совокупность правил, используемых темп или иными органами или создаваемыми ими согласительными комиссиями при обсуждении и выработке предложений в целях преодоления возникших между ними разногласий. (С. А.)
СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
совместная выработка решений, взаимоприемлемых для участников конфликта, осуществляемая в рамках и на основе закона. Как правило, участниками таких конфликтов в сфере, регулируемой конституционным правом, выступают палаты двух палатных парламентов в ходе законодательного процесса; субъекты федерации и их органы, а также органы самой федерации в связи с конфликтами, возникающими в сфере федеративных отношений. Обычно конфликты разрешаются путем создания комиссии на паритетных началах. В Российской Федерации в случае отклонения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона может быть создана согласительная комиссия, которая преодолевает разногласия по существу. Возможен и иной путь решения конфликта — выбор участниками арбитра или коллегии арбитров, решение которых они заранее признают окончательным. Такой способ чаще встречается в ситуациях, связанных с реализацией принципа федерализма (например при решении вопроса о разграничении территорий). В Конституции РФ предусмотрен еще один вид согласительных процедур, осуществляемых Президентом, который в случае возникновения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов либо разногласий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации может использовать согласительные процедуры (по своей инициативе и по инициативе конфликтующих сторон). Президент Российской Федерации активно реализует данное конституционное полномочие, предпринимая меры по урегулированию имеющихся конфликтов. Особенностью этой формы выступает обязанность Президента РФ в случае недостижения согласия передать конфликт на рассмотрение соответствующего суда (чаще таковым выступает Конституционный Суд Российской Федерации). Еще одна разновидность согласительных процедур предусмотрена Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» 1995. В соответствии с этим Законом Президент разрешает коллективный трудовой спор, в случае если отсутствует легальная возможность проведения забастовки, а именно: создание угрозы основам конституционного строя или здоровью других лиц и забастовки работников Вооруженных Сил, правоохранительных органов, органов федеральной службы безопасности, при условии, что они создают угрозу обороне страны или безопасности государства. Согласительные процедуры широко распространены в конституционном, международном, гражданском и трудовом праве. Основными формами, как правило, выступают арбитражи, третейские суды, посреднические и примирительные процедуры. Е.Б. Абросимова
Источник: Юридическая энциклопедия
СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
регламентированная законом совместная деятельность субъектов конституционно-правовых отношений по устранению возникающих между ними разногласий на взаимоприемлемой (компромиссной) основе. Как правило, С.п. применяются в качестве первого шага на пути устранения спорных ситуаций. В тех случаях, когда они не дают позитивного результата, используются иные методы, в том числе с привлечением третьей стороны в роли арбитра. В качестве такового может выступать глава государства, например, в республиках с парламентской или смешанной формой правления, народ, выносящий свое решение на референдуме, или судебные органы в тех случаях, когда предмет разногласий подпадает под их юрисдикцию. В конституционных государствах порядок разрешения подобных споров или конфликтов регулируется исключительно законом.
В РФ к способам разрешения спорных (конфликтных) ситуаций, решение которых не достигнуто с помощью С.п., можно отнести: право Президента РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, отправить Правительство РФ в отставку либо распустить ГД (ч. 3, 4 ст. 117 Конституции РФ); разрешение КС споров о компетенции между органами государственной власти; в некоторых случаях - проведение референдума РФ. Споры о компетенции между органами государственной власти, одной из сторон в которых является суд, должны решаться законодательным путем.
Впервые в законодательстве РФ механизм С.п. для разрешения правовых конфликтов был предусмотрен в составляющих Федеративный договор договорах федеральных органов государственной власти с органами власти республик в составе РФ. с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также с органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ. В этих статьях указывается, что споры между участниками Федеративного договора по вопросам их ведения и иным вопросам разрешаются с обязательным использованием С.п. в порядке, установленном Конституцией РФ, ФЗ.
Для реализации права Президента РФ использовать С.п. создана Комиссия по взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (при Президенте РФ), в задачу которой входит устранение возможных разногласий между ними, а также подготовка предложений о применении Президентом РФ С.п.
В случае недостижения согласия по спорному вопросу Президент РФ может передать его на рассмотрение соответствующего суда. Например, споры о компетенции между органами государственной власти, указанными в ст. 125 Конституции РФ, разрешаются КС (ч. 3 ст. 125 Конституции РФ). Однако в соответствии с ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" это право Президента может быть реализовано только, во-первых, когда им были применены досудебные С.п., а разногласия не были устранены и, во-вторых, если разногласия власти являются спором, подведомственным КС.
К досудебным С.п. между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ можно отнести и заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). В данном случае инициатива по использованию С.п. может исходить как от Президента РФ, так и от иных органов государственной власти, например от ГД.
Конституция РФ (ч. 4 ст. 105 и ч. 3 ст. 107) предусматривает также проведение С.п. в законодательном процессе: при отклонении "...федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий" (подробнее см. Законодательный процесс). Согласно ч. 1 ст. 124 Регламента ГД при отклонении ФЗ Президентом РФ ГД может создать специальную комиссию. В отличие от согласительной комиссии палат ФС она, как правило, бывает четырехсторонней, с участием представителей СФ и ГД, Президента РФ и Правительства РФ.
В РФ к способам разрешения спорных (конфликтных) ситуаций, решение которых не достигнуто с помощью С.п., можно отнести: право Президента РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, отправить Правительство РФ в отставку либо распустить ГД (ч. 3, 4 ст. 117 Конституции РФ); разрешение КС споров о компетенции между органами государственной власти; в некоторых случаях - проведение референдума РФ. Споры о компетенции между органами государственной власти, одной из сторон в которых является суд, должны решаться законодательным путем.
Впервые в законодательстве РФ механизм С.п. для разрешения правовых конфликтов был предусмотрен в составляющих Федеративный договор договорах федеральных органов государственной власти с органами власти республик в составе РФ. с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также с органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ. В этих статьях указывается, что споры между участниками Федеративного договора по вопросам их ведения и иным вопросам разрешаются с обязательным использованием С.п. в порядке, установленном Конституцией РФ, ФЗ.
Для реализации права Президента РФ использовать С.п. создана Комиссия по взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (при Президенте РФ), в задачу которой входит устранение возможных разногласий между ними, а также подготовка предложений о применении Президентом РФ С.п.
В случае недостижения согласия по спорному вопросу Президент РФ может передать его на рассмотрение соответствующего суда. Например, споры о компетенции между органами государственной власти, указанными в ст. 125 Конституции РФ, разрешаются КС (ч. 3 ст. 125 Конституции РФ). Однако в соответствии с ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" это право Президента может быть реализовано только, во-первых, когда им были применены досудебные С.п., а разногласия не были устранены и, во-вторых, если разногласия власти являются спором, подведомственным КС.
К досудебным С.п. между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ можно отнести и заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). В данном случае инициатива по использованию С.п. может исходить как от Президента РФ, так и от иных органов государственной власти, например от ГД.
Конституция РФ (ч. 4 ст. 105 и ч. 3 ст. 107) предусматривает также проведение С.п. в законодательном процессе: при отклонении "...федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий" (подробнее см. Законодательный процесс). Согласно ч. 1 ст. 124 Регламента ГД при отклонении ФЗ Президентом РФ ГД может создать специальную комиссию. В отличие от согласительной комиссии палат ФС она, как правило, бывает четырехсторонней, с участием представителей СФ и ГД, Президента РФ и Правительства РФ.
Источник: Энциклопедия юриста