Сбор (пошлина)

Найдено 1 определение
Сбор (пошлина)
В соответствии с п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В соответствии ст. 333.17 государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 Налогового кодекса РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Налогового кодекса РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Плательщиками государственной пошлины признаются физические и юридические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных соответствующим законодательством (т.е. действий, совершение которых обусловлено уплатой пошлины), либо выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании закона.
При установлении сборов (к коим относятся и пошлины) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.
Законодательное определение сборов позволяет выделить отличающие их от налогов признаки:
1. Общеобязательность налога носит универсальный характер, в то время как общеобязательность сбора не столь всеохватывающа. Установление сбора выступает как определенная мера, ограничивающая свободу действий. Так, неуплата государственной пошлины ограничивает действия лица по защите своих прав в судебном порядке [5, с. 289].
2. Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.
3. Сбор - это взимание, обусловленное совершением со стороны публичных образований или уполномоченных ими организаций в пользу плательщика определенного встречного представления [5, с. 290].
4. Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деятельности государства (либо муниципального образования - в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа.
Зачем же законодатель счел нужным выделить из понятия сбора понятие пошлины? Полагаем, что тут существует тонкое различие, а именно: сбор - платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина - плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.) [3, с. 65].
Налоговая система РФ включает в себя налоги федеральные, региональные, местные, а также специальные налоговые режимы. Предметы ведения Российской Федерации, региональных и местных властей в части налогов разграничены Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ. Как налоги, так и сборы могут входить в федеральные, региональные и местные налоги, т.е. устанавливаться властями разных уровней. Государственная же пошлина является элементом исключительно федеральным, т.е. региональные и местные власти не обладают правом вводить этот сбор самостоятельно.
В то же время в случае со сбором судебная практика нередко допускает возможность делегирования полномочий представительного органа по определению некоторых условий взимания сбора (элементов обложения) исполнительным органам власти [5, с. 290].
Таким образом, понятие "налог" следует отделять от понятий "сбор", "пошлина" и других исходя из вышеперечисленных отличий и следующих причин.
Во-первых, сборы и пошлины взимаются государственными и местными органами за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Эти платежи - не элементы услуги, хотя и уплачиваются в связи с ее оказанием. Они не являются ценой услуги, их можно отменить, а органы (учреждения), собирающие эти платежи, будут продолжать заниматься своей основной деятельностью.
Во-вторых, эти платежи взимаются с тех лиц, которые вступают в правовые отношения с соответствующим органом (учреждением) по вопросам получения нужных ему услуг. Плательщик свободно выбирает государственный (или местный) орган и уплачивает необходимую пошлину [4, с. 32].
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
3. Клейменова М.О. Налоговое право: Учеб. пособие. М.: МФПУ "Синергия", 2013. 368 с.
4. Парыгина В.А. Налоговое право России: Учебник / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. М.: Юрайт, 2012. 462 с.
5. Финансовое право: Учебник / Отв. редактор М.В. Карасева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. 592 с.

Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
151.47 кб

Реализация регулятивной функции сбора на примере судебной пошлины

Гуркин Александр Сергеевич
Статья посвящена исследованию регулятивной функции финансово-правового института сбора.
Читать PDF
474.49 кб

Таможенные пошлины и сборы и их роль в формировании доходной части бюджета Российской Федерации

Гусейнова Т.А., Фомина Т.Е.
Проанализирована роль таможенных платежей на формирование бюджета РФ, а также их влияние на экономическое развитие страны.