Славянофилы

Найдено 1 определение
Славянофилы
представители одного из направлений русской общественной и философской мысли 40 – 50-х гг. XIX в., выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути. Виднейшими представителями славянофилов были Константин Сергеевич (1817—1860 гг.)и Иван Сергеевич(1823—1886 гг.) Аксаковы, Иван Васильевич (1806—1856 гг.) и Петр Васильевич(1808—1856 гг.) Киреевские, Алексей Степанович Хомяков (1804 – 1860 гг.), Юрий Федорович Самарин(1819—1876 гг.), выступавшие в печати па страницах «Русской беседы» и «Московитянина». Во взглядах славянофилов отражались боязнь неизбежной отмены крепостного права и страх помещиков перед ростом крестьянского движения в стране. Славянофилы ставили своей целью доказать самобытный, особый путь развития России, при котором непременно сохранится власть помещиков в деревне. Среди славянофилов были различные течения. Часть из представителей славянофильства находилась в умеренной оппозиции по отношению к откровенно крепостнической политике Николая I, требуя от правительства проведения ряда реформ. Эта часть славянофилов дошла до признания необходимости отмены крепостного права, конечно, при обязательном сохранении крупного помещичьего землевладения (К. С. Аксаков, А. С. Хомяков). Реформаторские предложения славянофилов отнюдь не свидетельствуют о их любви к народу. Это было одной из форм реакции помещиков на развитие революционного движения в России и на Западе. Выдвигая свою теорию развития России, славянофилы пытались оправдать русское самодержавие и помещичье землевладение, которому угрожало развитие капиталистических отношений. Для всех славянофилов был ненавистен капиталистический путь развития, которым шел Запад. Мысль о превращении России в буржуазную монархию их пугала. Охранительная и консервативная тенденция философии истории, развиваемой славянофилами, очевидна. История западных стран, по мнению славянофилов, коренным образом отличается от истории России.
На Западе государство было основано на насилии и завоевании, у нас — на мнимом единении власти с землей, общиной, народом. Власть князей, а впоследствии царей, по мнению славянофилов, базировалась на призвании их народом. Славянофилы были убеждены, что весь путь исторического развития Западной Европы — это путь непрерывных социальных потрясений, путь нагромождения социальных язв, болезней и лжи. Славянофилы утверждали, что русский народ, исполненный смирения и покорности, никогда не искал политической власти и не восставал против царизма. Все антикрепостнические движения славянофилы объясняли западной «заразой», западным влиянием, «плодом нерусских начал». Для всех славянофилов характерна идеализация Московской Руси XVII века, которая, по их мнению, представляла собой не что иное, как союз земледельческих общин с самодержавной властью царя. Идеальным государственным учреждением того времени, по их мнению, был Земский собор, в котором осуществлялось якобы единение царя с землей. Славянофилы приписывали русскому народу такие якобы «исконные» качества, как смирение, покорность, приверженность ко всему патриархальному, а также религиозность. Все эти качества, по мнению славянофилов, нашли свое наиболее полное выражение в допетровской Руси. Они утверждали, что все реформы Петра I плохи и что в целом они ничего не дали России. Славянофилы, идиллически изображая допетровскую Русь, считали, что крепостное право введено в России Петром I и что русская история до него есть история патриархально-семейных отношений между помещиками и крестьянами, когда между ними существовали «совет да любовь». Славянофилы были убежденными монархистами. Это не означало, что они не критиковали правящий аппарат империи. Но эта критика шла по линии обличения бюрократических канцелярских порядков, судебной волокиты, работы чиновничьего аппарата, взяточничества и казнокрадства. Подобная критика не подрывала крепостнических устоев царизма и прекрасно уживалась со славянофильской формулой «сила власти царю, сила мнения народу».

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF

Российский национально-трудовой солидаризм: мировоззренческие истоки. Славянофилы

Помогаев Владислав Васильевич
The article analyses the role of the slavianophily movement in Russia`s political history.
Читать PDF

Нравственные основы русского государства и права в мировоззрении славянофилов

Васильев Антон Александрович
Статья посвящена малоизученному учению славянофилов о государстве и праве в контексте их православного мировоззрения.
Читать PDF

Учение славянофилов об обычае как источнике права

Васильев Антон Александрович
Рассматриваются взгляды славянофилов на обычай как источник права.
Читать PDF

Государственно-правовые взгляды славянофилов

Васильев Антон Александрович
Статья посвящена малоизученному учению славянофилов о государстве и праве в контексте их православного мировоззрения.
Читать PDF

2011. 03. 007. Васильев А. А. Государственно-правовой идеал славянофилов. - М. : Ин-т рус. Цивилизац

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF

Полемические мотивы западников и славянофилов в стихотворении А. А. Блока «Новая Америка» и в расска

Сайганова И. А.
Читать PDF

Значение «Народности» в концепции славянофилов

Бобровских Е.В.
Славянофильское направление русской социально-политической мысли, сложившееся в XIX в., и сегодня вызывает интерес у исследователей.
Читать PDF

О правовых взглядах славянофилов и их идейных последователей

Андреев Николай Юрьевич
Рассматриваются правовые взгляды славянофилов и их идейных последователей (неославянофилов и почвенников).
Читать PDF

Проблема духовных оснований русского правосознания в социально-философских учениях славянофилов

Гусарова Марина Александровна
Статья посвящена проблеме поиска духовных оснований и особенностей русского правосознания в учениях выдающихся представителей славянофильского движения в России.
Читать PDF

Роль православного славянофильского мировоззрения в формировании духовно-нравственной сферы курсанто

Парилов О.В.