Система местного управления во Франции

Найдено 1 определение
Система местного управления во Франции
Местными (территориальными) коллективами во Франции являются коммуны, департаменты, заморские территории и регионы. Последние с 1955 г. являлись чисто административными единицами, а с 1982 г. приобрели статус местного коллектива. Для системы местного самоуправления Франции характерен принцип специализации, в соответствии с которым каждый местный коллектив связан строго определенной компетенцией, обусловленной их предназначением, за пределы которой они не имеют права выходить.
Своеобразие местных коллективов во Франции в отличие от большинства других стран состоит в том, что одновременно они выступают в качестве административнотерриториальных подразделений центрального правительства, а соответственно на их территории действуют должностные лица и службы, выступающие от имени государства. Основными региональными органами являются совет, возглавляемый председателем совета, экономический и социальный комитеты.
Члены региональных советов избираются на основе всеобщих прямых выборов. Совет принимает решения по всем вопросам, входящим в компетенцию региона. Контроль за законностью решений регионального совета осуществляет региональный префект. Председатель регионального совета одновременно является главой исполнительной власти в регионе и избирается региональным советом из своих членов. Одновременно региональный совет избирает членов бюро, которые помогают председателю совета в реализации его функций. Региональный совет вправе передать бюро часть своих собственных полномочий (за исключением финансовых вопросов).
Экономический и социальный комитеты существуют только в регионе и играют исключительно консультативную роль. На региональном уровне утверждена целая система служб государственной администрации.
Представителем государства в регионе является региональный префект. Префект — представитель государственной власти. Его главная функция — проведение на территории региона социально-экономической политики правительства. Он обязан информировать центральное правительство о всех наиболее важных делах, происходящих в регионе.
Департамент, как и другие местные коллективы, также имеет двойственную природу. С одной стороны, департамент является административно-территориальной единицей, осуществляющей делегированные центральной властью полномочия, с другой — местным коллективом. Выделение департамента в качестве одного из уровней государственной администрации обусловлено по меньшей мере двумя причинами: 1) наличием должности префекта; 2) разветвленной системой государственных служб в департаменте. В результате реформ местного управления, проведенных в 80-е гг. ХХ в., сущность департамента как местного коллектива стала доминирующей. Основными полномочиями департамента являются: организация работы школьного транспорта, социальное обеспечение и здравоохранение, охрана окружающей среды и некоторые другие.
Руководят работой департамента генеральный совет и председатель генерального совета. Генеральный совет формируется на основе всеобщих прямых выборов и по существу является постоянно действующим органом, поскольку, несмотря на ограниченный срок полномочий советников (6 лет), его состав обновляется не одновременно, а частично каждые 3 года. Генеральный совет утверждает бюджет департамента, решает вопросы оказания финансовой помощи нуждающимся коммунам, учреждает общественные службы департамента, распоряжается имуществом департамента и т. д.
Председатель генерального совета является главой исполнительной власти в департаменте и избирается советом из числа его членов. Выборы проводятся каждые 3 года (после обновления состава генерального совета). При этом председатель генерального совета может переизбираться на эту должность неограниченное число раз. Отсутствие в коммуне самостоятельного должностного лица — представителя государства позволяет утверждать, что коммуна — прежде всего местный коллектив, а не государственная административно-территориальная единица.
Глава исполнительной власти в коммуне — мэр — одновременно выполняет функции представителя государства в коммуне. Изменение границ коммун — компетенция центральных властей, споры между коммунами по поводу границ между ними могут рассматриваться и префектом департамента.
Представительным органом коммуны является муниципальный совет. Численность муниципального совета зависит от числа жителей коммуны и может колебаться от 9 (с числом жителей менее 100) до 70 (с числом жителей 300 тыс и выше) советников. Срок полномочий муниципальных советников — 6 лет. Свои функции они выполняют на безвозмездной основе (исключения могут быть предусмотрены лишь для некоторых крупных городов). Муниципальный совет в полном составе может уйти в отставку или быть распущен. Роспуск муниципального совета осуществляется лишь на основе указа президента республики, принятого на заседании правительства, и возможен по одной причине — если совет не в состоянии управлять коммуной.
Мэр избирается муниципальным советом на первом его заседании путем тайного голосования. На этом заседании происходит избрание и заместителей мэра, число которых должно быть не менее одного, но не выше 30% от установленной численности муниципальных советников для данной коммуны. Срок полномочий мэра и заместителей — 6 лет. За свою деятельность мэр и заместители мэра получают вознаграждение, не облагаемое налогом. Полномочия мэра состоят как бы из двух частей: полномочия мэра как главы исполнительной власти в коммуне и полномочия мэра как представителя государственной администрации в коммуне.
Как представитель государственной администрации в коммуне мэр осуществляет ряд полномочий под непосредственным руководством регионального префекта или прокурора республики.
Основными формами сотрудничества между коммунами во Франции являются: 1) синдикаты коммун (создаются префектом по просьбе заинтересованных коммун, могут быть одноцелевыми или многоцелевыми. Руководят работой синдиката комитет и председатель синдиката. Финансовые средства синдиката складываются из обязательных взносов членов-коммун, субсидий из госбюджета, займов, а также частично из сборов платежей за пользование услугами, предоставляемыми синдикатами); 2) дистрикты коммун — более развитая форма сотрудничества между коммунами. Порядок создания дистрикта аналогичен созданию синдиката. Главные его отличия от синдиката — выполнение конкретного минимума задач с обязательной передачей коммунами соответствующих полномочий. Кроме того, в дистриктах коммун предусмотрены дополнительные источники финансирования за счет налоговых поступлений; 3) городские объединения наделяются обязательной компетенцией, которая значительно шире, чем у дистрикта и синдиката. Так, коммуны в обязательном порядке передают в пользу городского объединения полномочия, касающиеся создания и оборудования жилых районов, промышленных зон, работу противопожарных служб, городского пассажирского транспорта, водоснабжение и т. д. Руководят работой городского объединения совет объединения и председатель объединения.
С. Д. Савенок
Список литературы
Конституции зарубежных стран / сост. В. Н. Дубровин. — М.: Юрлитинформ, 2001.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / отв. ред. Б. А. Страшун. — М., 1996.
Пронкин С. В., Петрунина О. Е. Государственное управление зарубежных стран: учеб. пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2001.
Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. — М., 2006.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия