Соглашение о ценообразовании

Найдено 1 определение
Соглашение о ценообразовании
Соглашение о ценообразовании является новым институтом отечественного налогового законодательства, представляет собой инструмент налогового контроля и способствует разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих при реализации законодательства об определении цен для целей налогообложения. Первое в отечественной налоговой практике соглашение о ценообразовании было заключено с крупнейшей нефтяной компанией 20.11.2012 [2, с. 6].
В соответствии со ст. 105.19 НК РФ соглашение о ценообразовании представляет собой соглашение между налогоплательщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках.
Заключение соглашения о ценообразовании предполагает высокий уровень профессионального сотрудничества между ФНС России и налогоплательщиком, взаимное доверие и транспарентность [2, с. 6].
Заключение соглашения о ценообразовании является добровольным и должно отвечать интересам сторон.
Предметом соглашения о ценообразовании являются:
1) виды и (или) перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг), в отношении которых заключается соглашение;
2) порядок определения цен и (или) описание и порядок применения методик (формул) ценообразования для целей налогообложения;
3) перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;
4) срок действия соглашения;
5) перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения о ценообразовании.
Сторонами соглашения о ценообразовании являются налогоплательщик и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. При этом ст. 105.19 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что заключить с уполномоченным органом соглашение о ценообразовании может только российская организация - налогоплательщик, отнесенная в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ к категории крупнейших налогоплательщиков (подробнее о понятии крупнейших налогоплательщиков - в термине "налогоплательщик").
Заключение соглашения о ценообразовании позволяет налогоплательщикам и налоговым органам:
1. Согласовать позиции относительно порядка определения цен и применения методов ценообразования для целей налогообложения к конкретным контролируемым сделкам (группам однородных сделок), в том числе еще до их совершения.
2. Минимизировать возможные разногласия по спорным вопросам, связанным с определением цен для целей налогообложения [1].
Структура соглашения включает следующие разделы: 1) стороны соглашения; 2) срок его действия; 3) сделки, являющиеся предметом соглашения; 4) методология определения цен для целей налогообложения; 5) дополнительные положения и важные допущения; 6) мониторинг выполнения условий соглашения; 7) механизм обеспечения условий соглашения; 8) условия продления соглашения; 9) прекращение соглашения; 10) конфиденциальность условий соглашения; 11) реквизиты сторон [4, с. 72].
Срок действия соглашения о ценообразовании устанавливается по соглашению сторон в пределах, определенных ст. 105.21 НК РФ. В соответствии с положениями данной статьи срок действия соглашения не может превышать трех лет. Соглашение вступает в силу с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором оно было подписано, если иное не предусмотрено непосредственно соглашением.
Налогоплательщик при соблюдении им всех условий соглашения о ценообразовании вправе обратиться в ФНС России с заявлением о продлении срока его действия. Соглашение о ценообразовании может быть продлено по соглашению сторон не более чем на два года.
Соглашение прекращается по истечении срока его действия либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных ст. 105.24 НК РФ.
Порядок прекращения действия соглашений о ценообразовании также позволяет отнести их к категории налоговых соглашений. Так, например, гражданско-правовой договор, в соответствии с нормами ст. 452 Гражданского кодекса РФ, может быть расторгнут либо по соглашению сторон, либо по решению суда. Налоговые же соглашения предусматривают право государства в лице уполномоченных органов досрочно прекратить действие таких соглашений путем издания ненормативного акта индивидуального правоприменения [3, с. 54].
Соглашения о ценообразовании в этой связи тоже не стали исключением. Статья 105.24 Налогового кодекса РФ предусматривает возможность принятия руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа решения о прекращении соглашения о ценообразовании при нарушении налогоплательщиком соглашения о ценообразовании в течение срока его действия, повлекшем за собой неполную уплату налогов и выявленном в ходе проведения проверки.
Соглашение о ценообразовании также может быть расторгнуто досрочно по соглашению сторон или по решению суда.
Основной эффект соглашений о ценообразовании - это ориентация налогоплательщиков на честное ценообразование, без использования механизма регулирования цен для снижения налоговых платежей, поскольку регулирование цен компаний может быть результатом единой и обоснованной политики ценообразования. Качественное и полное предварительное раскрытие информации об участниках сделок, их функциях в производственно-коммерческих операциях, о порядке формирования цен в зависимости от внешних и внутренних факторов и рисков нацелено на гармонизацию отношений налоговых органов и налогоплательщиков и их информационную открытость [4, с. 72].
Список литературы:
1. Письмо ФНС РФ от 12.01.2012 N ОА-4-13/85 "О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения".
2. Вольвач Д.В. Практика применения в России новых правил налогового контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами // Экономика. Налоги. Право. 2014. N 1. С. 4 - 9.
3. Мухамадеева Г.А. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения как вид налоговых соглашений // Налоги. 2013. N 4. С. 51 - 54.
4. Олофинская Ю.П. Соглашение о ценообразовании как инструмент управления налоговым риском и обеспечения качества налогового контроля за трансфертным ценообразованием // Сибирская финансовая школа. 2014. N 3(104). С. 71 - 73.

Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
255.46 кб

Заключение соглашения о ценообразовании как способ решения проблемы применения трансфертных цен

Кузьмин Д. В.
Применение трансфертного ценообразования вынужденная мера для отечественных холдингов.
Читать PDF
325.59 кб

Перспективы развития соглашений о ценообразовании как метода правового регулирования трансфертного ц

Костин Андрей Анатольевич
Статья посвящена изучению перспектив развития соглашений о ценообразовании как метода правового регулирования трансфертного ценообразования в Российской Федерации.
Читать PDF
939.72 кб

Предварительные ценовые соглашения по трансфертному ценообразованию в свете правила исчерпания внутр

Королёв Георгий Александрович
Статья посвящена рассмотрению вопроса предварительных ценовых соглашений по трансфертному ценообразованию в контексте одного из главных принципов международного права правила исчерпания внутренних средств правовой защиты.
Читать PDF
633.85 кб

Соглашения о ценообразовании - новая форма налогового контроля трансфертного ценообразования в Росси

Грундел Л.П.
Возможность заключения предварительного соглашения о ценообразовании между крупнейшими налогоплательщиками и налоговыми органами серьезное нововведение в отношении налогового администрирования трансфертного ценообразования в Росси
Читать PDF
3.59 мб

Роль оценки технологий в здравоохранении, систем возмещения и ценообразования в соглашениях о раздел

Федяев Денис Валерьевич, Максимова Людмила Валериевна, Омельяновский Виталий Владимирович
Статья посвящена анализу соглашений о разделении рисков (СРР; англ.