СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Содержание под стражей
пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либообвиняемого, к которому применена мера пресечения в видезаключения под стражу, в следственном изоляторе либоином месте, определяемом федеральным законом (п. 42ст. 5 УПК РФ).

Источник: Понятия современного уголовного процесса

Содержание под стражей
пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо подозреваемого, обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом (п. 42 ст. 5, ст. 100 УПК РФ). Сроки содержания под стражей и порядок их продления предусмотрены ст. 100, 109, 224, ч. 2 и 3 ст. 255 УПК РФ.

Источник: Большой юридический словарь

Содержание под стражей (задержание)
Ограничение государственной властью свободы передвижения лица, обычно при помощи принудительного заключения. Существует два типа содержания под стражей: уголовное, целью которого является наказание за совершенное преступление, и административное, гарантирующее исполнение другой административной меры (депортация, выдворение). В большинстве стран нерегулярные мигранты подвергаются административному содержанию под стражей, поскольку они нарушают иммиграционные законы и положения, что не рассматривается как преступление. Во многих государствах иностранец может быть также задержан в ожидании решения о присвоении статуса беженца, адмиссии в страну или выдворении из страны.

Источник: Международное миграционное право: глоссарий терминов

СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ
один из институтов уголовно-процессуального права. Лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, в порядке, установленном УПК, подвергаются задержанию либо заключению под стражу (ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений") (см. Заключение под стражу). Упомянутый Закон предусматривает систему гарантий, исключающих унижение достоинства лиц, заключенных под стражу, ориентирует на максимальное приведение условий и порядка содержания и обращения с ними в соответствие с международными стандартами. Равенство заключенных под стражу перед законом и судом, уважение человеческого достоинства, неприменение пыток, соблюдение общепризнанных норм международного права, право на судебную защиту, на получение юридической помощи и ряд других основаны на положениях Конституции РФ и имеют прямое действие. Существенно расширены права подозреваемых и обвиняемых, отменены ограничения в переписке, получении посылок и передач, в свиданиях с родственниками, иными лицами и др. В Законе нашли также отражение руководящие правила обращения с заключенными, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 г., Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме,1989 г. и др.
Заключенные под стражу пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан РФ с ограничениями, предусмотренными ФЗ. К числу таких ограничений отнесены правила, обеспечивающие изоляцию подозреваемых и обвиняемых, возможность личного обыска, дактилоскопирование (см. Дактилоскопия), досмотр их вещей, посылок и передач, цензуру корреспонденции и т.п. Письма, содержащие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу, адресату не отправляются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются.
Иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории РФ, несут обязанности и пользуются правами и свободами, установленными для граждан РФ, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией РФ, названным Законом и иными ФЗ, а также международными договорами РФ.
Местами С. под с. являются: а) следственные изоляторы (далее - СИЗО), входящие в уголовно-исполнительную систему Минюста РФ; б) СИЗО органов федеральной службы безопасности; в) изоляторы временного содержания (далее - ИВС) органов внутренних дел; г) ИВС Пограничных войск РФ. Для С. под с. могут использоваться учреждения, исполняющие наказания, переоборудованные для функционирования в режиме СИЗО, а также гауптвахты.
В местах С. под с. устанавливается режим, важнейшая функция которого состоит в создании необходимых правовых предпосылок, обеспечивающих успешное расследование и судебное рассмотрение уголовных дел. Он включает в себя совокупность правоограничений, применяемых к лицам, заключенным под стражу, изоляцию и надзор за ними, внутренний распорядок в СИЗО и ИВС, права и обязанности его сотрудников, а также иных лиц, находящихся на территории этих учреждений. Основным подзаконным актом, определяющим порядок реализации большинства норм ФЗ. являются Правила внутреннего распорядка, утвержденные МВД, ФСБ, Минобороны ФПС по согласованию с Генеральным прокурором РФ. Ими устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах С. под с., порядок и процедуры осуществления ими прав, предоставленных законом.
Подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания, дисциплинарных требованиях; на личную безопасность; на свидания с защитником и родственниками; пользоваться ежедневной прогулкой не менее часа; на бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; получать без ограничения количества посылки и денежные переводы: отправлять религиозные обряды: вести переписку; участвовать в гражданско-правовых сделках и др. С момента задержания подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником наедине. Количество и продолжительность свиданий не ограничиваются.
Предложения, заявления и жалобы лиц, содержащихся под стражей, адресованные в прокуратуру, суд и в государственные органы, обладающие правом контроля за деятельностью администрации мест С. под с., просмотру не подлежат и не позднее чем в суточный срок направляются по принадлежности. Возможность обращения с заявлениями и жалобами служит гарантией обеспечения и защиты субъективных прав подозреваемых и обвиняемых, их законных интересов. Предусмотрена ответственность должностных лиц мест С. под с. за преследование подозреваемых и обвиняемых, обратившихся с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.
При наличии соответствующих условий администрация мест С. под с. обеспечивает подозреваемым и обвиняемым дополнительные услуги, перечень и порядок предоставления которых устанавливаются Правилами внутреннего распорядка.
На лиц, содержащихся под стражей, налагаются определенные обязанности: соблюдать порядок, установленный Правилами: выполнять законные требования администрации. За примерное выполнение обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры поощрения.
Поведение, подрывающее порядок, установленный в местах С. под с., влечет наложение взыскания: выговор, водворение в карцер (в СИЗО) или в одиночную камеру на срок до 15 суток (несовершеннолетних - до 7 суток). Взыскания налагаются начальником места С. под с. (Во время содержания в карцере существенно ограничиваются права на социальное общение, усиливается изоляция, запрещены переписка, свидания с родственниками, ежедневная прогулка ограничена 30 мин.)
При отказе подозреваемого или обвиняемого от приема пищи к нему по заключению врача применяются принудительные меры (в случаях, когда жизни этого лица угрожает опасность).
Предусмотрено привлечение (при наличии возможности) лиц, содержащихся под стражей, к труду. При этом учитываются рекомендации Минимальных стандартных правил ООН: "Подследственным заключенным всегда следует предоставлять возможность трудиться. Однако труд в обязанность не вменяется. Если такой заключенный решает работать, его труд должен оплачиваться".
Труд лиц, содержащихся под стражей, организуется только на территории СИЗО, в камерах или производственных мастерских с соблюдением требований изоляции и правил раздельного содержания. Заработная плата подозреваемых и обвиняемых после удержаний, предусмотренных законодательством, перечисляется на их лицевые счета.
Предусмотрено создание необходимых бытовых условий. Соблюдение этого требования, которое Европейская Конвенция о защите прав человека 1950 г. относит к числу обязательных, в настоящее время из-за переполнения СИЗО обеспечивается не полностью. Принятая Правительством РФ 30 ноября 1994 г. Федеральная программа строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем МВД предусматривает размещение лиц, содержащихся в СИЗО, по установленным законом нормам (4 кв. м на человека).
Для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до 3 лет, создаются улучшенные материально-бытовые условия, специализированное медицинское обслуживание, устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения, определяемые Правительством РФ. Не допускается ограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин с детьми, а также водворение их в карцер.
Содержащимся под стражей несовершеннолетним также создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания. Время прогулки им увеличивается до 2 ч.
В целях пресечения нежелательных контактов, способных помешать следствию, предотвращения противоправных действий, побегов, обеспечения безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также сотрудников и иных лиц, в местах С. под с. предусматривается изоляция подозреваемых и обвиняемых, охрана и надзор за ними. Подозреваемые и обвиняемые содержатся, как правило, в общих камерах. Содержание их в одиночных камерах допускается лишь для обеспечения безопасности, раздельного содержания и т.п. В камерах предусматривается раздельное размещение, для чего используется ряд классификационных признаков: социально-демографические и психологические (пол, возраст, гражданство, психологическая совместимость, состояние здоровья); уголовно-правовые (впервые совершенное преступление, предшествующее содержание в местах лишения свободы, особо опасный рецидив преступлений); уголовно-процессуальные (прохождение подозреваемых и обвиняемых по одному делу, изменение правового статуса - осуждение и вступление приговора в законную силу) и др. Отдельно и изолированно друг от друга (как правило, по одному) содержатся осужденные к смертной казни. В целях предупреждения возможной мести со стороны подозреваемых и обвиняемых предусматривается отдельное С. под с. бывших сотрудников правоохранительных и таможенных органов, налоговой полиции, военнослужащих внутренних войск МВД, судей и адвокатов.
По вступлении приговора в законную силу осужденные до отправки в исправительное учреждение размещаются отдельно, в зависимости от вида колонии (общего, строгого, особого режима), определенного судом. Так же отдельно от всех иных лиц размещаются осужденные, оставленные с их согласия в СИЗО для хозяйственного обслуживания. Они содержатся в незапираемых общих камерах на условиях, предусмотренных УИК для колоний общего режима.
Подозреваемые и обвиняемые передвигаются по территории места С. под с. под конвоем либо в сопровождении сотрудника СИЗО. В целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в местах С. под с. проводятся оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном ФЗ РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".
Для пресечения противоправных действий и преступлений со стороны подозреваемых и обвиняемых допускается применение к ним физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия. В случаях стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий систем жизнеобеспечения, массовых беспорядков и т.п. в местах С. под с. вводится режим особых условий на срок не более 30 суток. Вводить такой режим могут: министры внутренних дел и обороны, директор ФСБ, Главнокомандующий пограничными войсками РФ. У субъектов РФ таким правом обладают министры или начальники управлений внутренних дел. Введение режима особых условий требует согласования с Генеральным прокурором РФ или соответствующими прокурорами. Режим предполагает: ограничение или приостановление мероприятий, проводимых с участием подозреваемых и обвиняемых (допросов и других следственных действий), а также привлечения к труду, проведения свиданий; прекращение приема посылок и передач, усиление охраны и надзора, другие меры, предусмотренные законом.
Освобождение из-под стражи производится вследствие: судебного решения; прекращения уголовного дела; изменения меры пресечения: амнистии.
О смерти подозреваемого или обвиняемого администрация СИЗО извещает его близких родственников (им же выдается тело умершего), а также орган, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора. О смерти иностранных граждан, извещаются посольства соответствующих государств.
Юридическими гарантиями соблюдения прав лиц, заключенных под стражу, являются судебный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор за исполнением законов в местах С. под с.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
126.76 кб

Сроки содержания под стражей подсудимого

Хапаев Ибрагим Магометович
В статье исследуется проблема недостаточной правовой урегулированности содержания под стражей подсудимого.
Читать PDF
80.00 кб

Практика Европейского Суда по правам человека по вопросам содержания под стражей лиц, подлежащих экс

Вениаминов А. Г.
The present article, offered for publishing, covers the aspects of extradition, contained in the practice of European court of human rights.
Читать PDF
250.26 кб

Реализация профессиональных прав адвоката-защитника в местах содержания под стражей подозреваемых и

Баева Н.А.
Рассмотрены вопросы профессиональной деятельности адвоката-защитника в ме-стах содержания под стражей и судебная практика реализации права доверителя на получение квалифицированной юридической помощи.

Похожие термины: