это постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ, подотчетный ему, осуществляющий контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Счетная палата Российской Федерации
Источник: Большой юридический словарь
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Правовое положение С.п. определяется Конституцией РФ (ч. 5 ст. 101) и Федеральным законом от 16 декабря 1994 г. "О Счетной палате Российской Федерации". С.п. состоит из Председателя, заместителя, 12 аудиторов и аппарата. Председателя С.п. и половину состава аудиторов назначает сроком на 6 лет Государственная Дума; заместителя Председателя С.п. и другую половину аудиторов на тот же срок назначает Совет Федерации. Указано специальное требование, предъявляемое к аудиторам, - наличие высшего образования и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. В соответствии с вышеназванным Законом на С.п. возлагаются следующие задачи: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ; регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий. Контрольные полномочия С.п. РФ распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды. Все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности обязаны предоставлять по запросам С.п. информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности. По результатам проведенных контрольных мероприятий С.п. направляет органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных к ответственности. В случае выявления на проверяемых объектах нарушений хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, С.п. имеет право давать администрации проверяемых организаций обязательные для исполнения предписания.
(В.Ч.)
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием. Счетная палата действует на основе Федерального закона "О счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г. Задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты. Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты. Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
орган, предусмотренный Конституцией РФ. С.П.РФ формируется палатами Федерального Собрания. Заместителя Председателя С.П.РФ и половину состава ее аудиторов назначает на должность и освобождает от должности Совет Федерации (п. «и» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ); Председателя С.П.РФ и другую половину аудиторов – Государственная Дума (п. «д» ч. 1 ст. 103). Все в составе С.П.РФ 12 аудиторов, таким образом, каждая палата приводит к должности и освобождает от должности по 6 аудиторов).
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. (ред. от 4 ноября 2014 г.) «О Счетной палате Российской Федерации» имеет предметом регулирования отношения, возникающие в процессе осуществления С.П.РФ внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью (далее – федеральные ресурсы) и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, обеспечивающими безопасность и социальноэкономическое развитие Российской Федерации, а также задачи, функции, полномочия и организацию деятельности Счетной палаты.
Согласно ст. 2 Закона С.П.РФ является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля). Причем в рамках задач, определенных законодательством РФ, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Ее деятельность нельзя приостановить, саму палату нельзя распустить.
С.П.РФ осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении федеральных государственных органов (втом числе ихаппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах. Кроме того, С.П.РФ осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении государственных органов субъектов РФ (в том числе их аппаратов), органов местного самоуправления в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом. Наконец, С.П.РФ осуществляет внешний государственный финансовый аудит (контроль) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом) и т. п. Перечисляя указанные выше объекты, Закона далее устанавливает: СП.РФ осуществляет внешний государственный аудит (контроль) также в отношении иных организаций. Проведение контрольных и экспертноаналитических мероприятий в отношении иных организаций осуществляется в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, а также обращениями Президента РФ и Правительства РФ.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. (ред. от 4 ноября 2014 г.) «О Счетной палате Российской Федерации» имеет предметом регулирования отношения, возникающие в процессе осуществления С.П.РФ внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью (далее – федеральные ресурсы) и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, обеспечивающими безопасность и социальноэкономическое развитие Российской Федерации, а также задачи, функции, полномочия и организацию деятельности Счетной палаты.
Согласно ст. 2 Закона С.П.РФ является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля). Причем в рамках задач, определенных законодательством РФ, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Ее деятельность нельзя приостановить, саму палату нельзя распустить.
С.П.РФ осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении федеральных государственных органов (втом числе ихаппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах. Кроме того, С.П.РФ осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении государственных органов субъектов РФ (в том числе их аппаратов), органов местного самоуправления в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом. Наконец, С.П.РФ осуществляет внешний государственный финансовый аудит (контроль) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом) и т. п. Перечисляя указанные выше объекты, Закона далее устанавливает: СП.РФ осуществляет внешний государственный аудит (контроль) также в отношении иных организаций. Проведение контрольных и экспертноаналитических мероприятий в отношении иных организаций осуществляется в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, а также обращениями Президента РФ и Правительства РФ.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
орган, предусмотренный Конституцией РФ (ст. 102- 103). Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 18 ноября 1994 г. гласит, что С. п. РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием (ФС) РФ и подотчетным ему.
Задачи С. п. РФ: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также совершенствование бюджетного процесса в целом; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ; регулярное представление Совету Федерации (СФ) и Государственной Думе (ГД) информации о ходе исполнения федерального бюджета и о результатах проводимых контрольных мероприятий.
С. п. РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата С. п. РФ. Председатель и 6 аудиторов С. п. РФ назначаются ГД сроком на 6 лет. Заместитель Председателя и другие 6 аудиторов С. п. РФ назначаются СФ сроком на 6 лет.
С. п. РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспортно-аналитическую, информационно-аналитическую и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Контрольные полномочия С. п. РФ распространяются на все государственные органы и учреждения РФ, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и др., если они получают, перераспределяют или используют средства из федерального бюджета, федеральную собственность либо предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества..
Все органы, предприятия, учреждения и организации, включая банки, обязаны представлять информацию, запрашиваемую С. п. РФ.
По результатам проведенных контрольных мероприятий С. п. РФ направляет соответствующим органам, руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Представление С. п. РФ должно быть рассмотрено в срок, указанный в нем, или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом решении и о мерах по его реализации незамедлительно информируется С. п. РФ.
При выявлении на проверяемых объектах нарушений, наносящих прямой ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений С. п. РФ, создания препятствий для контрольных мероприятий, С. п. РФ имеет право давать администрации проверяемых организаций обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний С. п. РФ вправе по согласованию с ГД принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых организаций.
С п. РФ ежеквартально представляет ФС РФ отчет о ходе исполнения федерального бюджета. По поручению палат, запросам комитетов и комиссий палат, депутатов ГД и членов СФ, Президента и Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ С. п. РФ готовит заключения и дает ответы по вопросам, входящим в ее компетенцию. (С. А.)
Задачи С. п. РФ: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также совершенствование бюджетного процесса в целом; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ; регулярное представление Совету Федерации (СФ) и Государственной Думе (ГД) информации о ходе исполнения федерального бюджета и о результатах проводимых контрольных мероприятий.
С. п. РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата С. п. РФ. Председатель и 6 аудиторов С. п. РФ назначаются ГД сроком на 6 лет. Заместитель Председателя и другие 6 аудиторов С. п. РФ назначаются СФ сроком на 6 лет.
С. п. РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспортно-аналитическую, информационно-аналитическую и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Контрольные полномочия С. п. РФ распространяются на все государственные органы и учреждения РФ, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и др., если они получают, перераспределяют или используют средства из федерального бюджета, федеральную собственность либо предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества..
Все органы, предприятия, учреждения и организации, включая банки, обязаны представлять информацию, запрашиваемую С. п. РФ.
По результатам проведенных контрольных мероприятий С. п. РФ направляет соответствующим органам, руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Представление С. п. РФ должно быть рассмотрено в срок, указанный в нем, или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом решении и о мерах по его реализации незамедлительно информируется С. п. РФ.
При выявлении на проверяемых объектах нарушений, наносящих прямой ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений С. п. РФ, создания препятствий для контрольных мероприятий, С. п. РФ имеет право давать администрации проверяемых организаций обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний С. п. РФ вправе по согласованию с ГД принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых организаций.
С п. РФ ежеквартально представляет ФС РФ отчет о ходе исполнения федерального бюджета. По поручению палат, запросам комитетов и комиссий палат, депутатов ГД и членов СФ, Президента и Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ С. п. РФ готовит заключения и дает ответы по вопросам, входящим в ее компетенцию. (С. А.)