СОВЕТСКОЕ МОРСКОЕ ПРАВО

Найдено 1 определение
СОВЕТСКОЕ МОРСКОЕ ПРАВО
совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся на морском транспорте и в области советского торгового мореплавания.
В основе С. м. п. лежит социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства транспорта. В С. м. п. получает свое отражение политика Советского государства, направленная на укрепление и развитие социалистического хозяйства и внешнеторговых отношений с иностранными государствами, независимо от различия социальных систем. Источниками С. м. п. являются: внутреннее законодательство СССР, международные договоры СССР и санкционированные Правительством СССР обычаи.
Национализация морского транспорта была осуществлена декретом СНК РСФСР от 26 января 1918 г. «О национализации торгового флота» (СУ РСФСР 1918 г. № 19, ст. 290).
Согласно Конституции СССР 1936 г. морской транспорт является государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием. Советские государственные морские суда, будучи социалистической государственной собственностью, обладают иммунитетом; они изъяты из частного оборота, на них не может быть обращено взыскание и они не могут быть предметом ареста или задержания ни в порядке обеспечения иска, ни в порядке принудительного исполнения вынесенного судебного решения. К принципиальным положениям С. м. п. относится монополия фрахтования иностранного тоннажа, являющаяся неразрывной частью государственной монополии внешней торговли.
В С. м. п. получают свое выражение принципы планирования эксплуатации морского транспорта, осуществление морских перевозок (см. Перевозка морская) на строго плановых началах, хозяйственный расчет в работе всех звеньев морского транспорта и во взаимоотношениях органов транспорта и клиентуры. Планирование морских перевозок, производимое в соответствии с общим государственным народнохозяйственным планом, было установлено для перевозок в заграничном сообщении и в большом каботаже на основании «Положения о взаимной ответственности органов водного транспорта и клиентуры за выполнение плана перевозок в заграничном сообщении и в большом каботаже», утвержденного Советом Труда и Обороны 29 сентября 1934 г. (СЗ 1934 г. № 51, ст. 402); в отношении же перевозок в малом каботаже имеет применение соответствующее Положение, утвержденное СТО 3 июля 1934 г. (СЗ 1934 г. № 35, ст. 281). Одним из законодательных актов, составляющих важнейшие источники С. м. п., является Кодекс Торгового мореплавания СССР (КТМ), утвержденный ЦИК и СНК СССР в 1929 г. (СЗ 1929 г. № 41, ст. 366). Содержащиеся в КТМ правовые нормы регулируют важнейшие отношения, возникающие в области морского транспорта и торгового судоходства [вместе с позднее изданными дополнениями КТМ состоит из 15 глав (252 статьи) и 9 приложений].
В первых главах КТМ излагаются вопросы, касающиеся права плавания под флагом СССР, социалистической государственной собственности на морские суда, правового положения судового экипажа. В главе о договорах морской перевозки содержатся правовые нормы, относящиеся к правам и обязанностям /сторон в договоре, ответственности перевозчика и т. п.; в этой же главе содержится особый раздел о договоре фрахтования судов на время. В отдельных главах Кодекса регламентируются вопросы общей и частной аварии, возмещения убытков, причиненных столкновением судов, вознаграждения за оказание помощи, пределов ответственности судовладельцев, морского страхования. Содержание приложений КТМ составляют правовые нормы по вопросам о государственных морских лоцманах и диспашерах, о порядке составления диспаш, о морских протестах, о затонувшем в море имуществе.
Разрешение имущественных споров, связанных с отношениями торгового мореплавания, производится Морской Арбитражной Комиссией (см.), учрежденной в 1930 г. при Всесоюзной Торговой Палате.
Ряд положений, относящихся к морской перевозке и к другим вопросам морского транспорта, содержится в правилах, приказах и инструкциях, издаваемых Министерством морского и речного флота СССР и публикуемых в тарифных руководствах.
Во внешнеторговых морских перевозках широкое применение имеет советская типовая проформа договора морской перевозки – «Совфлот». Осуществляемая в Советском Союзе монополия фрахтования иностранного тоннажа (в силу которой фрахтование иностранного тоннажа производится одной только организацией – Всесоюзным объединением «Совфлот») обеспечивает применение проформы «Совфлот» наряду с применением и некоторых других советских проформ договоров морской перевозки также и при фрахтовании для советских фрахтователей иностранных судов. По советской типовой проформе составляется и выдается при морской перевозке грузов товаро-распорядительный документ – коносамент.
Известное значение при правовом регулировании отношений в области торгового мореплавания признается за портовыми обычаями, применение которых предусматривается, в частности, ст. ст. 89 и 90 КТМ. Их кодификация и опубликование производится Всесоюзной Торговой палатой.
В СССР, далее, имеют применение и некоторые международные соглашения по вопросам торгового мореплавания, заключенные при участии Советского Союза. К их числу относятся: Международная санитарная конвенция 1926 г., ратифицированная в 1929 г. (СЗ 1929 г. отд. 2, № 19, ст. 106); Международная конвенция о грузовой марке 1930 г., вступившая в силу в 1933 г. "(СЗ 1933 г. отд. 2, № 15, ст. 150); Международная конвенция об охране человеческих жизней на море 1929 г., ратифицированная в 1935 г. Постановлением СНК СССР от 1926 г. были признаны имеющими силу для СССР две международные конвенции 1910 г., из которых одна имеет своим предметом возмещение убытков при столкновении судов, а другая – уплату вознаграждения при спасании или оказании помощи на море (СЗ 1926 г. отд. 2, № 31, ст.ст. 188 и 189). Одновременно была признана имеющей силу для СССР также и международная конвенция по охране подводных телеграфных кабелей 1884 г. (СЗ 1926 г. № 31, отд. 2, ст. 190). В СССР, равно как и в других морских странах, имеют применение единообразные правила предупреждения столкновений судов на море, разработанные в конце 19 в. и введенные в действие в государствах, их применяющих, в порядке издания соответствующих внутренних постановлений. В СССР применение этих правил основано на изданном в 1922 г. приказе Народного Комиссариата путей сообщения, к компетенции которого в то время относились также и вопросы морского транспорта.
Для подачи морских сигналов имеет применение международный свод сигналов, разработанный в 1879 г. и ныне применяемый в редакции, принятой на международной радиотелеграфной конвенции в 1927 г.
Применение сигналов, предусмотренных в своде сигналов, основывается на внутренних постановлениях тех государств, суда которых этим сводом пользуются. Соответственно советские суда при применении сигналов руководствуются изданными в СССР правилами и приказами. В отношении морских сигналов, подаваемых с берега, соответствующее международное соглашение было заключено с участием СССР в 1930 г. в Лиссабоне; соглашение это вступило в силу для СССР в 1931 г.
Нормы С. м. п., касающиеся регулирования внешнеторгового мореплавания, исходят из принципа суверенного равенства государств и способствуют развитию мирного сотрудничества СССР со всеми странами.
В отличие от С. м. п., служащего задачам развития социалистической экономики и мирного сотрудничества со всеми странами, морское право капиталистических стран является правом, обслуживающим интересы эксплуататорских классов.
Морское право империалистических держав используется ими для прикрытия проводимой этими державами политики грубого ущемления суверенитета других стран, постоянного нарушения принципов равноправия государств.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама