Солон

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Солон
(630—560 до н.э.), древнегреческий государственный деятель: «Будучи поставлен во власть, не употребляй на должности при себе лукавых людей, ибо в чем они погрешат, за то обвинят тебя как начальника».

Источник: Антикоррупционный словарь.

Солон
(638—559 до н.э.) — греческий мыслитель и политический деятель, один из «семи мудрецов». Достоянием криминологического опыта стали и его политические акции (он обязал всех граждан Афин ежегодно отчитываться о размерах и источниках доходов) и его философия. Солон сформулировал один из важнейших принципов политического руководства — принцип оптимального баланса диктата власти и свободы народа. Либерализация общественных отношений может дать мощный импульс развитию страны. Однако «излишки» свободы имеют тенденцию быстро трансформироваться в анархию и власть криминалитета. Солон сумел найти золотую середину: «Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался: чести его не лишил, но и не дал лишних прав». Императив Солона отрицает как абсолютизацию жестких и сверхжестких мер, так и вседозволенность (фактическое безвластие). Известно, что на вопрос, как изжить преступления, Солон ответил: «Надо, чтобы пострадавшим и не пострадавшим, было одинаково тяжело». Например, если бы в нашей стране дети прокуроров, генералов, государственных деятелей служили в армии по призыву, «дедовщины» давно бы уже не было. Солон был сторонником жестких мер обеспечения дисциплины среди руководителей: «Начальника, замеченного в пьянстве, карать смертью». Идеи Солона не утратили актуальность и сегодня, словно к нашей молодежи обращены его слова: «Не будем менять доблесть на денег мешок».

Источник: Криминология. Практикум. 2015 г.

Солон
(ок. 638 – ок. 558 гг. до н. э.). Один из законодателей, оставивший след в мировой истории, афинский архонта, которого причисляют к 7 греческим мудрецам (Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клебул и Хилон). В 594г. до н. э. он отменил все законы Драконта, кроме законов об убийстве. Законы Солона впервые разрешали каждому гражданину выступать в защиту потерпевшего и требовать наказания преступника. Всякий имел право преследовать обидчика по суду. Законы Солона предусматривали лишение гражданских прав лиц оставшихся нейтральными во время междоусобия (чтобы граждане не были безучастны к судьбе Отечества), запрещали дурно отзываться об умерших, использовать бранные слова в храмах, судебных и правительственных зданиях, во время зрелищ. За нарушение этого закона предусматривался штраф в пользу оскорблённого и казны. Солон разрешил передавать наследство и по завещанию, а не только по закону. При этом больной или находящийся под влиянием зелья или женщины не мог делать завещания. Таким образом, именно он сделал имущество действительной собственностью владельца. Он запретил женщинам царапать лицо во время похорон, класть в могилу вместе с усопшим больше некоторого небольшого имущества. Ходить на чужие могилы можно было только в день похорон другого человека. Согласно законам Солона сын не был обязан содержать отца, если отец не обучал его ремеслу. Плутарх отмечал, что из-за некоторой неясности, противоречивости в тексте законов Солон искусственно возвысил значение судов. В обстановке разгоревшихся споров вокруг созданных им законов Солон – законодатель, не желая стать также и исполнителем своих законов применительно к конкретным случаям и делам, покинул Афины, взяв с сограждан клятву в течение десяти лет хранить данные им законы. Солон полагал, что его личное присутствие и вмешательство в процесс применения и толкования новых законов будет в ущерб их стабилизации, утверждению и точному исполнению. Свои законы Солон установил на сто лет, т. е. «навечно». Несмотря на смуту среди афинян после отъезда Солона, введенная им умеренная цензовая демократия просуществовала несколько десятилетий. Через тридцать лет, когда Солон был уже стариком, в Афинах установилась тирания Писистрата. Тиран поставил себя выше закона, но отменить Солоновы порядки не решился. И после изгнания Писистратова семейства афиняне сохранили большинство Солоновых законов. Они почитали Солона как основателя афинской демократии.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.