Штатное расписание органа местного самоуправления

Найдено 1 определение
Штатное расписание органа местного самоуправления
документ, утверждаемый руководителем органа местного самоуправления или представительным органом муниципального образования, который применяется для оформления установленной представительным органом структуры, а также штатного состава и штатной численности органа местного самоуправления в соответствии с положением об органе местного самоуправления. Ш.р. содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц, схеме должностных окладов, надбавках и месячном фонде заработной платы.
Ш.р. вводится в действие на каждый год. Этот документ определяет место структурных подразделений в функционировании органа, порядок подчинения должностных лиц, закрепляет количество штатных единиц по каждой из должностей, позволяет планировать потребности в персонале, проводить оптимизацию персонала, определять уровень компетенции структурных подразделений и должностных лиц. Такие процедуры, как расширение или сокращение штата, перевод работников, начинаются с изучения штатного расписания, а при необходимости — с внесения в него соответствующих изменений. Ш.р. также фиксирует месячный фонд заработной платы и его распределение между работниками.
В Ш.р. отражается установленная структура органа (организации). Изучение Ш.р. позволяет в какой-то мере проанализировать структуру, увидев ее «в целом». Структура органа или организации формируется исходя из целей и задач, стоящих перед ними, и корректируется в процессе достижения целей. Для органов власти существенное влияние на структуру оказывает и общая (совокупная) компетенция этих органов. Любая структура власти выступает как инструмент реализации целей и задач, стоящих перед органом власти и управления, а следовательно, должна соответствовать этим задачам. Поэтому для определения оптимальной структуры необходимо определить функции и задачи, стоящие перед органом власти и управления. Полномочия и функции распределяются как между органами, так и внутри на основании общих законов оптимизации управления.
Современное российское законодательство не дает определения понятия «штатное расписание», несмотря на то, что данное понятие используется в значительном числе законов и иных нормативно-правовых актов. Исходя из норм ТК РФ, если имеются работники, чья трудовая функция представляет собой работу по должности, то Ш.р. — обязательный документ.
Федеральное законодательство о муниципальной службе требует, чтобы при составлении и утверждении Ш.р. органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования использовались наименования должностей муниципальной службы (см. Должности муниципальной службы), предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (см. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации), тем самым указывая на наличие Ш.р. в числе правовых актов по муниципальной службе (ст. 6).
В Постановлении Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплате» от 05.01.2004 г. № 1 установлены форма Ш.р. и рекомендации по ее использованию. Данная форма распространяется на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации.
Ш.р. не содержит указаний на конкретных лиц, оно обезличено. В нем указываются не персонально работники, а должности, их количество в организации и оклады по ним. Сотрудники назначаются на должности приказами руководителя уже после утверждения штатного расписания.
Должность характеризуется комплексом обязанностей и прав, рассчитанным на одного человека. При этом обязанности по всем должностям в совокупности составляют в целом компетенцию публичного органа, организации. Для установления требуемых должностей в Ш.р. сначала необходимо определить комплекс полномочий органа или организации, выделить все требуемые для реализации задач и целей органа (организации) функции, определить требуемое распределение между разными должностями, учитывая минимальный предел дифференциации и запреты на совмещение отдельных функций. В результате будет составлен перечень необходимых должностей.
Наименование должностей в Ш.р. для муниципальных служащих должно строго соответствовать реестру должностей муниципальной службы в субъекте РФ, а для остальных работников указывается с учетом положений общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016–94 ОКПДТР).
Составление Ш.р. связано с установлением численности персонала. Численность должна быть такой, чтобы обеспечить выполнение всего объема работ, необходимых в органе (организации) по каждой должности. В органах местного самоуправления остро встает вопрос об обоснованности сложившейся численности или установления новой.
Нормативы штатной численности муниципальных служащих и работников муниципальных предприятий и учреждений устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно. Какие-либо критерии установления данных нормативов ни законодательными, ни подзаконными актами не определены. Это объясняется тем, что ввиду самостоятельности местного самоуправления в определении своих целей, задач, муниципальных минимальных социальных стандартов, расходных обязательств, единых нормативов численности муниципальных работников установлено быть не может.
При составлении Ш.р., помимо определения состава и объема работ, выполняемых штатом сотрудников, требуется учитывать и научную организацию труда, в том числе необходимость введения четырех форм разделения труда (функциональное, технологическое, профессиональное и квалификационное). Используя основные законы управления и правила формирования административных структур, стратегический план развития и данные по обязательствам муниципального образования и исполняемым функциям, их соответствию вопросам местного значения и реализуемым программам, хронометраж деятельности работников, анализ документооборота, объективные факторы установления оптимального количества подчиненных для каждого конкретного руководителя, методы проектирования и совершенствования организации системы управления, можно наиболее точно подойти к установлению нормативов по штатной численности работников конкретных муниципальных образований.
В Ш.р. указывается оплата труда по каждой должности. Месячная заработная плата указывается в рублевом исчислении по должностному окладу, тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, коэффициенту трудового участия (КТУ), коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, коллективными договорами, трудовыми договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации.
В графах формы Ш.р. «Надбавки» показываются стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты), установленные действующим законодательством Российской Федерации (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень и пр.), а также введенные на основании муниципальных правовых актов. Для муниципальных служащих виды ежемесячных и иных дополнительных выплат определяются законом субъекта РФ, а их размеры и порядок осуществления — нормативно-правовыми актами представительного органа местного самоуправления в соответствии с законодательством.
При невозможности заполнения граф «Оклад», «Надбавки» указанной формы Т-3 в рублевом исчислении в связи с применением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации иных систем оплаты труда (бестарифная, смешанная и пр.) указанные графы заполняются в соответствующих единицах измерения (например, в процентах, коэффициентах и пр.).
Ш.р. утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем органа местного самоуправления, организации или уполномоченным на то лицом. Порядок утверждения и подготовки к утверждению (согласование, визирование и пр.) определяется соответствующими муниципальными правовыми актами (положение о муниципальной службе, органе и т. п.) или локальным актом организации. До разработки и утверждения Ш.р. могут быть утверждены структура и штатная численность органа, организации. При этом структура органа местного самоуправления утверждается представительным органом муниципального образования, а порядок определения и утверждения штатной численности устанавливается уставом муниципального образования.
Изменения в Ш.р. вносятся приказом (распоряжением) руководителя органа, организации или уполномоченного на то лица. Если структура и штатная численность утверждены отдельно, то должно быть издано два приказа: об изменении структуры и (или) штатной численности и в соответствии с ним — об изменении Ш.р.
Согласно п. «а» ст. 32 «Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения» (в ред. решения Росархива от 27.10.2003) штатные расписания организации, изменения к ним хранятся по месту составления и разработки постоянно, а штатные расстановки (штатное расписание с указанием конкретных работников) — 75 лет (ст. 34 перечня).
О. Л. Савранская
Список литературы
Конституция РФ от 12.12.1993 г.
Европейская хартия местного самоуправления /// Собр. законодательства РФ. 07.09.1998 г. № 36. Ст. 4466. Ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 г. № 55-ФЗ.
Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ.
Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплате» от 05.01.2004 г. № 1.
Кадровое обеспечение муниципальных образований в РФ: учеб. пособие для преподавателя. — М.: АНХ, 2008.
Скачкова О. А. Как правильно и быстро разработать должностные инструкции. (Для системы Консультант Плюс), 2006.
Порядок и условия прохождения муниципальной службы: учебно-метод. пособие / под общ. ред. и научным руководством А. Ф. Мурашко, О. Л. Савранской, В. А. Столяровой. — М.: Муниципальная власть, 1999.
Регламентация содержания труда муниципальных служащих органов местного самоуправления крупных и средних городов.: метод. пособие / под общ. ред. и научным руководством О. Л. Савранской, В. А. Столяровой. — М., 2000.
Регламентация содержания труда муниципальных служащих органов местного самоуправления малых муниципальных образований. Метод. пособие / под общ. ред. и научным руководством О. Л. Савранской, В. А. Столяровой. — М., 2001.
Столярова В. А. Функции и оценка результатов труда работников аппарата управления. — М.: Экономика, 1995.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама