Сперанский Михаил Михайлович

Найдено 1 определение
Сперанский Михаил Михайлович
(1772—1839 гг.) - сын сельского священника, сумевший довольно быстро сделать служебную карьеру и обратить на себя внимание императора. В 1809 г. он составил и представил императору обширный проект государственных преобразований, озаглавив его «Введение к Уложению государственных законов». В то же время М. М. Сперанский выполнял ряд подготовительных работ по кодификации русского законодательства. По своим взглядам М. М. Сперанский был новым мыслителем, приспосабливавшим идеи просветительной философии XVIIIв. и буржуазной школы естественного права для теоретического обоснования либерализма с его программой умеренных реформ. Он пытался применить к русской действительности принцип разделения властей в целях ослабления деспотизма. Государство как общественный союз, по М. М. Сперанскому, есть надклассовая организация, созданная «для пользы и безопасности людей», подвластных закону. Высшая «державная» власть вручена монарху для твердого соблюдения закона. М. М. Сперанский стремился доказан, историческую необходимость проведения реформы правительственных учреждений. Все политические превращения в Европе, по его мнению, представляют непрерывную борьбу системы республики с системой феодальной: «По мере того, как государства просвещались, первая приходила в силу, а вторая — в изнеможение». Из рассмотрения основных фактов русской истории М. М. Сперанский делал вывод, что Россия вполне подготовлена к принятию конституции. Задачу государственных преобразований в России он видит в том, чтобы установить в России «истинную монархию», основанную на твердых «коренных», или «непременных», законах. «Коренные», или «непременные», законы мыслитель отличал от тех «законов преходящих», к которым он относил постановления и распоряжения власти по вопросам войны и мира, установления налогов и сборов, введения уставов отдельных учреждений. «Коренные» законы вырабатываются и принимаются с участием выборной Государственной думы. Собранные вместе «коренные» законы, по мнению М. М. Сперанского, должны представить собой конституцию, принятие которой должно было положить хотя бы формально пределы ничем не ограниченной власти государя. Правительство должно опираться в исполнении законов на «народное мнение». Чтобы последнее могло оказывать действительное воздействие, необходимо ввести гласность действий правительства. И свободу печати с исключениями в отдельных случаях, предусмотренными законом. Критикуя русскую действительность, М. М. Сперанский указывал, что в России император соединяет в своих руках все власти — законодательную, исполнительную, судебную, и только «умственные границы» полагают предел этой власти. Государь, соединяющий в особе своей все роды сил, — «единый законодатель, судия и исполнитель своих законов». Хотя формально, указывает М. М. Сперанский, в России имеются государственные учреждения, на первый взгляд, берущие часть забот по управлению на себя (Сенат, Комитет министров и министерства), но очевидно, что ни одно из этих мест собственной политической силы не имеет: все они зависят от единой воли самодержца. Ни одно из этих учреждений не является законодательным органом, и вследствие неограниченности власти монарха в России нет постоянства в законах, которые меняются «по личным случаям и удобствам». Мыслитель проектировал организацию системы представительных органов. Низшим звеном этой системы должна была быть волостная дума, в состав которой включались владельцы недвижимой собственности (помещики и горожане), а также ограниченное количество представителей государственных крестьян. Волостная дума избирает членов волостного правления и депутатов окружной думы и представляет ей ходатайства об общественных нуждах волости. Окружные думы избирают депутатов в губернскую думу.
Система выборных дум увенчана в проекте М. М. Сперанского Государственной думой, избираемой губернскими думами. Государственная дума собирается безо всякого созыва ежегодно в сентябре месяце. М. М. Сперанский предусматривал в угоду царю право отсрочки созыва и досрочного роспуска Государственной думы, которой должно принадлежать лишь право внесения поправок в представления о новых законах. Она участвует в обсуждении законов, но утверждает их император. Для избежания коллизий между представительными учреждениями и императором мыслитель считал необходимым создание Государственного совета с широкой компетенцией. Государственный совет, состоящий из членов, назначенных императором, должен рассматривать законопроекты, положения, уставы, вопрос об объявлении чрезвычайных мер, отчеты всех министерств и ежегодный бюджет государства. М. М. Сперанский намечал разделение Государственного совета на департаменты: законов, военных дел, гражданских и духовных дел и публичной экономии. Рассмотренные Государственным советом и одобренные императором законопроекты должны идти на обсуждение в Государственную думу, после чего утверждаться императором. Высшей судебной инстанцией, по его проекту, должен был быть Сенат. Сенату подчиняются губернский, окружной и волостной суды. В состав сената входят «отличнейшие граждане», список которых намечается предварительно губернскими думами. Для рассмотрения особо важных дел, а именно преступлений, совершенных членами Государственного совета, Государственной думы, Сената, а также иными высшими должностными лицами, в составе Сената должен быть организован верховный уголовный суд, который составляется из членов Государственного совета, министров, одной трети сенаторов и известного числа депутатов Государственной думы. Мыслитель считал необходимым установить ответственность министров перед Государственной думой: за нарушение принципов законности ответственность должны нести министры, скрепляющие своей подписью акты высшей государственной власти. Он предлагает ввести обязательность представления министрами отчетов в Государственный совет и в Государственную думу и допустить некоторую свободу печати в целях критики действий министров и подведомственных им чиновникам. Вся полнота власти остается, по проект) М. М. Сперанского, за монархом, держащим в своих руках вес нити управления, а теория разделения властей использовалась им лини, дли того, чтобы придать русскому деспотическому самодержавию вид надклассовой власти, стоящей над законодательно-представительными, исполнительными и судебными учреждениями. Переход России от деспотии к истинной монархии М. М. Сперанский связывает с вопросом о постепенном изменении сословного деления. В связи с этим он обращается к вопросу о правах граждан и различает права гражданские («безопасность лица и имущества») и права политические. Гражданская свобода, по его мнению, состоит: а) в свободе личной, которая должна заключаться в том, что никто не может быть наказан без суда и принужден к службе государству и отдельным лицам иначе, как по закону; б) в свободе вещественной, то есть в праве собственника распоряжаться собственностью по своему желанию, и в установлении порядка, при котором собственник не может быть лишен имущества без суда и не облагается податями иначе, как по закону.
Подчеркивая привилегии дворянства, М. М. Сперанский разделял права гражданские на общие всем подданным Российской империи и другие — «особенные некоторым состояниям». Права политические состоят, по М. М. Сперанскому, в избирательном (активном и пассивном) праве, праве занимать должности и участвовать в составлении законов. Буржуазный принцип предоставления политических прав только собственникам приобретает в плане мыслителя феодальную окраску, так как политическими правами наделяются исключительно собственники недвижимости. Он считал невозможным дать политические права ремесленникам, рабочим людям, поденщикам, домашним слугам, хотя бы они и имели собственность, в капиталах состоящую. М. М. Сперанский проектирует после проведения реформ сохранение трех сословий: 1) дворянства, пользующегося всеми гражданскими и политическими правами и имеющего ряд особенных прав, в частности право владения «населенными землями», право «вступать в купеческие и другие звания», не теряя своего состояния, и т. д. Единственной обязанностью дворян М. М. Сперанский считал государственную службу по личному выбору сроком не менее десяти лет; 2) среднего состояния, составляемого из купцов, однодворцев, мещан и всех поселян, имеющих недвижимую собственность в известном размере. Подданные, принадлежащие к среднему состоянию, имеют общие гражданские права, но не имеют особенных; политические же права предоставляются им по наличию у них собственности в соответствующем размере; 3) народа рабочего, к составу которого были отнесены все поместные крестьяне, мастеровые, работники и домашние слуги. Все перечисленные категории населения лишены прав политических. Переход из одного сословия в другое определяется приобретением недвижимой собственности в известном количестве и выполнением повинностей по прежнему состоянию. Мыслитель указывал на противоестественность крепостного состояния и произвола: «... Противно природе человека предполагать, чтобы кто-либо согласился жить в таком обществе, где ни жизнь, ни имущество его ничем не обеспечены». Он обосновывал необходимость постепенной отмены крепостного права и экономическими соображениями. Мысли М. М. Сперанского по вопросу о крепостном праве могут быть сформулированы так: рабство немыслимо в правильно устроенном государстве, и оно будет в России отменено, однако отмена должна прийти постепенно, путем реформ «сверху», чтобы избежать возможных волнений «снизу». Вопрос о сроках освобождения крестьян М. М. Сперанский обходил. Проекты мыслителя являлись выражением концепции компромисса между феодалами и верхами русской буржуазии и были рассчитаны лишь на создание благоприятных условий для созревания буржуазных отношений в недрах феодальной империи.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
125.90 кб

Личность классики организации производства Михаил Михайлович Сперанский