основной базисный принцип проведения таможенного контроля, позволяющий определять товары, транспортные средства международной перевозки, документы и лиц, подлежащих таможенному контролю; формы таможенного контроля, применяемые к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степень проведения таможенного контроля (п. 1 ст. 128 ТК).
Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню (Kyoto Convention (1999), General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls, p. 36).
Система управления рисками, не умаляя значимости таможенного контроля, способствует оптимальному использованию ресурсов таможенных органов, а также освобождает большинство подконтрольных субъектов от излишнего бюрократического контроля.
Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и противодействия нарушениям при осуществлении других видов контроля, возложенных на таможенные органы:
1) имеющим устойчивый характер;
2) связанным с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах, а также с проведением финансовых операций с резидентами, зарегистрированными на территории офшорной зоны;
3) подрывающим конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
4) связанным с неисполнением резидентами обязанностей по возвращению (репатриации) иностранной валюты или валюты Российской Федерации, установленных валютным законодательством Российской Федерации, в значительном размере;
5) затрагивающим другие важные интересы Таможенного союза и Российской Федерации, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Базовыми принципами, обеспечивающими решение основных задач таможенной службы, на которых основывается система управления рисками, являются:
– принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения целям обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;
– принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании таможенными органами функциональных подсистем управления рисками как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;
– принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования;
– принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;
– принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков (см.: ст. 4 приказа ГТК России от 26 сентября 2003 г. № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»).
92.90 кб
Модель системы управления рисками
Модель системы управления рисками (СУР) может быть построена на основе теории функционального менеджмента К. А. Павлова [1].