СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА
заменила ранее действовавший порядок аттестации рабочих мест. Институт специальной оценки условий труда был введен с целью повышения качества охраны труда работников.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда рассматривается как единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В определении специальной оценки условий труда, в отличие от аттестации рабочих мест, не содержится указания на цель осуществления мероприятий — приведение условий труда в соответствие с нормами, установленными законодательством.
В качестве объекта специальной оценки условий труда законодатель называет вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию и измерению при проведении специальной оценки условий труда, и закрепляет их перечень в ст. 13 Федерального закона «О специальной оценке условий труда». На вредные и (или) опасные производственные факторы как объект специальной оценки условий труда указывается и в Методике проведения специальной оценки охраны труда (утв. Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).
Специальная оценка условий труда включает в себя: 1) определение степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов от установленных нормативов; 2) идентификацию вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса; 3) оценку обеспеченности работника средствами защиты; 4) оценку уровня воздействия вредных и (или) опасных факторов на работника.

Источник: Словарь терминов по гражданскому праву гражданскому процессу и т.п. 2017

Специальная оценка условий труда
установленная законом процедура выявления и оценки вредных и (или) опасных условий труда на рабочих местах. Применяется в отношениях, регулируемых нормами трудового права и в сфере государственной гражданской службы. Входит в число основных государственных гарантий по охране труда, и была введена в систему правового регулирования труда вместо аттестации рабочих мест по условиям труда Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Определяется указанным законом как комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных Министерством труда и социальной защиты РФ нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Проведение специальной оценки условий труда не реже одного раза в пять лет в соответствии с требованиями ст. 22, 212 и 219 ТК РФ является обязанностью работодателя. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случаях, указанных в ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в этой статье случаев. До 2018 г. специальная оценка может не проводиться на рабочих местах, аттестованных по условиям труда в 2013 г. Специальная оценка условий труда также не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Специальная оценка условий труда проводится по договору с соответствующим работодателем специально уполномоченными на то организациями, аккредитованными на оказание таких услуг Министерством труда и социальной защиты РФ. Организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Министерством труда и социальной защиты РФ решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации, в случае если эта деятельность ранее приостанавливалась. Порядок формирования и ведения реестра таких организаций устанавливается Правительством Российской Федерации. К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда,допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее – сертификат эксперта). Оценка полноты и качества проведения специальной оценки условий труда проводится органами, осуществляющими государственную экспертизу условий труда. Результаты специальной оценки условий труда имеют комплекс правовых последствий, определяемых ФЗ № 426-ФЗ, соответствующими нормами ТК РФ, законодательством об обязательном пенсионном страховании (при выявлении вредных и (или) опасных условий труда работодатель обязан уплачивать дополнительные страховые платежи в ПФР) и льготном пенсионном обеспечении в РФ и другими актами. В трудовом праве такие результаты являются юридическим основанием для установления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях, соответствующих компенсаций. Условия труда подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ст. 14 ФЗ № 426-ФЗ).

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

Реклама