совокупность согласованных методов и средств организационно-распорядительного воздействия органов местного самоуправления на процесс владения, пользования и распределения муниципального имущества в целях обеспечения его бесперебойного функционирования, решения задач социально-экономического развития муниципального образования и совершенствования системы услуг населению; совокупность функциональных подсистем, связанных с управлением муниципальным имуществом (см. Муниципальное имущество).
Муниципальное образование должно существовать как независимый хозяйствующий субъект, решающий задачи местного значения за счет средств местного бюджета и эффективного использования муниципальной собственности. Поэтому муниципальное имущество играет важную роль в реализации местной экономической политики.
Своеобразие системы управления муниципальным имуществом заключается в том, что в рыночной экономике местная администрация играет двойную роль: с одной стороны, она активно формирует рыночную среду путем издания нормативных актов, обязательных для всех субъектов рынка, с другой — выполняет хозяйственные и социально-экономические функции, выступая на рынке в качестве одного из участников. Выполняя функции собственника недвижимости, органы местного самоуправления через специально созданные комитеты и департаменты управляют имуществом, руководствуясь требованиями, которые диктует общественный характер этой собственности: во-первых, продажа на открытой конкурсной основе имущества, представляющего коммерческий интерес, во-вторых, передача государственного и муниципального имущества в управление специализированным коммерческим структурам.
Создание системы управления муниципальным имуществом преследует достижение следующих целей:
— формирование необходимой инфраструктуры цивилизованного рынка
недвижимости;
— увеличение доходов в бюджет города, изменение структуры доходов путем увеличения доли, относящейся к платежам за имущество;
— повышение инвестиционной привлекательности территории муниципального образования за счет:
1)обеспечения гарантий прав на имущество;
2)предоставления льгот по платежам за имущество на период проектирования и строительства конкретных объектов;
3)развития системы ипотечного кредитования;
4)упрощения и ускорения процедуры оформления сделок с имуществом;
5)содействия решению социальных проблем, в том числе жилищной.
Создаваемая система управления муниципальным имуществом должна обеспечить решение следующих задач:
— полный учет имущества, осуществляемый на базе эффективно функционирующего кадастрового и технического учета (инвентаризации) имущества;
— государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним;
— оценку имущества, в том числе рыночную, для целей налогового обложения, страхования, ипотечного кредитования, оценки вкладов при создании хозяйственных обществ и товариществ, определения выкупной цены в договорах купли-продажи и иных возмездных сделках;
— эффективное управление недвижимым имуществом, вовлечение его в полноценный гражданский оборот;
— формирование эффективной системы контроля за использованием и изменением имущества;
— подготовку доступной и достоверной, достаточно полной и оперативной информации об имуществе для граждан и юридических лиц.
Объектом управления имуществом являются расположенные на территории муниципального образования или за его пределами, находящиеся в муниципальной собственности:
— муниципальный жилищный фонд;
— находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество, в том числе переданное в аренду, пользование, залог и по иным основаниям;
— муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за муниципальными казенными предприятиями, муниципальными учреждениями;
— имущество, приобретенное муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями;
— иное недвижимое имущество, приобретенное за счет средств местного бюджета, а также переданное в дар;
— казенное недвижимое имущество.
Субъектами управления в рамках предоставленных им полномочий являются органы местного самоуправления (в крупных городах — администрации города в лице комитета по управлению муниципальным имуществом совместно с профильными департаментами и управлениями), а также юридические и физические лица.
Современные изменения в законодательстве направлены на ограничение перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, исключение из этого перечня объектов, используемых в коммерческих целях (для пополнения доходов бюджета). В частности, не предусматривается существование муниципальных банков и иных финансово-кредитных учреждений, упоминавшихся в Федеральном законе 1995 г. Одна часть движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, передается в управление муниципальным предприятиям и учреждениям, другая входит в состав муниципальной казны. Согласно Гражданскому кодексу РФ муниципальную казну составляют средства местного бюджета и имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. Эффективное управление муниципальным имуществом обеспечивает качественное оказание муниципальных услуг.
Нормативную базу управления муниципальным имуществом составляют федеральные и региональные законы. По вопросам, отнесенным к полномочиям местного самоуправления, представительными органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (положения).
Органы местного самоуправления могут осуществлять с объектами муниципальной собственности операции купли-продажи, обмена, дарения, аренды. Выбор способа использования осуществляется исходя из целей и задач развития муниципального образования.
Купля-продажа. Неэффективная муниципальная собственность может быть приватизирована. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ. По условиям приватизации объекты муниципальной собственности разбиваются на категории:
— объекты, приватизация которых запрещается;
— объекты, приватизация которых может осуществляться по индивидуальному решению представительного органа муниципального образования;
— объекты, приватизация которых осуществляется администрацией по программам, ежегодно утверждаемым представительным органом.
Мена. Муниципальное движимое и недвижимое имущество может быть обменено на другое имущество.
Дарение. Любое физическое или юридическое лицо может безвозмездно передать в муниципальную собственность движимое или недвижимое имущество. Договор дарения также подлежит государственной регистрации прав собственности.
Аренда. В аренду могут быть переданы здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, не теряющее своих натуральных свойств в процессе использования.
А. Н. Кириллова
Список литературы
Гапоненко А. И., Иванов В. Н. и др. Муниципальное управление: учеб. пособие для вузов. — М.: Муниципальный мир, 2006.
Григорьев В. В., Острина И.А, Руднев А. В.. и др. Управление муниципальной недвижимостью — М.: Дело, 2001.
Завьялов А. А. Управление муниципальным имуществом. — М.: Практика муниципального управления. 2007.
Зотов В. Б., Асеев А. Д. и др. Организация управления и самоуправления в крупнейших городах: современное состояние и проблемы: учеб. пособие. — М.: Юго-Восток Сервис, 2006.
Кириллова А. Н. Развитие новых форм управления недвижимостью в условиях становления института собственников жилья: сб. науч. тр. «Проблемы регионального развития и пути их решения в условиях переходной экономики». — М.: РАЕН, ИРЭИ, 2002.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд. — Ростов н/дону: Феникс, 2010.
Широков А. Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление). — М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000.