Состав административного правонарушения

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Состав административного правонарушения
это совокупность установленных нормами КоАП РФ объективных и субъективных признаков (элементов), характеризующих (квалифицирующих) то или иное конкретное деяние как административное правонарушение. Таковыми элементами являются объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Источник: Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий

СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
установленная нормами права совокупность элементов (признаков), при наличии которых конкретное антиобщественное деяние является административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в конкретном деянии является единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение. Элементами (признаками) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Общественные отношения, являющиеся объектом административного правонарушения, регулируются нормами не только административного, но в ряде случаев - конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Объективная сторона административного правонарушения - это система признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения правонарушителя и включает в себя: противоправное деяние (действие или бездействие), наступившие вредные последствия и причинно-следственную связь (зависимость) между этим деянием и наступившими последствиями. Административные правонарушения в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав, т.е. такой, который не предусматривает наступления в результате совершения правонарушения какого-либо общественно опасного материального вредного последствия. Административная ответственность в этих случаях наступает лишь за совершение противоправного деяния. В установлении наличия причинно-следственной связи в формальном составе административного правонарушения, как правило, нет нужды, так как наступившие вредные последствия, будучи нематериальными, проявляются только в виде общественного вреда или общественной опасности и зависимость между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений. Однако кроме проступков с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрены правонарушения и с материальным составом, который включает в себя обязательное наступление вредных материальных последствий. В правонарушениях с материальным составом причинно-следственная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями далеко не всегда очевидна и требует установления. Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, его повторности, неоднократности, злостности, систематичности. Повторность предусмотрена многими нормами законодательства об административных правонарушениях и означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Неоднократностью признается совершение более двух однородных правонарушений, а систематическим правонарушением считается такое, которое совершается в течение года несколько раз (более трех). Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. При этом физические лица подлежат административной ответственности, если к моменту совершения правонарушения они достигли шестнадцатилетнего возраста и находились во вменяемом состоянии. В законодательстве различаются также общие субъекты - любые лица, достигшие шестнадцати лет; специальные субъекты - должностные лица, родители несовершеннолетних людей, водители и др.; особые субъекты - военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине. Для некоторых из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания административной ответственности, для других - ограничение применения ее мер. Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Административное правонарушение совершается умышленно или по неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие в этих формах при наличии других признаков состава конкретного правонарушения, может быть привлечено к административной ответственности. Вина и есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их последствиям. В статьях Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и других нормативных актов, предусматривающих административную ответственность за совершение конкретных проступков, форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство правонарушений могут быть совершены в любой форме. Однако в ряде случаев формулировка состава предполагает, что правонарушение может быть совершено только в форме умысла или неосторожности. Определенные сложности вызывает формулировка определения вины коллективных образований. Этот вопрос, как и институт административной ответственности коллективных образований в целом, требует дальнейшего осмысления и развития. Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, ряд составов правонарушений предусматривают и факультативные признаки: мотив и цель. Только при наличии всех элементов состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

Источник: Административное право. Словарь-справочник

Реклама

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
295.07 кб

Проблемы мелкого хищения как состава административного правонарушения

Сидорова Светлана Андреевна
В настоящей статье рассматриваются элементы состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.
Читать PDF
5.61 мб

Злоупотребление доминирующим положением: проблемы состава административного правонарушения

Суменков Сергей Сергеевич
Привлечение юридического лица к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением предлагается осуществлять через установление наличия и формы вины соответствующего должностного лица организации, которые
Читать PDF
294.19 кб

Неоднократность административного правонарушения как конструктивный признак состава преступления

Плешаков Александр Михайлович, Осипов Владимир Александрович, Мордовец Андрей Александрович
Рассмотрены вопросы касающиеся административной преюдиции в уголовном праве РФ.
Читать PDF
242.32 кб

Проблемы квалификации состава административного правонарушения и доказывания вины по статье 6. 1. 1

Труфанов Михаил Егорович, Техов Дмитрий Николаевич
В статье анализируются элементы состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.
Читать PDF
8.01 мб

К вопросу о составе административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14. 1 КоАП РФ

Попов Алексей Викторович
В статье анализируется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Читать PDF
665.82 кб

Общая характеристика состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6. 1. 1 КоАП РФ

Будникова Анастасия Борисовна
В статье дана характеристика отдельных элементов состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ «Побои».