одно из понятий морального сознания, оно заключается в удовлетворенности, которую человек получает от качества, полноты и осмысленности своей жизни. В истории этики сложилось несколько моделей С. человека: гедонизм, в соответствии с которым С. заключается в получении удовольствий от самых разнообразных предметов и явлений; ригоризм, который видит счастье в неуклонном исполнении личностью своего долга; эскапизм, который понимает С. как реальное или воображаемое бегство человека от действительности, уход от практического решения проблем. Аристотель предложил реалистическую модель С., которая, по-видимому, является одной из наиболее полных и адекватных действительности. С., по Аристотелю, – это состояние удовлетворенности, которое человек испытывает от своей добродетельной жизни и совершенной деятельности. Счастлив человек или нет, зависит от его поступков и его мировоззрения. Вместе с тем, Аристотель выделяет ряд объективных и субъективных условий, необходимых и достаточных для достижения человеком С.: здоровье, материальный достаток, активная жизненная и гражданская позиция, дружба, интеллектуальное и нравственное совершенствование. В достижении счастья заключается моральный долг человека перед самим собой (И. Кант).
1.02 мб
Счастье и статус: игра с нулевой суммой?
В статье приводится экономическая трактовка понятия «счастья» как удовлетворенности жизнью (subjective well-being), показывается связь счастья с экономическими показателями страны и с характеристиками самого индивида, в том числе