Социалистическая республика

Найдено 1 определение
Социалистическая республика
это форма правления, обеспечивающая полновластие советов в политической системе общества. Впервые социалистическая республика возникла во Франции в 1871. г (Парижская коммуна), затем установилась в Советской России после революции 1917 года. Основными признаками социалистической республики являются: А) Вся полнота государственной власти сосредотачивается в руках представительных органов государственной власти – Советов. Б) Отрицается принцип разделения властей. В) Местные и государственные органы соединяются в единую систему советов, действующую на основе принципа демократического централизма: подчинения ниже стоящих звеньев представительной системы - вышестоящим. Различают три разновидности социалистической республики: Парижскую коммуну, советскую республику и народно-демократическую республику. Аппарат Парижской коммуны как особая форма власти, созданной в восставшем городе Париже в 1871 г., был приспособлен, прежде всего, к тому, чтобы максимально полно реализовать поставленные перед ним всем ходом событий революционные цели. Члены Совета Коммуны не только принимали решения, но и участвовали во всей практической работе по их выполнению. Таким образом, устранялись институты парламентской демократии, принцип разделения властей. Высший орган власти, Совет Коммуны, состоял из выборных на основе всеобщего избирательного права по различным округам Парижа городских гласных. Они были ответственны перед избирателями и в любое время могли быть отозваны со своих постов. Стремясь реорганизовать старый чиновничий аппарат, оставшийся нетронутым со времен империи, коммунары устанавливали на основе радикальной всеобщего равенства максимальное содержание в 6 тыс. фр. в год для всех служащих различных коммунальных учреждений независимо от ранга. Вознаграждение членам Коммуны было определено в 15 фр. в день, в размере заработной платы квалифицированного рабочего. Коммуна руководствовалась не только принципом «дешевого правительства», но и неукоснительной ликвидации всех привилегий и льгот. Совет Коммуны выбирал из своего состава 10 комиссий: военную, внутренних дел и общественной безопасности, внешних сношений, судебную (юстиции), финансовую, труда и обмена, продовольствия, просвещения, общественных служб и исполнительную комиссию.
Так, Комиссия общественных служб ведала почтой, телеграфом, путями сообщения. Ей поручалось изучить возможность передачи железных дорог в ведение Коммуны. Комиссия внешних сношений должна была наладить связи Парижа с другими «коммунами Франции», подготовить условия для создания федерации, а также, при благоприятных условиях, посылать своих представителей в другие государства. На комиссию общественной безопасности возлагалось обеспечение порядка внутри страны. Следя за всеми «подозрительными гражданами», она должна была заботиться о «неприкосновенности Республики». Военная комиссия, которой надлежало заменить ЦК Национальной гвардии, должна была заниматься вопросами дисциплины, вооружения, обмундирования и снаряжения Национальной гвардии. Она обязана была вместе с Комиссией общественной безопасности обеспечивать безопасность Коммуны и следить за действия Версаля. Комиссия продовольствия должна была заботиться о снабжении Парижа продовольствием, «вести самый детальный и самый полный учет всех продуктов», имевшихся в магазинах Парижа. На Комиссию юстиции возлагалась обязанность «поднять существующее судопроизводство на высоту демократических и социальных учреждений», обеспечить текущее судопроизводство до принятия особого декрета. Комиссия просвещения должна была подготовить реформу школьного дела. Ей поручалась разработка декрета о введении «бесплатного, обязательного и исключительно светского обучения». Комиссии финансов было поручено составление бюджета Парижа. К ней переходили все полномочия бывшего министерства финансов, в том числе вопросы, связанные с деятельностью французского банка. На исполнительную комиссию возлагалось проведение в жизнь всех декретов Коммуны и постановлений других комиссий. Во главе каждого ведомства был поставлен делегат Коммуны, а комиссии превратились в контрольно-совещательные коллегии при этих делегатах. Все 9 делегатов составляли исполнительную комиссию Коммуны, объединявшую и направляющую работу коллегии. Однако Исполнительная комиссия не являлась органом, наделенным всей полнотой власти.
Коммуна провозгласила равный для всех суд, выборность суда, суд присяжных, которыми могли быть лишь национальные гвардейцы. Демократизации судопроизводства Коммуны способствовало предоставление довольно широких прав обвиняемым. Они могли требовать вызова свидетелей за счет Коммуны, выбирать защитника по своему усмотрению и пр. Судебные процессы становились гласными, освещались в печати. Коммуной неоднократно издавались постановления, направленные на укрепление законности, запрещения произвольных обысков, арестов и реквизиций. Радикальную демократизацию судебной системы коммунарам, однако, не суждено было осуществить. Острота политической ситуации и в Париже, и вне его поставила перед Коммуной вопрос о создании чрезвычайных органов. Декретом от 5 апреля 1871 г. в ответ на зверства версальцев предусматривалось создание Обвинительного жюри по делам версальцев, которое должно было выносить приговоры в течение 48 часов в отношении всех лиц, уличенных в сообщничестве с версальским правительством. Согласно декрету, все задержанные по приговору Обвинительного жюри считались «заложниками парижского народа» и совершенная версальцами казнь каждого военнопленного или сторонника «законного правительства Парижской коммуны» должна была немедленно повлечь за собой казнь тройного числа заложников.
Типичным примером социалистической республики в современном мире является кубинское государство, в котором Высшим органом государственной власти провлзглашается Национальная Ассамблея народной власти, избираемая муниципальными Ассамблеями. В свою очередь Национальная Ассамблея из своего состава избирает Государственный совет, представляющий её в перерыве между сессиями, а также назначает членов Совета министров – высшего исполнительного и административного органа. Председатель Государственного совета является главой государства и правительства, возглавляет Совет национальной обороны. Высшим исполнительным органом власти является Совет министров Республики Куба (правительство), члены которого представляются на утверждение Национальной Ассамблее председателем Государственного совета. Особой спецификой организации политической власти характеризуется Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахерия – государство в Северной Африке. 1 сентября 1969 г. в Ливии была ликвидирована монархия и провозглашена республика. 3 марта 1977 г. сессия законодательного органа – Высшего народного конгресса – приняла декрет об установлении «режима народной власти» и «прямой народной демократии». Согласно декрету 1977 г., главой государства является полковник Муаммар Каддафи, получивший официальный титул Руководителя ливийской революции, главы Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахерии (СНЛАД). Решением чрезвычайной сессии Всеобщего народного конгресса М. Каддафи возглавил Революционное руководство СНЛАД, находящееся официально вне системы государственной власти и состоящее, помимо М. Каддафи, из трех членов руководства. Высший орган законодательной и исполнительной власти – Всеобщий народный конгресс (ВНК), избираемый косвенными выборами в составе 750 делегатов сроком на 3 года. ВНК формирует из своего состава Секретариат ВНК, являющийся по своим функциям исполнительным органом ВНК. Правительство – Высший народный комитет – состоит из секретарей (министров). Судебная система основана на «народном правосудии», руководствующемся законами шариата и народными представлениями о справедливости. В столице (г. Триполи) заседает Народный Суд – высшая судебная инстанция[3]. В начале XXI века советские республики существуют в КНР, КНДР, Вьетнаме и на Кубе. Жизнеспособность этой формы правления подтверждается тем, что Китай успешно осуществляет модернизацию, становясь второй по значимости мировой державой, составляя конкуренцию США. Социальное (социальное правовое) государство («государство всеобщего благоденствия) –это такое государство, которое стимулирует рост населения, посредством повышения благосостояния семей и отдельных индивидов; обеспечивает своим гражданам реальную возможность использовать право на труд, жилище, на бесплатное образование и медицинскую помощь, пенсионное содержание по старости и инвалидности в рамках и на основании неуклонного следования принципам законности, гуманизма и справедливости. Это такое государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [ст. 7 Конституции].

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
581.91 кб

Система судебных органов Социалистической Республики Вьетнам

Нгуен Минь Дык
Статья посвящена общей характеристике системы вьетнамского суда по действующему законодательству.
Читать PDF
196.16 кб

Перспективы добычи и переработки нефти в социалистической Республике Вьетнам

Хоанг Т. Н., Фахрутдинов Р. З.
В статье рассматриваются проблемы энергоисточниках, перспективы добычи и переработки нефти и газа в Социалистической Республике Вьетнама. Проанализированы оценки и мнения представителей государства в будущие.
Читать PDF
110.91 кб

Лесной сектор и "новая индустриализация" в социалистической Республике Вьетнам

Нгуен Тхи Нян
Статья посвящена характеристике и роли лесного хозяйства в условиях новой индустриализации Вьетнама, проблемам лесопромышленного комплекса, Лесной политике Вьетнама на современном этапе развития, основным направлениям «новой индус
Читать PDF
158.40 кб

Особенности террористической деятельности в Социалистической Республике Вьетнам

Ань Туан Хо, Тханг Лонг Выонг
В статье анализируются особенности террористической деятельности в Социалис­ тической Республике Вьетнам, которые могут влиять на эффективность действий правоохрани­ тельных органов Социалистической Республики Вьетнам по противоде
Читать PDF
171.24 кб

Бремя доказывания в уголовно-процессуальном праве Социалистической Республики Вьетнам

Нгуен Тхи Нгок Иен
Рассматривается бремя доказывания, его субъекта в уголовном процессе Вьетнама. Делается вывод, что в соответствии со ст. 15 УПК СРВ 2015 г.
Читать PDF
858.79 кб

Роль инвестиций в формировании доходов госбюджета Социалистической Республики Вьетнам

Нгуен Суан Тханг
Читать PDF
34.68 мб

Нотариат в Союзе Советских Социалистических Республик: проблемы правового регулирования

Мамука Иванович Никитин
На основе анализа юридической литературы и законодательства Союза Советских Социалистических Республик о нотариате обосновано несколько суждений: организация и деятельность всех правоприменительных органов, в том числе и нотариата
Читать PDF
34.66 мб

О проблемах формирования криминалистических учетов в Социалистической республике Вьетнам

Нгуен Ван Кау
Рассматриваются проблемы формирования криминалистических учетов в Социалистической республике Вьетнам по объектам судебных экспертиз.
Читать PDF
167.40 кб

Уголовно-процессуальное задержание по законодательству Социалистической Республики Вьетнам

Хо Ань Туан, Выонг Тханг Лонг
В статье показаны правовые основания задержания, регламентированные новым Уголовно-процессуальным кодексом Социалистической Республики Вьетнам 2015 г.
Читать PDF
400.53 кб

Проблемы и стратегии развития автомобильного транспорта социалистической Республики Вьетнам

Чан Хоанг Тхыонг
Рассмотрены проблемы и стратегическим тенденциям развития автотранспорта Вьетнама, его роли в интенсификации внешне-экономической деятельности страны.
Читать PDF
192.35 кб

О понятии и некоторых основных характеристиках терроризма в Социалистической Республике Вьетнам

Нгуен Дык Чиен
В статье на основе анализа юридической литературы, правовых актов Социалистической Республики Вьетнам и других государств, а также статистических данных определены основные признаки и характеристики терроризма; на их основе дано о
Читать PDF
375.42 кб

Принципы административной ответственности по законодательству социалистической Республики Вьетнам

Ястребов Олег Александрович
В статье рассматриваются принципы административной ответственности современной правовой системы Вьетнама. Отдельное внимание уделено принципу индивидуализации. Сделаны выводы о специфике развития вьетнамского законодательства.
Читать PDF
475.70 кб

Значение развития транспортной системы в модернизации экономики социалистической Республики Вьетнам

Чан Хоанг Тхыонг
Транспорт, учитывая географическое положение страны, играет большую роль в экономическом развития Социалистической Республики Вьетнам.
Читать PDF
1.80 мб

Основы гражданского законодательства Союза советских социалистических республик и союзных республик

Долгобородова Юлия Юрьевна
В статье рассмотрены историко-правовые аспекты создания Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года.
Читать PDF
350.69 кб

Электронные данные как источник доказательств в уголовном процессе Социалистической Республики Вьетн

Нгуен Тхи Нгок Иен
Рассматривается понятие «электронные данные», и его характеристики как источник доказательства в уголовном процессе Социалистической Республике Вьетнам.

Похожие термины:

  • Вьетнам, Социалистическая Республика Вьетнам

    Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство в Юго-Восточн
  • СОЮЗНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    советское социалистическое государство рабочих и крестьян, добровольно объединившееся в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической и обороны с другими равноправными
  • АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    АССР) – советское социалистическое национальное государство рабочих и крестьян, входящее в состав союзной республики на началах политической автономии (см.). Созданные в результате осуществлени