СПИНОЗА Бенедикт
В своих политико-правовых воззрениях С. исходил из того, что человек - это лишь частица созданной богом природы, на которую распространяются все закономерности естественного развития. Поэтому в своем естественно-правовом состоянии (взаимоотношениях) все люди - враги, которыми движет лишь чувство самосохранения. Они имеют равное право на все, чего они желают, однако содержание этих желаний ограничено реальными возможностями человека (его мощи). Таким образом, в основе права, согласно С.. лежит сила: чем больше мощь человека (равно как и государства), тем более он прав. Однако жизнь по требованиям разума полезнее для людей, чем по естественному праву. Поэтому для обеспечения общественной безопасности - для устранения общего страха и общих бед - люди объединяются. Гражданское состояние, следовательно, устанавливается естественным путем, но в результате общественного договора. Понятие государства в учении
С. тождественно понятию общества, так что учение С. о возникновении государства по сути дела объединяет два различных подхода: а) аристотелевскую концепцию естественного происхождения государства; б) теорию общественного договора.
Развивая идеи естественного права, С. одним из первых дал философское обоснование демократии, гражданских прав и свобод, необходимости мирного сосуществования. Ограничивая полномочия государства "естественным правом" граждан на свободу волеизъявления. С. утверждал, что поведение правителей, вызывающее возмущение и презрение подданных, только подрывает могущество государства, а следовательно, и его права. Сила и право государства состоит не в возможности творить произвол и насилие, а в осуществлении только тех действий, которые здравый разум считает полезными для всех людей.
С. выделял три формы государства - монархию, аристократию и демократию. Он решительно осуждал абсолютную монархию, сравнивая ее с пустыней, где царят рабство, варварство и безлюдье. Наилучшей формой политической организации общества С. считал демократию, которая в наибольшей степени способна обеспечить общее благо, господство разума и свободы, дарованной человеку природой. Однако какой бы ни была форма правления, высшая власть в обществе, по мнению С., должна быть предоставлена собранию граждан, ибо воля собрания определяется разумом, а не страстями. Коллективное обсуждение государственных дел способствует принятию решений, направленных на обеспечение общего блага.
Взгляды С., особенно отказ от религиозных догм, означавший формирование новой самостоятельной светской науки о морали - этики, оказали существенное влияние на развитие радикальной буржуазной идеологии.
Источник: Энциклопедия юриста
1632—77) — голландский философ, развивавший рационалистическое учение о естественном праве и договорном происхождении государства. Естественное право он трактовал как силу и могущество действия самой природы. «Под правом природы, — писал он, — я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т.е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивида простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь». В естественном состоянии, по С , все равны в том смысле, что все имеют право на все по своему произволу и желанию, однако отсутствует какое-либо общее для всех право, которое гарантировало бы безопасность существования людей. Между тем сама природа и естественная необходимость диктуют людям путь выхода из тупика естественного состояния и перехода посредством общего договора в состояние гражданское (т.е. к обществу и государству). Отличительный признак гражданского состояния — наличие верховной власти, т.е. государства (сгу&аз). Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право — это сила, мощь, власть) имеется в виду суверенитет государства. В гражданском состоянии действует договорно установленное высшее (суверенное) естественное право государства — общее для всех право и общий гарант безопасности. Верховная власть не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться; все обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую нелепость. Последоговорное право гражданина, именуемое С. частным гражданским правом, — это разрешенные в условиях гражданского состояния естественные права индивида, т.е. дозволенная верховной властью часть естественных прав. Осуществление же гражданином всех остальных (не дозволенных государством) естественных прав представляет собой преступление. Пределы мощи и права государства определяются С , во-первых, как предел, обусловленный тем, что сила (и право) государства состоит не в возможностях творить произвол и насилие, а в осуществлении того, что здравый разум считает полезным для всех людей. Во-вторых, предел права государства обусловлен природой самих подданных, которые лишь в той мере признают это право государства, в какой они боятся его угроз или любят гражданское состояние. Формы государства (монархию, аристократию и демократию) С. исследует под углом зрения наилучшего состояния различных форм верховной власти, т.е. степени обеспечения в них цели гражданского состояния — мира и безопасности жизни. При явных симпатиях к демократическому государству он, с учетом политических реалий своей эпохи, признает приемлемость и таких форм (при их надлежащем устройстве), как монархия и аристократия. Демократическое государство, по оценке С , наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лкшив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет. Все в демократии, как прежде в естественном состоянии, пребывают равными. Государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии, и два государства — по природе враги. Право войны принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира — это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными. С. выступает за взаимопомощь государств и отмечает, что вместе они имеют больше права, чем каждое из них в отдельности. Чем больше государств заключает вместе мир, тем менее страха внушает каждое в отдельности всем другим, или тем менее власти у каждого начать войну, но тем более оно обязано блюсти условия мира, т.е. тем менее оно своеправно, но тем более обязано приспособляться к общей воле союзных государств. Соч.: Избранные произведения. М., 1957. Т. I—II. Лит.: Кечекъян С.Ф. Этическое миросозерцание Спинозы. М., 1914; Соколов В.В. Спиноза. М , 1973; История политических и правовых учений. XVII—XVIII вв. М , 1989. В.С. Нерсесянц
Источник: Юридическая энциклопедия