Специфическая психологическая активность человека в экстремальной ситуации

Найдено 1 определение
Специфическая психологическая активность человека (сотрудника) в экстремальной ситуации
Человек - не просто совокупность живых клеток, организм. Он – существо, обладающее сознанием и самосознанием и ее – активность - это проявления преследующего свои цели человека. Его поступки, действия, реакции в главных характеристиках - это произвольная, целенаправленная активность, разумное, гибкое в разных ситуациях поведение, ориентированное не только на приспособление к ситуациям, но и способное изменять их, приспосабливать их к себе. В произвольной активности находят выражения важнейшие особенности человека как личности - его социальная зрелость, моральные устои, интеллект, жизненный опыт, профессионализм и др. Во всем этом сила человека, его качественное превосходство над всеми другими живыми существамиПоэтому активность человека, его реакции на экстремальную ситуацию – это, в главном, не реакция организма, но реакция личности, не череда разрозненных пассивно-ответных реакций на сменяющие друг друга ситуации, а произвольно выстроенная цепь из звеньев, ведущая к более или менее отдаленным, произвольно поставленным целям. Человек в экстремальной ситуации - это не пребывающая, а действующая в ней личность. Достоинства личности проявляются в ее способности понять, разобраться в особенностях данной ситуации, построить свою активность в соответствии с ними, подчинить их долговременным целям. Действия же по шаблону, стереотипные, неспецифические, пассивно-рефлексивные, т.е. чисто стрессовые обречены Надо не только напрягаться, реагировать эмоционально, но действовать умно, умело, в соответствии со спецификой ситуации. Специфическая активность человека-личности в экстремальных ситуациях обнаруживается в правильной ориентировке в ней, принятии адекватных решений, совершении поступков и выполнении действий, ведущих к достижению цели с одновременным обеспечением личной профессиональной безопасности и произвольной саморегуляцией.
Суть специфической активности именно человека, раскрывающая его превосходство на другими живыми существами, – в надситуативном и неадаптивном поведении. Для животных ситуация – то, что непосредственно воспринимается вокруг, для человека же – это и надситуативное понимание ее, т.е. понимание с позиций тех факторов, которые «лежат за горизонтом» непосредственно наблюдаемого, понимание как частного случая в системе своей жизнедеятельности, которая направляется комплексом жизненных ценностей, моральными и служебным и нормами поведения, преследуемыми конечными целями и лежащими за пределами данной ситуации мотивами.
Одна из грубейших ошибок многих исследователей в том, что они рассматривают психологию человека в экстремальной ситуации как находящуюся только под непосредственным влиянием окружающих факторов («стресс-факторов»), забывая о том, что в то же время на нее влияют и факторы долга, ответственности, присяги, патриотизма, приказа, социально-психологического статуса, порядочности, совести, коллективизма, товарищеского долга и пр., т.е. надситуативные факторы. Если для данного индивида эти факторы не «пустой звук», а психологически значимы, то они участвуют в регуляции его поведения в ЭС и даже доминируют во влиянии на его состояние, функционирование психики и поступки. Очевидно, что и поведение человека не является чисто адаптивным по отношению к непосредственным факторам ситуации. Дихотомия адаптивность-дезадаптивность применима к изменениям в организме человека, его биологическим реакциям, но оказываются слишком тесной для характеристики психической деятельности и поведения человека-личности и сведения ее к приспособлению к непосредственно воздействующим на него факторам ситуации. В этом и одно из принципиальных различий между биологическим и психологическим стрессом. Есть даже немало людей, которые не склонны избегать острых переживаний, а имеют тягу к ним, что никак не укладывается в представление об адаптивности поведения. Они идут навстречу ситуациям, насыщенных риском и опасностями. Стремление бороться, чтобы преодолевать препятствия, изменять обстоятельства, испытывать предельные напряжения, добиваться успеха и побеждать - выступают мощными мотивами к выбору профессий, насыщенных опасностями, к крутым переживаниям и волнениям при занятиях экстремальными видами. Такие побуждения существуют и людей избирающих правоохранительную деятельность в качестве жизненного призвания.
Очевидно, что проблема состояния и поведения человека в экстремальной ситуации не может быть понята и решена в рамках рассмотрения только неспецифической ответной реакции - стресса, тем более – сведения его реакций к реакциям организма и в рамках упрощенного понимания адаптации.
(А.М. Столяренко)
Литература: А.М. Столяренко. Экстремальная психопедагогика. – М., 2002. Параграф 3.1.

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама