Сити-менеджер

Найдено 1 определение
Сити-менеджер
(англ. сity manager — городской управляющий) — должность в сфере муниципального управления; глава муниципальной администрации, занимающийся решением текущих задач и работающий по контракту с городским советом (думой), при этом разработка длительной стратегии развития, церемониальные функции и связь с вышестоящими органами остаются за мэром.
В англоязычных странах такой способ управления называется советно-менеджерским (council-manager). Обычно сити-менеджеров сравнивают с генеральными директорами крупных корпораций. Впервые должность сити-менеджера была учреждена в 1908 году в американском городе Стаунтон. С тех пор советно-менеджерский способ распространился во многих странах Западной Европы, Америки и Океании.
В России такая форма управления была разрешена федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Этот закон ввел в качестве одного из вариантов управления схему, при которой текущими городскими делами управляет профессионал, нанятый по контракту (См. Служебный контракт). Такой муниципальный управляющий, или сити-менеджер, возглавляет исполнительный орган или местную администрацию. Эта схема возможна как при прямых выборах главы муниципального образования (собственно мэра), так и при его выборах из числа депутатов. Но в российских условиях такого мэра «при сити-менеджере», как правило, выбирают из депутатов.
Сама же схема стала поводом для большого числа конфликтов. Как полагают, это было связано с укреплением вертикали власти, то есть комплексом мер, предпринятых в России в период 2000–2007 гг. с целью централизации и укрепления власти. Под понятием «укрепление вертикали» понимают меры по повышению управляемости и подотчетности органов власти субъектов РФ федеральному центру, органов местного самоуправления (муниципальных образований) — субъектам РФ; повышению эффективности работы органов исполнительной власти. Прежде всего инициаторами перехода к такой системе являются, как правило, губернаторы. В России институт сити-менеджеров чаще всего является заменой прямых выборов мэров. Введение института сити-менеджера выгодно, прежде всего, тем, «кто определяет большую политику и укрепляет нынешнюю властную вертикаль. Введение фактически назначенцев минимизирует риски при выборах в органы власти и страхует от неожиданностей.
При этой схеме более четко очерчены роли органов МСУ. Представительный орган — городской совет или дума — становится мозговым центром, в котором активные жители поселения думают, в каком направлении должна развиваться территория, ищут нестандартные пути привлечения ресурсов. А мэр — тем более, если он избран из числа депутатов — руководит мозговым штурмом. Но поскольку в депутаты выбирают за «активную гражданскую позицию» и чуть ли не 80% местных депутатов сегодня — неосвобожденные (то есть отстаивают интересы населения в свободное от основной работы время), может получиться так, что они окажутся не готовы к профессиональному руководству территорией. Огрехи профессиональной неопытности и должен снять профессионал, который сначала долго учился управлять городским хозяйством, а потом приобретал опыт такого управления. Он, считают многие федеральные эксперты, более точно реализует планы, разработанные местным советом.
Российский классик теории муниципального управления Лев Велихов в 30-х годах на вопрос «Какую схему управления городом выбрать?» отвечал так: все зависит от того, какие на данный момент есть кандидаты в местное руководство. Если есть яркий сильный лидер, разумно выбирать главу населением. Если такового нет, лучше нанять управляющего-профессионала, чтобы обезопасить город от экономических ошибок. Сити-менеджер должен обладать «обычными качествами менеджера — профессиональными компетенциями, знанием городского хозяйства, наличием опыта управления, навыками формирования и функционирования дееспособной управленческой команды. Из личных качеств можно назвать открытость, добросовестность, надежность, терпение, порядочность».
К 2006 г. новый порядок приняли в 4000 муниципальных образований, а к 2012 — в 11000.
Можно выделить как плюсы, так и минусы советно-менеджерского способа перед традиционным мэрско-советным (англ. mayor-council). Среди положительных сторон — освобождение главы администрации от церемониальных обязанностей, аполитичность менеджера, его подотчётность городскому совету, снижение расходов на выборы. Среди отрицательных — неподотчётность менеджера населению, его оторванность от разработки долгосрочных планов. Кроме того, для России не характерна аполитичность таких работников, отмечается их зависимость от губернаторов и городских советов, часты случаи противостояния с мэрами.
В. И. Голованов
Список литературы
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
Жегулев И., Сейранян Т. Градоначальник по найму//SmartMoney. — 26.06.2006.
Соловьев А. Нанять лидера.// Российская газета. — 24 июня 2010 г.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
0.00 байт

Институт «Сити-менеджера» в РФ: за и против

Неустроев Александр Николаевич
Актуальность выбранной темы обусловлена изменениями в структуре местного самоуправления Российской Федерации, касаемые назначением или выборностью главы муниципальной администрации
Читать PDF
0.00 байт

Институт сити-менеджера: проблемы теории и практики

Константинов Кирилл Владимирович
С политико-правовых позиций рассматриваются особенности функционирования института сити-менеджера, введенного в структуру местной власти в ходе крупномасштабной реформы муниципального управления в России.
Читать PDF
0.00 байт

Сити-менеджер как главное звено местного самоуправления

Неустроев Александр Николаевич
актуальность выбранной темы обусловлена изменениями в структуре местного самоуправления Российской Федерации, связанных с назначением или выборностью главы муниципальной администрации
Читать PDF
0.00 байт

Сити-менеджеры в системе управления муниципальными образованиями

Выдрин И. В.
Рассматриваются различные модели организации муниципальной власти, включенность в них глав местных администраций, именуемых сити-менеджерами.
Читать PDF
0.00 байт

Роль политического института сити-менеджера в муниципальной реформе

Шустов Владимир Геннадьевич
Статья посвящена роли политического института сити-менеджера в муниципальной реформе.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о введении института сити-менеджера в Российской Федерации

Очаковский Виктор Александрович, Иваненко Игорь Николаевич, Крутова Яна Александровна, Коробков Виталий Сергеевич
В настоящее время в России проходят бурные процессы реформирования органов местного самоуправления. Одним из самых актуальных вопросов в данной области законодательства является институт сити-менеджера.
Читать PDF
0.00 байт

От выборного главы администрации к «Сити-менеджеру» - утраченная легитимность

Акопов Леонид Владимирович
В настоящей статье анализируется проблема потери легитимного характера должности главы администрации муниципального образования в связи с его назначением по контракту на примере г. Ростова-на-Дону.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности института сити-менеджера в системе управления муниципальным образованием

Таранова Людмила Александровна
В статье рассматривается вопросы реализации на муниципальном уровне такой формы управления муниципальном хозяйством как сити-менеджмент.