СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Социальное партнерство
система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Социальное партнерство
англ. partner - участие в игре, компаньон) - сложный, многоплановый социальный феномен, присущий цивилизованному обществу рыночной экономики и представляющий: во-первых, специфический тип социально-трудовых и связанных с ними экономических и политических отношений, обеспечивающий баланс реализации интересов основных групп общества; во-вторых, цивилизованный метод регулирования социально-трудовых отношений, основанный в первую очередь на переговорах и заключении соответствующих соглашений и колдоговоров; в-третьих, идеологию цивилизованного общества рыночной экономики, выступающую в качестве альтернативы всякой диктатуре (классу или личности) и направленную на достижение социальной стабильности и согласия в обществе. СП - главный принцип взаимодействия профессиональных союзов как представителя и защитника интересов наемных работников с органами государственной и муниципальной власти и объединениями предпринимателей, работодателей.

Источник: Профсоюзный словарь-справочник

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 тК Рф). П р и н ц и п ы С. п. впервые были закреплены в уставе Мот 1919 г. и в филадельфийской Декларации о целях и задачах Мот 1944 г. Дальнейшее развитие они получили в конвенциях и рекомендациях Мот. К основным принципам С. п. относятся: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в управлении и развитии С. п. на демократической основе; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. тК Рф впервые дает законодательное определение понятия «социальное партнерство», отсутствующее в законодательных актах западных стран. Мот также предпочитает использовать в своих документах иной термин, а именно «социальный диалог». Для такого подхода есть основания, ибо термин «партнерство» затушевывает внутреннюю противоречивость взаимоотношений работника и работодателя. С о з д а н и е С. п. основой создания системы С. п. в России явился указ Президента РСфСР от 15 ноября 1991 г. № 212 «о социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Данным указом было введено в практику ежегодное заключение на республиканском уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РСфСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профессиональных союзов и предпринимателей. также было признано целесообразным начиная с 1991 г. заключать трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей). Для заключения генерального соглашения, рассмотрения отраслевых тарифных соглашений и урегулирования трудовых споров (конфликтов) была образована Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (фЗ от 1 мая 1999 г. «о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»). С. п. выражается в совместной деятельности субъектов трудовых отношений, в консультациях и сотрудничестве между наемными работниками (их, как правило, представляют профсоюзы) и работодателями на разных уровнях по поводу определения (установления) взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда. С. п., включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, органически входит в систему основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сторонами С. п. являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. наниматель и наемные работники имеют общий интерес. оба партнера заинтересованы прежде всего в функционировании самого производства как необходимом условии их существования и жизнеобеспечения. Зафиксированные в ходе договорных отношений условия найма работника (размер заработной платы, условия оплаты, продолжительность отпусков, дополнительные социальные льготы) позволяют работодателю заранее планировать издержки производства и предполагаемую прибыль. Для работника они являются определенными гарантиями удовлетворения его собственных интересов. все это создает предпосылки взаимного согласия и повышения эффективности труда, что служит интересам всего общества. По мере роста эффективности экономической деятельности появляются возможности для повышения социальных гарантий и их закрепления в договорах. Каждая из сторон трудовых отношений может направить письменное требование др. стороне (выступить с инициативой) о заключении, изменении или дополнении коллективного договора (соглашения). В соответствии с тК Рф органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами С. п. в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, а также в др. случаях, предусмотренных федеральными законами. они участвуют в С. п. и в роли гаранта, контролера, арбитра и законодателя. Г о с у д а р с т в о призвано обеспечить эффективное функционирование системы социально-трудовых отношений. Как независимый регулятор социально-трудовых отношений государство должно быть организатором и координатором переговоров, арбитром при разрешении конфликтов. Государство устанавливает юридические нормы, направленные на защиту прав работников и нанимателей, формирует законодательную базу функционирования системы С. п. Государство является одним из крупных собственников, его политика в государственном секторе оказывает большое влияние на трудовые отношения в целом. П р е д с т а в и т е л и р а б о т н и к о в в С. п. (согласно ст. 29 тК Рф): профессиональные союзы и их объединения; иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных тК Рф. Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. В соответствии с федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-фЗ «о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. федерального закона от 21 марта 2002 г. № 31-фЗ, с изменениями, внесенными постановлением Конституционного суда Рф от 24 января 2002 г. № 3-П) отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе С. п. и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений. П р о ф с о ю з ы имеют право: участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Рф; на паритетных началах участвовать в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и др. фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также контролировать использование средств этих фондов, уставы (положения) которых утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами; организовывать и проводить оздоровительные мероприятия среди членов профсоюза и их семей; размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов; взаимодействовать с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта; выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации; иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией; бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социальнотрудовым вопросам; обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления; пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями; быть учредителями средств массовой информации. Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с др. представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества. наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов. участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза. С и с т е м а С. п. включает следующие уровни: федеральный уровень, устанавливающий в Рф основы регулирования отношений в сфере труда; региональный уровень, устанавливающий в субъекте Рф основы регулирования отношений в сфере труда; отраслевой уровень, устанавливающий в отрасли (отраслях) основы регулирования отношений в сфере труда; территориальный уровень, устанавливающий в муниципальном образовании основы регулирования отношений в сфере труда; уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. ф о р м ы осуществления С. п.: коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участие работников, их представителей в управлении организацией; участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. в области охраны труда С. п. выражается: в содействии общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области от; совместном с профсоюзами расследовании несчастных случаев на производстве (ст. 227-231 тК Рф); координации деятельности в области от, охраны окружающей природной среды и др. видов экономической и социальной деятельности; обеспечении согласованных действий органов государственной власти Рф, органов государственной власти субъектов Рф и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам от (ст. 210 тК Рф). Профсоюзам предоставлено право участвовать в формировании государственных программ по вопросам от и окружающей природной среды, в разработке нормативных правовых и др. актов, регламентирующих вопросы от, профессиональных заболеваний и экологической безопасности, а также право на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. на С. п. в области от направлена работа Межведомственной комиссии по охране труда.

Источник: Российская энциклопедия по охране труда

Реклама

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.19 мб

О социальном партнерстве

Семенов Владимир Никитович
О необходимости решения масштабных экономических задач области и страны в целом как условии выполнения работодателями своих социальные функций, в том числе по обеспечению достойного труда для наемных работников.
Читать PDF
120.37 кб

Социальное партнерство в России

Хизриева С. А.
Читать PDF
714.45 кб

Гендерное социальное партнерство

Агинская Тамара Ивановна
В статье дается краткий анализ особенностей гендерных исследований, которые в корне изменили представления о природе взаимоотношений полов.
Читать PDF
110.15 кб

Государство и социальное партнерство

Стаурский Станислав Станиславович, Стаурский Евгений Станиславович
В статье рассмотрены особенности взаимодействия государства и системы социального партнерства.
Читать PDF
352.64 кб

Картирование социального партнерства

Ерина Анна Евгеньевна
Статья посвящена возможностям и перспективам социального партнерства в туризме. Автор предлагает использование технологии картирования социального партнерства как эффективного метода территориальной диагностики.
Читать PDF
212.41 кб

Об особенностях социального партнерства

Габибова Л. Т.
Читать PDF
20.14 мб

КРИЗИС КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Симоянов Алексей
Статья посвящена критическому анализу популярной концепции социального партнерства.
Читать PDF
428.50 кб

Социальное партнерство в современной России

Колесникова Н.А., Нестеров Ю.А.
Цель исследования: анализ системы социального партнерства и коллективного договора как продукта социального партнерства на уровне предприятия (организации).
Читать PDF
754.01 кб

Профсоюзы в системе социального партнерства

Тюменцева Ольга Васильевна
В статье анализируются нормативно-правовые положения в сфере развития системы социального партнерства. Определяется роль профсоюзов в современных условиях хозяйствования
Читать PDF
123.89 кб

Органы социального партнерства в сфере труда

Михайликов В. Л.
Читать PDF
68.06 кб

Правовое обеспечение социального партнёрства

Черногорцева Галина Владимировна
Статья посвящена анализу правовых оснований, необходимых для достижения сохранения социального партнерства. Рассматриваются вопросы правового обеспечения социальной сплоченности, доверия людей друг к другу и государству.
Читать PDF
149.12 кб

Социальное партнерство как постоянный диалог

Игнатова И. Б., Посохова Н. В.
В статье рассматривается проблема развития социального партнерства, как основного механизма формирования профессионального образования граждан, социальным аспектам управления системой профессиональной подготовки.
Читать PDF
543.49 кб

Оценка эффективности социального партнерства

Тяглов С.Г., Сетракова Е.В.
Статья посвящена функционированию системы оценки воздействия социального партнерства.
Читать PDF
52.27 кб

Социальное партнерство: теоретический аспект

Назарова Ю. В.
Читать PDF
203.35 кб

Трипартизм в системе социального партнерства

Малышев Максим Алексеевич

Похожие термины: