СЕНАТ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Сенат
высший правительственный орган, созданный в России в 1711 г. С конца XVIII в. С. стал выполнять только функции высшего судебного органа, был упразднен после событий октября 1917 г.

Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права.

Сенат
(Правительствующий Сенат). Учреждён Указом императора Петра I Алексеевича 22 февраля 1711г. для управления делами государства, в том числе и для осуществления функции высшей судебной инстанции.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

СЕНАТ
лат. senex - старец, старый)
1. Высший государственный совет в Древнем Риме, первоначально совет старейшин.
2.Верхняя палата парламента в ряде стран (США, Италия и др.)

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Сенат
в России 1711 - 1917 гг. высший гос. орган, подчиненный императору. Учрежден Петром 1 как высший орган по делам законодательства и гос. управления. С 1-й пол. XIX в. орган надзора за деятельностью гос. учреждений и чиновников. По Судебным Уставам 1864 г. высш. кассационная инстанция.

Источник: Краткий словарь историко-правовых терминов

Сенат
(от senex, старик) — высший орган государственной власти царского и республиканского периодов, возникший из совета старейшин патрицианских родов и наделенный полномочиями ведения внешними сношениями государства, объявления войны и заключения мира, принятия постановлений, имеющих силу закона (senatus consultum) и др. В период домината стал центральным органом городского управления в Риме.

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

Сенат (
лат. senatus от senex – старик) – 1. Совет старейшин родов, высший орган управления в Древнем Риме. До I в. до н.э. в Сенате было 300 человек, по числу патрицианских родов, затем число сенаторов было увеличено до 600, а позже – до 900. Формально С. был совещательным органом (первоначально при царе), и его постановления назывались сенатус-консультами. Но в действительности он обладал широкой компетенцией: контролировал законодательную деятельность народных собраний, распоряжался казной, устанавливал налоги, решал вопросы общественной безопасности, благоустройства, религиозных культов, заключал мирные и союзные договоры, разрешал набор в армию, принимал решения об установлении диктатуры. 2. Верхняя палата в парламентах Франции, Италии, Испании, Бельгии, Румынии, Соединенных Штатов Америки, Канады, Мексики, Аргентины, Бразилии.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран. 2013

СЕНАТ
лат. senatus от senex - старый, старец) - 1) в Древнем Риме один из высших государственных органов. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (ок. VI в. до н.э.). Члены С. делились по рангам в соответствии с ранее занимаемыми должностями (консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы). С. утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов и давал им советы, решал вопросы внешней политики, вел надзор за финансами. Постановления С. - сенатус-консульты - имели силу закона. Во времена Империи С. утратил реальную власть, став собранием представителей знатных семейств, не имеющим большого политического влияния; 2) в России в 1711-1917 гг. - Правительствующий С., высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I. С первой половины XIX в. как высший судебный орган осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 1864 г. - высшая кассационная инстанция; 3) верхняя палата парламента в США, Франции, Италии, Казахстане, Бразилии, Польше, Румынии, Чехии, Австралии, Бельгии, Канаде, Испании, Венесуэле, Колумбии, Доминиканской Республике и некоторых других странах; 4) в ряде стран высший орган городского управления (напр., С. Берлина); 5) в некоторых странах отделения в составе высших судов, напр. С. федерального конституционного суда ФРГ.

Источник: Большой юридический словарь

Сенат
(от лат. senex – «старец») в Древнем Риме изначально представлял собой совет старейшин. Он существовал уже в царскую эпоху и состоял из 300 глав римских родов. В период республики сенат пополнялся из отбывших свои властные полномочия высших магистратов. С середины IV столетия право назначения сенаторов перешло к цензорам, которые каждые пять лет могли вычеркивать сенаторов, переставших соответствовать своему назначению, и вписывать новых. Первоначально в сенат входили главы патрицианских семей, по мере занятия плебеями высших магистратур в сенате появились выходцы из этого сословия. Правом созывать сенат на заседания обладали: диктатор, консулы, преторы. Сенат играл важнейшую роль в республике, утверждал законы народного собрания, распределял сбор налогов и расходование казны, контролировал деятельность магистратов, руководил ведением внешней политики (право объявлять войну, заключать мир и утверждать союзные договоры). Ни один законопроект не ставился на обсуждение народного собрания, если не получил предварительного одобрения сената. Члены всех постоянных судебных комиссий до реформы Гая Гракха состояли из сенаторов. Решения сената назывались сенатус-консультами. Во время диктатуры Суллы число сенаторов было увеличено до 600 человек, при диктатуре Цезаря – до 900. С установлением империи влияние сената уменьшилось. Сенат оказался под полным контролем принцепсов. Принцепс, как председательствующий в сенате мог созывать его когда ему угодно; в качестве цензора он имел право пересматривать состав сенаторов. В составе сената появились знатные провинциалы.

Источник: История государства и права зарубежных стран. Краткий справочник для самостоятельной работы студента. Учебное пособие [Электронный ресурс]. Изд. 3-е перераб. и доп.

СЕНАТ
лат. senatus от senex - старый, старец) -1) в Древнем Риме - один из высших государственных органов. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (ок. VI в. до н.э.), являлся государственным советом при царе. С установлением республики С. наряду с магистратами стал существенной составной частью общественной жизни. В V-III вв. до н.э. в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями власть С. был несколько ограничена в пользу комиции (народного собрания). В его состав пожизненно входили бывшие магистраты, и тем самым в С. концентрировались политические силы и опыт Рима. Члены С. делились по рангам в соответствии с ранее занимаемыми должностями (консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы). Во время дискуссий сенаторы получали слово согласно этим рангам. Во главе С. стоял наиболее заслуженный из сенаторов (princeps senatus). С. утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов и давал им советы, решал вопросы внешней политики, вел надзор за финансами и соблюдением священных ритуалов. Таким образом, С. фактически осуществлял руководство государством. Постановления С. - сенатус-консульты имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев - плебисциты. Во времена Империи знамение С. уменьшилось (он стал собранием представителей знатных семейств, не имеющим большого политического влияния); 2) В Российской Империи в 1711-1917 гг. - правительствующий С., высший государственный орган, подчиненный Императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С 1-й поп. ХГХ в. как высший судебный орган осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 1864 г. С. являлся высшей кассационной инстанцией; 3) название верхней палаты парламента в США, Франции, Италии, Казахстане, Бразилии, Польше, Румынии, Чехии, Австралии, Бельгии, Канаде, Испании, Венесуэле, Колумбии, Доминиканской Республике и некоторых других государствах; 4) в ряде государств - название высшего органа городского управления (например, С. Берлина); 5 в ряде государств - название отделений в составе высших (как правило) судов, например, С. федерального конституционного суда ФРГ.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

СЕНАТ
лат. senatusorsenex-старец, совет старейшин) - 1) С. в Древнем Риме возник в виде совета старейшин 300 патрицианских родов около VI в. до н.э. В его компетенцию входили вопросы непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира, право временно вводить военную диктатуру. Дальнейшее развитие С. шло по пути периодического сокращения его полномочий. В период Республики на фоне сословной борьбы плебеев с патрициями (V-III вв. до н.э.) власть С. была ограничена в пользу комиций (народного собрания). В период Империи С. играл роль совещательного органа при императоре. В его полномочия входило высшее руководство военными делами, внешней политикой, финансами и государственным имуществом (III-I вв. до н.э.). Однако по мере усиления власти императора значение С. постепенно падало, хотя формально он оставался одним из высших органов государства.
2) Правительствующий С. в России был учрежден Указом Петра I от 22 февраля 1711 г. Заменив собой Боярскую думу, С. первоначально действовал как чрезвычайный коллегиальный орган для управления страной в отсутствие царя. Кроме того, на него возлагались функции фискального надзора за деятельностью госаппарата. Члены С. - сенаторы (9 человек) и Обер-секретарь назначались непосредственно царем из числа гражданских и военных чиновников. Реформа 1722 г. превратила С. в надведомственный контролирующий орган. В результате реформы 1763 г. С. превращается в высшее административно-судебное учреждение, состоящее из 6 департаментов, один из которых ведал непосредственно судебными делами. С 1775 г. деятельность С. ограничивалась чисто судебными функциями, а после создания министерств (1802) он был преобразован в высший орган суда и надзора. С. в России упразднен Декретом Советской власти от 22 ноября (5 декабря) 1917 г.
3) Название верхней палаты парламентов многих стран (Бельгии, Бразилии, Ирландии, Италии, Канады, Малайзии, Мексики, Польши, Румынии, США, Франции и др.). В некоторых странах С. формируется путем прямых (США, Италия) или многостепенных (Франция) выборов, в других - назначается главой государства целиком (Канада, Иордания) или частично (Ирландия). Во многих странах С. переизбирается не полностью (на 1/3 каждые 2 года в США, на 1/3 каждые 3 года во Франции).
4) Начиная со средневековья словом "С." обозначают представительные органы самоуправления в некоторых городах (например. С. Берлина).
5) В ряде стран название отделений в составе, как правило, высших судов, например С. Федерального конституционного суда ФРГ.

Источник: Энциклопедия юриста

СЕНАТ
1) в царской России высшее правительствующее учреждение. Правительствующий Сенат был учрежден 22 февраля 1711 г. Петром I в качестве законосовещательного органа, в отдельных чрезвычайных случаях при отсутствии царя - законодательного органа. Основные задачи: забота о соблюдении правосудия, о государственных доходах и расходах, надзор за правительственным аппаратом и должностными лицами и др. Судебные и надзорные функции в отношении управления государством (в том числе за службой в аппарате государства, законностью деятельности коллегии и их оперативностью, финансовый контроль)- стали преобладающими в деятельности С. особенно после того, как во главе его в 1722 г. был поставлен генерал-прокурор. В конце XVIII в. роль С. снизилась, а его департаменты выполняли, в основном, роль высших судебных инстанций. Вместе с тем Павел I в 1799 г. поручил С.ревизовать местное управление, дабы преобразовать и улучшить его. С. по итогам ревизий отрешил от должности несколько десятков чиновников, однако это мало что изменило. Александр I своими указами якобы хотел повысить роль С. как высшего органа, власть которого ограничивается единою властью Императорского Величества. Но на практике это не было сделано: С. оставался органом "повсеместного наблюдения правосудия". Первый департамент С. осуществлял надзор за правительственным аппаратом, охранял права и преимущества различных сословий, осуществлял обнародование законов. Остальные департаменты были апелляционными судами для губерний.
В последней трети XIX в. с проведением судебной реформы эти департаменты были ликвидированы. Большую роль стали играть открытые в 1866 г. кассационные (уголовный и гражданский) департаменты С. Первый департамент С. осуществлял надзор за местным управлением и судом. С 1884 г. в С. появился департамент, который принимал и рассматривал жалобы на губернские по крестьянским делам присутствия. В 1885 г. в С. был учрежден Высший дисциплинарный суд, рассматривавший дела об упущениях и противонравственных поступках судей. В 1872 г. в С. было учреждено "особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах". С. также издавал Собрание узаконении и распоряжений правительства, которое рассылалось по центральным и местным учреждениям.
В начале XX в. сохранилось назначение С. как высшей судебной инстанции, а также органа надзора за аппаратом, включая и право проведения сенатских ревизий. Кроме того, некоторые департаменты С. давали разъяснения относительно порядка применения законов, которые имели большое значение;
2) в настоящее время наименование одной из палат (чаще верхней) парламентов многих зарубежных государств (С. Конгресса США, С. Конгресса Бразилии, С. Франции, С. Генеральных кортесов Испании, С. итальянского парламента, С. польского парламента и т. д.). (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

СЕНАТ
1) Правительственное учреждение Древнего Рима. Первоначально –собрание родовых старейшин, с разделением общества на классы – орган аристократической верхушки. В период республики (5–1 вв. до н. э.) С. – высшее государственное учреждение. Его одобрение было необходимо для принятия законов. В руках С. сосредоточивалось принятие особых мер для обеспечения государственной безопасности, предоставление высшим должностным лицам чрезвычайных полномочий, высшее заведование финансами, общее управление провинциями, руководство внешней политикой и ведение дипломатических сношений, проведение важных религиозных мероприятий и т. д. Сенаторы назначались из представителей знатных родов (патрицианских, а затем и плебейских), образовавших т. н. сенаторское сословие. В период империи, в связи с сосредоточением единоличной власти в руках императора, С. постепенно утратил свое значение. 2) В Российской империи С. – один из высших государственных органов, функции и правовое положение которого за двухсотлетнее его существование потерпели значительные изменения. С. был учрежден Петром I в 1711 г. взамен ранее существовавшей Боярской думы (см.) и являлся главным проводником петровских реформ. В отличие от Боярской думы, как органа боярского сословного представительства, С. состоял из 9 членов (сенаторов), назначаемых царем, независимо от их происхождения. Учрежденный на время отъезда Петра I в Прутский поход для управления всем государством С. вначале был наделен чрезвычайно широкими функциями и полномочиями. Во время отсутствия Петра I С. являлся высшим органом государственной власти и не только издавал новые законы, но даже отменял законы, изданные царем. В царствование Петра I и его дочери Елизаветы Петровны С. был и высшим административным органом, и высшим судебным органом, и органом верховного надзора: С. были подчинены коллегии (см.) и органы местного управления в лице губернаторов. Позднее Петр I для контроля над деятельностью сенаторов учредил должность генерал-
ревизора, преобразовав ее в 1722 г. в должность генерал-прокурора. Екатерина II, стремившаяся всячески укрепить неограниченную монархическую власть, реорганизовала С, лишив его прежних широких функций и полномочий. С. был разделен на 6 департаментов, которые она подчинила себе непосредственно. За генерал-прокурором оставались некоторые общие функции и общий надзор за деятельностью С. Из ведения С. была изъята часть коллегий. Еще более уменьшилось значение С. после губернской реформы 1775 г., когда поставленные во главе ряда губерний генерал-губернаторы были подчинены непосредственно императрице и этим из компетенции С. исключался надзор за местным управлением. С учреждением в 1810 г. Александром I Государственного совета (см.) С. превратился гл. обр. в высшую судебную инстанцию. Должность генерал-прокурора была объединена с должностью министра юстиции. С конца 19 в., кроме функций высшего судебного органа, С. выполнял также функции по обнародованию и толкованию законов и общему надзору за исполнением законов, изданием административных распоряжений. Особые обер-прокуроры состояли при каждом департаменте для наблюдения за его решениями. Число сенаторов законом не определялось.
На протяжении всего своего существования С. являлся бюрократическим аппаратом, с помощью которого царизм осуществлял реакционную политику.
Буржуазное Временное правительство сохранило С. без существенных изменений. С. был упразднен Великой Октябрьской социалистической революцией вместе с прочими органами реакционного помещичье-буржуазного государства.
3) Наиболее распространенное в буржуазных странах (США, Канада, Австралия, Южно-Африканский союз, Эйре, Италия, Бельгия, Египет, Ирак, Иран, страны Латинской Америки) наименование верхней палаты парламента (см.). Как и всякая верхняя палата, С. построен на антидемократических началах. В некоторых странах С. состоит из сенаторов, назначаемых полностью (Канада, Ирак) или частично (Иран, Италия). В странах, где С. формально выби-рается, выборы являются еще более антидемократическими, чем выборы в нижнюю палату.
В США для сенаторов установлен более высокий возрастной ценз, чем для членов палаты представителей (30 лет вместо 25), более продолжительный стаж гражданства (9 лет вместо 7); более длительный срок полномочий (6 лет вместо 2). Через каждые 2 года переизбирается из С. Под предлогом обеспечения равноправия штатов, являющихся лишь территориальными образованиями, установлено равное представительство всех штатов (по 2 сенатора от штата) независимо от численности их населения. Так как ряд важнейших решений С. принимается 2/3 голосов, то сенаторы, представляющие 17 наиболее отсталых и малонаселенных штатов (в частности, южных штатов, в которых значительная часть населения – негры –фактически отстранена от выборов), могут сорвать любые неугодные им решения. При этом С. США наделен большими полномочиями, чем палата представителей: помимо законов, он утверждает назначение на федеральные должности и ратифицирует международные договоры США, а также имеет право судить президента (см.), вице-президента и других федеральных должностных лиц. С. США является одним из оплотов американских монополистов, рассадником расовой дискриминации, проводником внешней политики американского империализма, преследующей экспансионистские цели.

Источник: Советский юридический словарь

СЕНАТ
1) название верхней палаты парламента во многих странах (Италия, Бразилия, Франция и др.). Эта палата обычно имеет меньшее значение по сравнению с нижней палатой, но обладает правом вето в отношении законов, принятых нижней палатой. С. формируется различными способами: прямыми выборами (в США), косвенными выборами (во Франции), в редких случаях — самой нижней палатой из ее состава (в Норвегии, Исландии). В некоторых странах члены верхних палат назначаются (Германия, Канада). В федеративных государствах сенат обычно состоит из равного числа представителей субъектов федерации (в США — 2 представителя, в Бразилии — 3), но иногда сенаторов избирает население и других частей федерации (например федерального округа). Помимо участия в законодательстве сенат осуществляет и другие полномочия: ратифицирует или участвует в ратификации международных договоров, назначает некоторых высших государственных служащих (или дает согласие на их назначение), решает вопрос об отрешении президента от должности (см. Импичмент) и др. В.Е. Чиркин 2) В разные периоды российской истории — высшее административное и судебное учреждение. Впервые был создан Указом Петра I 22 февраля 1711 в качестве установления с чрезвычайными полномочиями, которое, должно было действовать в периоды отсутствия государя в столице. В официальных документах С. именовался «Правительствующий Сенат». Компетенция С. определялась петровским указом весьма широко: осуществление судебных функций, сбор налогов, мобилизация дворянства на службу, наблюдение за государственной соляной монополией, финансовый контроль, организация внешней торговли. Фактически в первое десятилетие существования С. имел право законодательной инициативы, а отчасти издавал законы самостоятельно, особенно в сфере административного права. Первоначально сенатское присутствие состояло из 9 членов. Юридически власть С. была ограничена только волей самодержца, указы его подлежали исполнению как указы государя, что было закреплено в формуле «Сенат собирается вместо присутствия собственной Его Величества персоны». С 1711 по 1714 С. находился в Москве, а затем в Петербурге. После принятия Петром I императорского титула (1721) С. было запрещено принимать «генеральные определения» без подписи царя, т.е. издавать законы от своего имени. С учреждением коллегий в 1718 их президенты вошли в состав С , что оказалось неэффективным, и в 1722 С. был реорганизован. В число сенаторов, наряду с президентами Военной, Адмиралтейской и Иностранной коллегий, назначались независимые от ведомств сановники. Сенат сосредоточил все гражданское управление; тогда же для контроля над губерниями были учреждены сенаторские ревизии (первая проведена в 1726 в Московской губернии). С момента создания С. в его состав входил обер- фискал, руководивший фискальным ведомством в государстве (см. Фискалитет). Для надзора за деятельностью С. в 1715 была создана должность генерал-ревизора (упразднена в 1718). В 1722 учреждена должность генерал-прокурора, были закреплены его полномочия: наблюдение за распорядком заседаний, составление предложений по конкретным делам, руководство канцелярией; он мог останавливать рассмотрение дел и имел право доклада императору. Первым генерал-прокурором был П.И. Ягужинский. С 1722 действовала Сенатская контора в Москве, состоявшая из одного сенатора, менявшегося ежегодно, и двух асессоров. В функции Конторы входило исполнение указов, контроль за администрацией, рассмотрение апелляционных жалоб на решения надворных судов и жалоб на действия московских контор коллегий. Решения Сенатской конторы подлежали обжалованию в С. В 1722 при С. была учреждена должность герольдмейстера и его контора; в 1720 — должность рекетмейстера (генерал-рекетмейстера) и соответствующая контора. Ведению рекетмейстера подлежало рассмотрение жалоб на медленность производства дел в коллегиях; он же принимал и докладывал императору жалобы на неправый суд. С резолюцией императора они поступали в С. для исполнения. С учреждением в феврале 1726 Верховного тайного совета реальное значение С. упало: он был обязан направлять Совету доклады о своей деятельности. В марте 1726 С. был лишен наименования «Правительствующий» и получил название «Высокий Сенат». Должность генерал-прокурора фактически была упразднена, а его функции выполнял обер-прокурор; уничтожена должность рекетмейстера. Верховный тайный совет в царствование Екатерины I и Петра II своей властью назначал сенаторов. Положение С. и его статус претерпели изменения в 1730—31. При императрице Анне Иоановне ему было возвращено наименование «Правительствующий», состав присутствия определен в количестве 21 сенатора, восстановлены должности рекетмейстера и генерал- прокурора. В 1730 впервые С. был разделен на департаменты. Тем не менее реального значения С. в этот период не имел, управление было сосредоточено в Кабинете министров. Существенное изменение роли С. связано с Указом 1742 императрицы Елизаветы Петровны, который определял, что «...правительствующий наш Сенат да будет иметь прежде бывшую свою силу и власть...». В нем были сконцентрированы все функции внутреннего управления империей: помимо собственно административных дел — внутренняя и внешняя торговля, управление финансами, в том числе эмиссия денег, наблюдение за винной монополией, таможенное дело, Московский университет, Академия художеств, прочие светские учреждения образования, а также рекрутский набор в армию и флот, военный бюджет, обмундирование и вооружение войск. С. никому, кроме императрицы, не подчинялся. Самостоятельно назначал воевод — руководителей местной администрации. Отчасти даже само назначение в его состав зависело от воли самих сенаторов. Учреждение Конференции при Высочайшем дворе в 1756 ослабило влияние С. на внешнеполитические дела, а несколько позже — и на внутреннее управление. Серьезные изменения функций и структуры С. связаны с преобразованиями Екатерины И. В 1763 он был разделен на 6 департаментов (4 в Санкт-Петербурге, 2 — в Москве), функции их были специализированы. Ведению Первого подлежало обнародование законов, управление Тайной экспедицией и Канцелярией конфискаций, составление бюджета, организация налогообложения, управление государственными иму- ществами, финансовый контроль. Второй департамент являлся высшей судебной инстанцией, ведал государственным межеванием и предварительно рассматривал прошения на имя императрицы. Третий ведал управлением губерниями, находившимися на особом положении и имевшими некоторые права автономии (Малороссия, Лифляндия, Зстляндия и др.). Четвертый управлял рекрутским набором и материальным обеспечением армии и флота. Департаменты были признаны самостоятельными коллегиями, причем решение дел в каждом принималось единогласно, а в случае разногласия сенаторов переносилось в Общее собрание всех департаментов. При Екатерине II С. потерял функции законосовещательного органа, утвердилась власть генерал-прокурора, который приобрел роль первого министра в сфере внутреннего управления (в 1764—93 — кн. А.А. Вяземский). К концу века сократились права С. как высшего органа администрации в связи с реализацией губернской реформы 1775. Формально С. считался высшей судебной инстанцией, но многие его решения обжаловались прошениями на имя императрицы. В начале царствования Александра I была упразднена Тайная экспедиция и предпринята попытка реформы С. Указом 1802 определено: «Сенат есть верховное место империи... имея себе подчиненными все присутственные места, он как хранитель законов печется о повсеместном наблюдении правосудия». Предполагалось, что в случае несоответствия вновь принимаемых законов действующим он имел бы право ставить вопрос о корректировке законодательства, но эта прерогатива никак не была реализована и отменена в 1803. В 1802 принято Учреждение Правительствующего С. После создания министерской системы (1802) С. утратил функции высшего органа управления, хотя по-прежнему осуществлялись сенаторские ревизии, назначавшиеся именными императорскими указами. Судебная реформа 1864 определила радикальное преобразование С : в его составе созданы в качестве верховного кассационного суда два кассационных департамента — уголовный и гражданский. С введением Судебных уставов постепенно были упразднены апелляционные департаменты. По-прежнему проводились сенаторские ревизии, но число их значительно сократилось — в пореформенную эпоху проведено 20 ревизий. В 1872 в составе С. было учреждено Особое присутствие для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах — высший суд по делам о политических преступлениях. Накануне февральской революции 1917 С. номинально являлся верховным органом управления, фактически же он осуществлял обнародование законов, был высшим органом административной юстиции, высшей судебной инстанцией империи, осуществлял особую юрисдикцию в сфере крестьянского землевладения. Большое значение для судебной практики, развития юриспруденции и правовой науки имели сенатские разъяснения и толкования законов, прежде всего уголовного и гражданского кассационных департаментов. Правовое положение С. после революции не изменилось; он сохранил свои традиционные функции и прерогативы. С. был упразднен одновременно со всеми судебными учреждениями декретом Совета Народных Комиссаров 22 ноября (5 декабря) 1917. Лит.: Градовский А.Д. Начало русского государственного права. Часть II. Органы управления: Собр. соч. в 8 т. СПб., 1907. Т. 8; Его же. История правительствующего Сената за двести лет. 1711—1911: В 5 т. СПб., 1911; Коркунов НМ. Русское государственное право: В 2 т. СПб., 1897; Лазаревский Н.И. Лекции по государственному праву: В 2 т. СПб., 1910; Его же. Правительствующий Сенат. (Краткий исторический очерк и биографии сенаторов.) СПб., 1912. А.В. Шавров

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
104.73 кб

Ярцев А. А. Сенат и земство: административная юстиция и местное самоуправление в дореволюционной Рос

Черников И. Д.
Читать PDF
380.82 кб

Урядуючий Сенат як орган адміністративної юстиції в Російській імперіїу ХІХ ст.

Стецюк Б. Р.
У статті розглядається роль Урядового Сенату і його департаментів у здійсненні адміністративних процедур.
Читать PDF
655.06 кб

Правительствующий сенат в России в начале XVIII века: учреждение и первоначальная компетенция

Чекурда Евгений Андреевич
В статье рассматривается процесс учреждения Правительствующего сената в России в начале XVIII века. Также описана его первоначальная компетенция.
Читать PDF
110.67 кб

Правительствующий сенат Российской империи и Верховный Суд Российской Федерации как высшая судебная

Илюхина Вера Алексановна
В статье на основе методологии хронодискретного моногеографического правоведения проводится сравнительный анализ правового статуса Сената в Российской империи и Верховного Суда в Российской Федерации.
Читать PDF
13.12 мб

Прадстаўнічыя органы ўлады: парламент замежных спраў і сенат мясніковіча

Змiцер Кухлей
Асноўнымі функцыямі беларускага парламента ў 2015 годзе застаюцца прадстаўніцтва на міжнароднай арэне і ідэалагічная падтрымка ўлады.

Похожие термины:

  • СЕНАТ КОНГРЕССА США

    верхняя палата американского парламента. В этой палате все 50 штатов страны от самого большого по населению (Калифорния - 32,3 млн. чел. до самого маленького (Вермонт - 616 тыс. чел. имеют равное представ
  • Сенат в римском праве

    оплот римской аристократии; собрание родовых старейшин, впоследствии патрицианский консультативный орган при царе. До I в. до н. э. в сенате было 300 человек, по числу патрицианских родов, затем чис
  • ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СЕНАТ

    см. Сенат в России.
  • Сенат Российской Империи

    высшее правительственное учреждение, созданное Петром I в 1711 г. взамен Боярской Думы. Сенат ведал набором и снабжением армии, сбором налогов и расходованием государственных средств, судом. Со врем