СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
совокупность правил, используемых темп или иными органами или создаваемыми ими согласительными комиссиями при обсуждении и выработке предложений в целях преодоления возникших между ними разногласий. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
совместная выработка решений, взаимоприемлемых для участников конфликта, осуществляемая в рамках и на основе закона. Как правило, участниками таких конфликтов в сфере, регулируемой конституционным правом, выступают палаты двух палатных парламентов в ходе законодательного процесса; субъекты федерации и их органы, а также органы самой федерации в связи с конфликтами, возникающими в сфере федеративных отношений. Обычно конфликты разрешаются путем создания комиссии на паритетных началах. В Российской Федерации в случае отклонения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона может быть создана согласительная комиссия, которая преодолевает разногласия по существу. Возможен и иной путь решения конфликта — выбор участниками арбитра или коллегии арбитров, решение которых они заранее признают окончательным. Такой способ чаще встречается в ситуациях, связанных с реализацией принципа федерализма (например при решении вопроса о разграничении территорий). В Конституции РФ предусмотрен еще один вид согласительных процедур, осуществляемых Президентом, который в случае возникновения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов либо разногласий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации может использовать согласительные процедуры (по своей инициативе и по инициативе конфликтующих сторон). Президент Российской Федерации активно реализует данное конституционное полномочие, предпринимая меры по урегулированию имеющихся конфликтов. Особенностью этой формы выступает обязанность Президента РФ в случае недостижения согласия передать конфликт на рассмотрение соответствующего суда (чаще таковым выступает Конституционный Суд Российской Федерации). Еще одна разновидность согласительных процедур предусмотрена Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» 1995. В соответствии с этим Законом Президент разрешает коллективный трудовой спор, в случае если отсутствует легальная возможность проведения забастовки, а именно: создание угрозы основам конституционного строя или здоровью других лиц и забастовки работников Вооруженных Сил, правоохранительных органов, органов федеральной службы безопасности, при условии, что они создают угрозу обороне страны или безопасности государства. Согласительные процедуры широко распространены в конституционном, международном, гражданском и трудовом праве. Основными формами, как правило, выступают арбитражи, третейские суды, посреднические и примирительные процедуры. Е.Б. Абросимова

Источник: Юридическая энциклопедия

СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
регламентированная законом совместная деятельность субъектов конституционно-правовых отношений по устранению возникающих между ними разногласий на взаимоприемлемой (компромиссной) основе. Как правило, С.п. применяются в качестве первого шага на пути устранения спорных ситуаций. В тех случаях, когда они не дают позитивного результата, используются иные методы, в том числе с привлечением третьей стороны в роли арбитра. В качестве такового может выступать глава государства, например, в республиках с парламентской или смешанной формой правления, народ, выносящий свое решение на референдуме, или судебные органы в тех случаях, когда предмет разногласий подпадает под их юрисдикцию. В конституционных государствах порядок разрешения подобных споров или конфликтов регулируется исключительно законом.
В РФ к способам разрешения спорных (конфликтных) ситуаций, решение которых не достигнуто с помощью С.п., можно отнести: право Президента РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, отправить Правительство РФ в отставку либо распустить ГД (ч. 3, 4 ст. 117 Конституции РФ); разрешение КС споров о компетенции между органами государственной власти; в некоторых случаях - проведение референдума РФ. Споры о компетенции между органами государственной власти, одной из сторон в которых является суд, должны решаться законодательным путем.
Впервые в законодательстве РФ механизм С.п. для разрешения правовых конфликтов был предусмотрен в составляющих Федеративный договор договорах федеральных органов государственной власти с органами власти республик в составе РФ. с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также с органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ. В этих статьях указывается, что споры между участниками Федеративного договора по вопросам их ведения и иным вопросам разрешаются с обязательным использованием С.п. в порядке, установленном Конституцией РФ, ФЗ.
Для реализации права Президента РФ использовать С.п. создана Комиссия по взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (при Президенте РФ), в задачу которой входит устранение возможных разногласий между ними, а также подготовка предложений о применении Президентом РФ С.п.
В случае недостижения согласия по спорному вопросу Президент РФ может передать его на рассмотрение соответствующего суда. Например, споры о компетенции между органами государственной власти, указанными в ст. 125 Конституции РФ, разрешаются КС (ч. 3 ст. 125 Конституции РФ). Однако в соответствии с ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" это право Президента может быть реализовано только, во-первых, когда им были применены досудебные С.п., а разногласия не были устранены и, во-вторых, если разногласия власти являются спором, подведомственным КС.
К досудебным С.п. между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ можно отнести и заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). В данном случае инициатива по использованию С.п. может исходить как от Президента РФ, так и от иных органов государственной власти, например от ГД.
Конституция РФ (ч. 4 ст. 105 и ч. 3 ст. 107) предусматривает также проведение С.п. в законодательном процессе: при отклонении "...федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий" (подробнее см. Законодательный процесс). Согласно ч. 1 ст. 124 Регламента ГД при отклонении ФЗ Президентом РФ ГД может создать специальную комиссию. В отличие от согласительной комиссии палат ФС она, как правило, бывает четырехсторонней, с участием представителей СФ и ГД, Президента РФ и Правительства РФ.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
110.22 кб

Согласительные процедуры в законотворческом процессе

Миносьянц Юлия Владимировна
Рассматриваются проблемные вопросы процедуры согласования федеральных законопроектов по предметам совместного ведения с законодательными органами субъектов Российской Федерации; проведены сравнительноправовые параллели по данной п
Читать PDF
123.48 кб

Согласительные процедуры в законотворчестве: теория, практика, техника

Гущева Юлия Владимировна
В статье рассматриваются стадии законотворческого процесса, возможность проведения согласительных процедур на каждой из них, обосновывается необходимость определения единой методики согласительных процедур в региональном законотво
Читать PDF
306.17 кб

Согласительные процедуры между налогоплательщиками и налоговыми органами

Грундел Л.П.
Согласительные процедуры широко используется в международной практике и позволяет лицам до совершения контролируемых сделок заключить с налоговыми органами соглашения, в которых фиксируется порядок определения цен для целей налого
Читать PDF
166.75 кб

Согласительные процедуры как особенность полномочий Президента Российской Федерации

Быкова Елена Александровна
В данной статье исследованы полномочия Президента Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Автором рассмотрено понятие согласительных процедур, их виды.
Читать PDF
486.79 кб

Принципы построения согласительных процедур в современном уголовном процессе России

Зароченцева Нина Владимировна
Анализируются способы воздействия на конфликт как со стороны защиты, так и со стороны обвинения.
Читать PDF
267.52 кб

Согласительные процедуры в разрешении конфликтов административно-правового характера

Алексеев С.Н.
Рассматриваются вопросы применения согласительных процедур в разрешении конфликтов административно-правового характера в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Читать PDF
15.12 мб

Коррупционный риск согласительных процедур в законодательстве об административных правонарушениях

Алексеев Сергей Николаевич
В представленной статье рассматриваются вопросы коррупционных рисков согласительных процедур в законодательстве об административных правонарушениях и обосновываются положения о необходимости внесения соответствующих изменений в за
Читать PDF
102.49 кб

Коллизии в реализации согласительных процедур законодательства об административных правонарушениях

Алексеев Сергей Николаевич
Читать PDF
14.84 мб

Значение конституционных согласительных процедур в системе разделения властей Российской Федерации

Бекмурадов Кемал Аннамухамедович
При условии четкого разделения властей и соблюдения конституционных принципов «невмешательства» в компетенцию органов государственной власти со стороны представителей различных ветвей власти возникают иные обстоятельства, способст
Читать PDF
155.20 кб

Досудебное соглашение о сотрудничестве в системе согласительных процедур уголовного процесса России

Холмогорова Н.Ю.
Читать PDF
94.40 кб

Особенности применения согласительных процедур как гарантии реализации конституционного принципа раз

Мальцев И. А.
Принцип разделения властей один из основных принципов деятельности государственных органов и государственной власти в целом. Его реализация зависит от законодательного механизма воздействия на его элементы.
Читать PDF
712.00 кб

Межвузовского круглого стола «Согласительные процедуры в российском уголовном процессе» (17 февраля

Минулин Р. М., Мильтова Е. В.
Необходимость анализа и обсуждения сложных вопросов, возникающих в ходе применения согласительных процедур в российском уголовном процессе, обусловлена неоднозначным пониманием регулирующих их правил как в теории, так и в правопри
Читать PDF
395.63 кб

Интегрирование восстановительно-согласительных процедур обеспечения прав и интересов лиц, пострадавш

Тарнавский Олег Александрович, Агафьева Наталья Ивановна
Рассмотрены формы урегулирования уголовно-правового конфликта, рассматриваются вопросы, связанные с проблемами восстановления прав потерпевшего, особенно, в части возмещения причиненного преступлением ущерба, предлагаются меры по
Читать PDF
205.86 кб

К вопросу о дифференциации форм согласительных процедур в современном уголовном судопроизводстве Рос

Власова Светлана Владимировна, Шаутаева Гульнара Хасановна
Рассматривается проблема использования договорных инструментов в уголовном судопроизводстве. Именно их использование в уголовном судопроизводстве выступает в качестве компромисса для разрешения уголовно-правовых конфликтов.
Читать PDF
112.42 кб

Применение согласительных процедур в рамках административно-деликтных отношений в зарубежных странах

Алексеев Сергей Николаевич
В представленной статье рассматриваются вопросы согласительных процедур зарубежного законодательства об административных правонарушениях.

Похожие термины:

  • СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ И ПРОЦЕДУРЫ

    совместные поиски общего решения при разногласиях между государственными органами в случаях и порядке, установленных законом. Организационной формой проведения согласительных процедур служат
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОГЛАСИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР

    конституционное средство (право), которое Президент РФ может использовать для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Механизмом реализации этой конститу
  • КОНСТИТУЦИОННЫЕ СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

    конституционно-правовые средства разрешения разногласий, возникающих между участниками конституционно-правовых отношений. К.с.п. используются при необходимости разрешения конституционного спо