Сен-Симон Клод Анри де Рувруа

Найдено 1 определение
Сен-Симон Клод Анри де Рувруа
(1760 – 1825 гг.) французский мыслитель, политический деятель, один из идеологов утопического социализма XIX в. Родился в Париже в старой аристократической семье, ведшей своё происхождение от императора Карла Великого. Получил прекрасное домашнее образование под руководством лучших преподавателей, среди которых был знаменитый философэнциклопедист д`Аламбер. На 17 году, следуя дворянской традиции, поступил на военную службу, как офицер французской армии участвовал в войне за независимость североамериканских колоний, получил несколько ранений, достиг капитанского чина, попал, наконец, в плен к англичанам, откуда возвратился лишь по заключении мира (сам Вашингтон представил Сен-Симона к награждению орденом Цинцинната, - высшей награде США). Вернувшись во Францию накануне революции, принял активное участие в революционных выступлениях, публично пропагандируя идеи политического равенства и свободы, требуя отмены всяких привилегий дворянства и духовенства; сам официально отказывается от графского титула и дворянского звания. Однако дальнейшие события французской революции – казнь короля и террор якобинской диктатуры – оттолкнули от неё СенСимона. Послереволюционный период его жизни связан с интенсивными научными занятиями, имеющими целью не простое пополнение своих знаний о достижениях современных ему наук, а стремление создать на их базе собственное учение о переустройстве общества, к чему Сен-Симон считает себя призванным самой судьбой. Первое сочинение Сен-Симона увидело свет в 1802 г. Это были «Письма женевского обитателя к современникам». Затем появляется ряд других: «Введение к научным трудам XIX в. » (1808 г.), «О промышленной системе» (1821 г.), «Катехизис промышленников» (1823 г.), «Новое христианство» (1825 г.), в которых он в деталях излагает своё учение, долженствующее сделать «жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, представляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей». Политико-правовые взгляды Сен-Симона всецело определялись положенной в основу этого учения концепцией исторического прогресса, в частности, его представлением о наивысшей стадии общественного развития – позитивной, исключающей необходимость в каких-либо политикоправовых институтах. Отсюда – равнодушное отношение мыслителя к проблемам развития демократии, обеспечения прав и свобод граждан, сведение всего комплекса проблем, связанных с преобразованием общества, лишь к просветительской деятельности и т. д. Однако в целом учение СенСимона оказало большое влияние на развитие политико-правовой мысли социалистических идей во Франции, В Германии, Италии, России и других странах.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама