ШКОЛЫ БУРЖУАЗНЫЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА

Найдено 1 определение
ШКОЛЫ БУРЖУАЗНЫЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА
различные направления в буржуазной «науке» уголовного права. Каждое из этих направлений, появляясь в определенный период развития капитализма, отражает политические особенности данного периода и служит интересам буржуазии, стоящей у власти. В пределах каждого из таких направлений имеются отдельные разновидности, в которых отражаются противоречия интересов отдельных групп буржуазии, но все они сходятся в одном – в обслуживании буржуазного строя, в стремлении при помощи террористических мер защищать капиталистический базис.
Для правильного понимания политической приро» ды Ш. б. у. п. необходимо исходить из указании В. И. Ленина о том, что «Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы... смягчения бедствий и жертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решимость» (Соч., т. 21, стр. 206). Ш. б. у. п. содействуют буржуазному государству в выполнении им прежде всего его функции палача, так как их прямой основной задачей является, с одной стороны, формулировка в качестве преступлений действий, представляющих в каждый данный момент наибольшую опасность для господствующего класса, а с другой стороны, – разработка, все новых и притом все более террористических мер уголовной репрессии. Разнообразные варварские способы смертной казни (электрический стул, газовые камеры и т. п.), одиночное заключение, неопределенные приговоры, концентрационные лагери, кастрация и стерилизация, ссылка на острова и другие террористические меры репрессии буржуазного уголовного права представляют собой осуществление на практике предложений различных Ш. б. у. п. Однако Ш. б. у. п. выполняют и функцию попа, поскольку они скрывают классово-политическую природу уголовного права, пытаются убедить трудящихся в якобы справедливости террористических мер расправы с жертвами буржуазных судов, в возможности ликвидация преступности в рамках капиталистического строя и т. п.
Теоретическое значение всех Ш. б. у. п. определяется их классовой направленностью. Ничего общего с. подлинной наукой ни одно из этих направлений не имеет. По существу Ш. б. у. п. представляют собой не что иное, как практические боевые программы буржуазии в области уголовной репрессии.
Среди Ш. б. у. п. различают в основном 3 направления: «классическое», социологическое и антропологическое. Имея одну и ту же политическую природу,, охраняя интересы одного и того же класса, каждое из этих направлений отражает интересы крупной буржуазии на определенном этапе развития капиталистического общества. Отличаются они гл. обр. характером предлагаемых мер репрессии (функция палача) и методом маскирования подлинных задач буржуазного уголовного права (функция попа). Т. н. «классическое» направление в буржуазной «науке» уголовного права появилось накануне Французской буржуазной революции конца 18 в. Первые его представители (Монтескье, Беккариа и др.) формулируют задачи буржуазного уголовного права в противовес задачам феодальной юстиции. В соответствии с правовыми взглядами буржуазии этого периода они выставляют ряд буржуазно-демократических программных требований, защищающих интересы идущей к власти буржуазии и вместе с тем подготавливающих систему мероприятий, направленных на подавление сопротивления трудящихся. К числу этих требований относятся: nullum crimen sine lege (нет преступления без указания о том в законе), nulla poena sine lege (нет наказания без указания о том в законе), равенство (чисто формальное) всех перед уголовным законом, пропорциональность между тяжестью преступления и тяжестью наказания и др. Эти требования, поскольку они содействовали смене феодального строя капиталистическим, имели в то время прогрессивный характер. Однако с переходом победившей крупной буржуазии на путь контрреволюции они начинают служить исключительно задачам подавления сопротивления трудящихся. Это ярко проявилось после падения феодализма и укрепления буржуазного строя, когда «классическое» направление вместе со всей буржуазией и ее политикой становится реакционным и остается таковым до наст. времени.
Уголовно-правовые воззрения «классического» направления разделяли и пытались обосновать и представители реакционной классической немецкой философии: Кант, Гегель и Фихте. Представителями «классического» направления в разные периоды его существования являлись Кестлин, Бернер, Биндинг и др. (в России – Таганцев). В период империализма представители «классической» школы охотно шли Hai беспринципные компромиссы с социологическим направлением, выражавшим потребности и интересы реакционной империалистической буржуазии.
«Классическое» направление, вначале выступившее с буржуазно-демократическими требованиями в области уголовного права, соответствовало интересам буржуазии эпохи промышленного капитализма. Империалистическую буржуазию, вставшую на путь реакции по всей линии, это направление не удовлетворяло. Уже после Парижской Коммуны 187! г. буржуазия, смертельно напуганная «призраком коммунизма», стремится ограничить, а позже и вовсе отказаться от буржуазно-демократических принципов в области уголовного права, перейти к террористическим методам расправы со своими политическими противниками, расширяя произвол административных и су-дебно-прокурорских органов в их борьбе со всеми действиями, угрожающими дальнейшему существованию капиталистического строя.
Характеризуя процесс равложения буржуазной демократии, И. В. Сталин указывал: «Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа... Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменен принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан. Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт» («Речь на XIX съезде партии», 1952, стр. 7).
Свойственный эпохе империализма переход от буржуазной демократии к реакции отразили и Ш. б. у. п. – антропологическая и социологическая.
Антропологическое направление (т. н. ломбрози-анство – по имен» его основателя итальянского врача/ Ломброзо), возникшее в 80-х гг. 19 в., отражало страх международной буржуазии перед ростом революционного движения пролетариата, перед ростом т. н. «политической» преступности. Антропологическое направление, стремившееся любыми средствами замаскировать подлинные причины преступности в капиталистическом обществе, заложенные в самой природе капитализма, основывалось на биологическом объяснении преступности, на утверждении о существовании якобы биологически неполноценных от рождения людей, уже в чреве матери предназначенных быть преступниками, притом преступниками неисправимыми. Отсюда делался реакционнейший вывод о необходимости применения к «врожденным преступникам» мер безопасности независимо от совершения или несовершения ими преступления, а в случае совершения – независимо от его тяжести. Антропологическое направление отбросило все основные буржуазно-демократические положения уголовного права и уголовного процесса. Оно отбрасывало понятия преступления, вины, наказания. На их место ставилась опасность «врожденного преступника» для буржуазного общества и необходимость применения к нему смертной казни, ссылки в необитаемые местности, пожизненного тюремного заключения, кастрации и стерилизации. Представители антропологического направления выступали против судебного расследования уголовных дел и требовали создания специальных медико-полицейских комиссий, которым должно было быть предоставлено право признавать любого человека врожденным преступником и применять к нему любую меру наказания. Антропологическое направление явилось выражением самой безудержной реакции и стало уголовно-правовой программой наиболее реакционных кругов империалистов. Ломброзианцы призывали к беспощадной расправе с революционным движением.
Так как антропологическое направление слишком грубо и односторонне подчеркивало реакционную тактику буржуазии, в то время как а конце прошлого столетия буржуазия не могла еще отказаться от сочетания во внутренней политике реакционной тактики с тактикой либеральной, то в несколько смягченном и прикрашенном под либеральный характер виде его заменило в 90-х гг. 19 в. т. н. социологическое направление. Это направление по классово-политическому содержанию, а также по террористическому характеру практических предложений мало чем отличалось от антропологического направления. Оно прибегло лишь к несколько иной, более утонченной маскировке сущности теории и практики буржуазного уголовного-права. Вместо биологического фактора преступности оно предложило эклектическую смесь из различных факторов, выдвигая, однако, на первое место социально-экономические факторы (высокие цены на хлеб, безработица, плохие жилищные условия и т. п.), демагогически заявляя о возможности ослабления в условиях капитализма влияния этих факторов и тем самым уменьшении преступности. Представители этого направления (Лист, Принц, Ван-Гаммель, в России – Фойницкяй), выражавшие потребности империалистической буржуазии, по существу приходили к тем же выводам, что и представители антропологического направления. Термин «преступление» они заменили термином «опасное состояние», «врожденных преступников» – «социально-опасной личностью», наказание – «мерой безопасности». «Социологи» предложили заключить на неопределенный срок лиц, не совершивших никакого преступления, но признанных «социально-опасными», в рабочие дома, представлявшие те же тюрьмы; ввели т. н. превентивное (предупредительное) заключение, также ничем не отличающееся от обычного тюремного заключения, и т. п. Хотя представители социологического направления вели теоретическую «борьбу» с представителями антропологического направления, но фактически это была только маскировка совместной разработки террористической программы империалистической буржуазии конца 19 и начала 20 вв.
Под влиянием антропологического и социологического направлений в различных капиталистических странах был издан ряд реакционнейших уголовных кодексов и отдельных уголовных законов (норвежский уголовный кодекс 1903 г., датский уголовный кодекс 1932 г., многочисленные законы о преступниках-профессионалах и др.). Гитлеровские тюремные застенки и концентрационные лагери явились не чем иным, как реализацией предложений антропологического а социологического направлений.
Современные реакционные криминалисты, пытаясь обосновать расовую дискриминацию негров, славян, индейцев, евреев и др., преследование прогрессивных деятелей, борцов за мир и демократию, беззаконные приговоры в отношении коммунистов, – возрождают антропологическое направление в его самой неприкрытой форме и широко используют самые реакционные предложения Ш. б. у. п. (смертная казнь на электрическом стуле, кастрация, стерилизация в др.).
Но зарвавшихся реакционеров не устраивают и эти драконовские меры. Они стремятся к массовому уничтожению целых рас, классов, политических партий. Им недостаточно уже обоснования «неисправимости» отдельных лиц. Им требуется признание «предрасположенными» к совершению преступлений всех коммунистов, всех лиц определенной национальности в т. д. Они прибегают к биологическим лжеучениям Вейс-мана–Моргана–Менделя, пытаясь оправдать уголовно-правовую дискриминацию целых рас и наций. В писаниях современных реакционных криминалистов нашла свое выражение последняя степень растления буржуазной уголовно-правовой «науки». Эти криминалисты утверждают, что существует якобы расовый тип преступника. Американский криминалист Хутон утверждает, что между преступными и непреступными неграми никакой разницы нет и что каждый негр – это потенциальный преступник. Американские криминалисты проповедуют гангстеризм во внутренней и внешней политике. Они подхватывают заявления «ученых» вроде Холмса, который говорит: «Убийство – это наш (т. е. .американский. – Ред.) способ улучшения расы. Пусть у других народов свои системы, наша система – убийство». Они проповедуют применение «закона джунглей» в уголовном праве. (См. также Уголовное право капиталистических стран, «Политические преступления».)

Источник: Советский юридический словарь

Реклама