лиц относилось к области государственной, носило публично-правовой характер.. Император, его мать, жена, наследник престола (цесаревич) с супругой, дочери императора не подлежали обложению государственным подоходным налогом. В качестве главы императорского (царствующего) дома император был высшим опекуном над личностью и имуществом малолетних великих князей и княжен. Он мог, в частности, разрешить продажу недвижимости этих лиц; в том же качестве он санкционировал браки членов дома. Высочайшие рескрипты, т.е. документы, обращенные к министрам, председателю Совета Министров или какому-либо великому князю, обычно заканчивались словами: «Пребываю к вам неизменно благосклонный» или «Пребываю навсегда неизменно благосклонный». Правительствующему же сенату царь направлял «именные высочайшие указы». В официальных обращениях применялась «царская» орфография: местоимение «мы» («нас», «нам» и т.д.), а не «я», и «вторый», а не «второй». «Высочайший манифест » того же Николая II, например, заканчивался словами: «Дан в Царском селе в 18-й день февраля в лето от рождения Христова тысяча девятьсот пятое, царствование же нашего в одиннадцатое», после чего шла фраза: «На подлинном собственною его императорского величества рукою подписано: «Николай». Не только резолюция царя на «всеподданнейших докладах » министров, но и вообще всякая «высочайшая» помета подлежали исполнению, служили для «руководства ». Нередко царь писал на бумагах «прочел с удовольствием» или «прочел с великим удовольствием ». Даже если царь просто отчеркнул какие-либо слова, то об этом уведомлялись соответствующие министры — «для соображений». Алогеем С. или абсолютизма стало царствование Николая I (1825—1855). По характеристике А.И. Герцена, Россия в то время представляла собой «империю чиненых перьев и граненых штыков». С этой точки зрения более либеральным было правление Александра II (1856—1881). Для этого и последующих царствований (Александра III, Николая II) характерна заметная эволюция в сторону буржуазной монархии, становилось все более очевидным противоречие между архаическим государственным строем с его засилием бюрократии и развивающимся капитализмом. Царизм шел на уступки буржуазному развитию в социально- экономической области. В России, как и в других абсолютистских государствах, сильное влияние на ход правительственных дел оказывала придворная камарилья, являвшаяся как бы вторым правительством. Незадолго до краха империи вокруг трона появлялись совершенно безвестные люди, не имевшие никакого отношения к бюрократии, например, француз, лжеврач Филипп, «мясник по образованию и жулик по призванию», проводивший спиритические сеансы и консультировавший Николая II по вопросам внутренней и внешней политики, за что получил звание врача и чин действительного статского советника, а также — потомственное российское дворянство. В предвоенные годы сильное влияние на царя оказывал редактор журнала «Гражданин» князь В.П. Мещерский, к которому ездили на поклон министры — члены Государственного совета и другие сановники. Символом полного разложения С. было появление Григория Распутина и «распутинщины». Согласно статье 16-й Основных законов (в редакции 23 апреля 1906) «Власть управления во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от него, согласно закону, надлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелению». Власть верховного управления проявлялась чаще всего в издании царем обязательных распоряжений или указов. Одни из них давались в руководство должностным лицам и учреждениям (указы административные), другие устанавливали обязанности и права широкому кругу лиц (указы юридические); одни были обыкновенные, другие — чрезвычайные. Практически, как и до 1906, невозможно было провести различие между законом и указом. К органам верховного управления можно отнести ряд советов, члены которых назначались царем и решения которых носили совещательный характер. Совет Министров, Военный совет, Адмиралтейский совет, Совет государственной обороны, Комитет финансов, Опекунский совет (по ведомству учреждений императрицы Марии, ведавших призрением и воспитанием). Руководили этими советами лица, назначаемые царем, который мог председательствовать в них и лично. Исполнительными органами верховного управления были Министерство императорского двора и Императорская главная квартира, выполнявшая поручения царя во время его путешествий. Деятельность органов подчиненного управления состояла, главным образом, в исполнении царских указов (и вообще любых «предначертаний» и «высочайших повелений» царя), поэтому совокупность органов подчиненного управления и их деятельность следует именовать властью исполнительной. У императора «под рукой» находилась собственная его императорского величества канцелярия. При ней состояли комитеты: а) о службе чинов гражданского ведомства и о наградах; б) призрения заслуженных гражданских чиновников. Существовали также канцелярии: а) по принятию прошений, на Высочайшее имя приносимых; б) по учреждениям ведомства императрицы Марии. Правомочия императора после принятия Основных законов в редакции 23 апреля 1906 оставались обширнейшими. Согласно этому акту, он оставался верховным руководителем внешних сношений России с иностранными державами, объявлял войну и заключал мир, а равно договоры с иностранными государствами. Как «державный вождь российской армии и флота», он осуществлял верховное начальствование над всеми вооруженными силами государства, определял их устройство, издавал указы и п о веления относительно «всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны»; объявлял местности на военном положении или исключительном положении; назначал и увольнял председателя Совета Министров и главноуправляющих отдельными частями, руководил финансами и т.д. Имел право роспуска Думы до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов, назначая новые выборы и время ее с о зыва. Император жаловал титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния, имел право помилования осужденных; от его имени творилось правосудие. В статье 7-й говорилось, что император «осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой». Статья 86-я гласила: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения государя императора». Иными словами, законодательные предположения об отмене или изменении действующих законов и издании новых, одобренные Государственной Думой и Государственным советом, представлялись царю для утверждения. Лит:. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений в дореволюционной России. М., 1983; Его же. Крепостническое самодержавие и его политические институты (первая половина XVIII века). М., 1981; Его же. Самодержавие накануне краха. М., 1975; Зайончковский ПА. Кризис самодержавия на рубеже 70—80-х годов XIX века. М., 1964; Его же. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970; Его же. Правительственный аппарат самодержавия в XIX веке. М., 1978; Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX века. Л., 1973; Его же. Самодержавие и дворянство в 1902—1907 годах. Л., 1981; Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х годов до начала 60-х годов XIX века. Л., 1970; Васильева Н.И., Гальперин Г.Б., Королев АН. Первая российская революция и самодержавие. Л., 1975; Черменский Е.Д. IV Государственная Дума и свержение царизма в России. М., 1976. ЕА. Скрипилев

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
374.57 кб

Идеологема «Самодержавие православие народность» в политике российского государства в сфере образова

Зипунникова Н. Н.
Статья посвящена «теории официальной народности», продвигавшейся министром народного просвещения С. Уваровым (1833-1849) в качестве государственной идеологии Российской империи.
Читать PDF
8.46 мб

Самодержавие и Основные законы 1906 г. : первая попытка конституционализации российской власти

Кочетков Владимир Валерьевич
Причины неудачи первой попытки конституционализации российской власти в 1905-1917 гг. до сих пор обсуждаются российским научным сообществом.
Читать PDF
585.65 кб

Кадровая политика самодержавия в судебных палатах Российской империи

Курас Татьяна Леонидовна
К лицам, претендующим на должности членов судебных палат и должностных лиц прокурорского надзора, закон предъявлял весьма высокие требования.
Читать PDF
288.27 кб

Общенадзорная функция Российской прокуратуры в период самодержавия (1722-1917)

Павлов В.С.
Читать PDF
172.64 кб

Мистические основы русского самодержавия в учении Н. И. Черняева

Васильев Антон Александрович
Статья посвящена одной из незаслуженно забытых фигур в русской правовой мысли создателю мистикопоэтической концепции русского самодержавия Н.И. Черняеву.
Читать PDF
306.73 кб

Легитимность верховной власти российского самодержавия в конце XVIII – первой половине XIX века

Цыганов В. И., Шлыков В. А.
Исследуется специфика русской монархической формы правления в конце XVIII – первой половине XIX века в аспекте легитимации верховной власти правителя.
Читать PDF
290.33 кб

Институты присяжных заседателей и сословных представителей в условиях самодержавия (на примере левоб

Середа О. В.
Исследовано влияние самодержавия на институты присяжных заседателей и сословных представителей в Российской империи на примере Левобережной Украины.
Читать PDF
3.52 мб

Становление понятия государственного надзора в отечественных нормативных актах самодержавия

Чекурда Евгений Андреевич
В статье рассмотрена проблема становления понятия государственного надзора в отечественных нормативных актах самодержавия.
Читать PDF
585.65 кб

Кадровая политика самодержавия в судебных палатах Российской империи

Т. Л. Курас
К лицам, претендующим на должности членов судебных палат и должностных лиц прокурорского надзора, закон предъявлял весьма высокие требования.
Читать PDF
194.23 кб

Образ самодержавия и государственно-правовые идеалы в период древнерусского государства

Овчинников Алексей Игоревич, Гасанова Замира Гаджимурадовна, Фатхи Валентина Игоревна
В статье анализируется постепенное становление идеологии самодержавия в России.
Читать PDF
85.06 кб

Самодержавная власть в политико-правовой культуре России начала ХХ В. : взгляд Н. А. Захарова

Беляев Александр Евгеньевич
В статье представлены взгляды малоизвестного дореволюционного российского правоведа Николая Алексеевича Захарова (1883 после 1928), который, рассуждая в духе традиционного русского политического консерватизма, считал, что в Россий
Читать PDF
28.56 кб

Православные институты российской самодержавно-монархической власти

Овчарова Анжелика Ивановна
В статье раскрывается уникальность российского самодержавия, исследуется его глубинная и нерасторжимая связь с православием, характеризуются основные институты российской самодержавно-монархической власти.
Читать PDF
113.51 кб

Преемственность и легитимность самодержавной власти по российскому законодательству

Павлова Елена Валентиновна
Статья посвящена проблемам преемственнсти и легитимности самодержавной власти по российскому законодательству. В центре внимания находятся вопросы о престолонаследии и сакральности самодержавия.
Читать PDF
113.51 кб

Преемственность и легитимность самодержавной власти по российскому законодательству

Павлова Елена Валентиновна
Статья посвящена проблемам преемственнсти и легитимности самодержавной власти по российскому законодательству. В центре внимания находятся вопросы о престолонаследии и сакральности самодержавия.
Читать PDF
0.00 байт

Основные аргументы сторонников идеи самодержавной монархии в современной России

Коновалов Д. А.
Анализируются идеи самодержавной монархии в современной России, представленной в политических программах современных российских монархических объединений, а также в публичных высказываниях членов Российского Императорского Дома Ро

Похожие термины:

  • Абсолютизм (абсолютная монархия самодержавие)

    форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Появление А. было обусловлено усилением центральной власти и переходом общества от феодальных отношений к капит