Сикхизм

Найдено 1 определение
Сикхизм
(от пенджабского сикх – «последователь, ученик») религия, основанная в Пенджабе, в северозападной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469 – 1539 гг), родившимся в г. Талванди (округ Лахор). Он много путешествовал, добирался даже до Мекки, а в начале XVI в. обосновался в Пенджабе, где и стал проповедовать новое учение. Он, его преемники и последователи сформировали четко организованную религиозную общину сикхов. Со временем сикхи превратились в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами, и вождями. Десятый гуру сикхов, Гобин Сингх (с 1675 до 1708 гг.) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине – хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 г. он был казнен в г. Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов). Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемых военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в обычных феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 20-м годам XIX в., глава мисаля Сукерчакья Ранжит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. К 1849 г. сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб. Последний сикский князь Далип (Дхулин) Сингх (с 1843 до 1849) был смен ими с престола и далее получал пенсию. К 1990 г. сикских пантх (религиозная община) насчитывал около 16 млн. членов, 14 млн. из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна. Сикхи верят в единого бога, всемогущего и всепронизывающего Творца, непостижимого и недосягаемого.
Его настоящее имя никому неизвестно. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа, он никого не ведет и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, и лишен ненависти и пристрастий. Бог рассматривается с двух сторон – как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего – ни рая, ни ада, ни трёх миров – только Бесформенное. Не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашел своё выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме – он присутствует везде – как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог дает всем жизненную энергию. Но он при этом не постижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только медитацией его Именем и пением его молитв. Никакие другие божества, демоны, духи не достойны поклонения. Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах карме и новых перерождениях. Учения о воздаяниях в следующей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, постах, целомудрии и «благих деяниях» - всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. Посты и обязательства не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда – сохраняется, как всё что существует. Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения. Каждый сикх проходит крещение (процедуру Амрит). Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (пять К) – Kesha (нетронутые волосы, спрятанные под чалму (Keski)), Kangsha – гребень, поддерживающий волосы, Kara – стальной браслет, Kachla – нижнее бельё, Kirpan – меч или кинжал, спрятанный под одежду. Это правило обязательно. Меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия над другими. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама