генеральный план действий, необходимых для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов муниципального образования.
Основные этапы разработки стратегии развития включают:
1)оценку социально-экономического положения и потенциала муниципального образования;
2)выбор сценариев развития и формирование видения дальнейшего развития муниципального образования;
3)разработку стратегической цели и определение приоритетов развития муниципального образования;
4)определение направлений деятельности по достижению стратегической цели, ресурсов и механизмов реализации;
5)оценку ожидаемых результатов реализации стратегии;
6)мониторинг реализации стратегии.
Оценка социально-экономического положения и потенциала муниципального образования включает:
— анализ внешних условий, влияющих на социально-экономическое развитие муниципального образования;
— анализ ресурсного потенциала (потенциал природных ресурсов, экономический и географический потенциал, трудовой потенциал) и внутренних условий развития муниципального образования;
— анализ состояния институтов гражданского общества в муниципальном образовании;
— определение сильных и слабых сторон муниципального образования по методике SWOT (сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы).
Выбор сценариев развития и формирование видения дальнейшего развития муниципального образования. В результате выявления и ранжирования проблем определяются возможности экономического развития муниципального образования и разрабатываются сценарии (альтернативные варианты) будущего развития: пессимистического, реалистичного, оптимистического.
Пессимистический вариант развития муниципального образования целесообразен для случаев, когда имеет место сложное экономическое состояние муниципального образования, наличие ресурсов и доходы бюджета не позволяют вести расширенное воспроизводство, и главная цель заключается в недопущении спада и стагнации отраслей экономики.
Реалистичный вариант целесообразен для условий зрелости муниципального образования, когда муниципальное образование удерживает свои позиции на достигнутом уровне, обеспечивая необходимый уровень жизни населения.
Оптимистический вариант развития муниципального образования целесообразен, когда доходы бюджета и наличные ресурсы, социально-экономическое положение муниципального образования и высокий уровень жизни населения позволяют осуществлять расширенное воспроизводство, сохранять лидирующее положение в отдельных отраслях экономики.
При этом разработка всех сценариев должна быть выполнена с учетом оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
Обоснование направлений дальнейшего развития муниципального образования должно базироваться на реализации выбранного сценария социально-экономического развития.
Целью данного этапа является выбор целевого сценария социально-экономического развития, на основе которого будут сформированы и определены стратегические цели и приоритеты развития муниципального образования.
Разработка стратегической цели и приоритетов развития муниципального образования. На данном этапе формулируется качественная характеристика стратегических приоритетов и целей развития муниципального образования на долгосрочную перспективу. Обосновывается их связь с федеральными и региональными приоритетами и целями, определяется вклад муниципального образования в достижение основных стратегических целей развития региона.
Определение направлений деятельности по достижению стратегической цели, ресурсов и механизмов реализации. На данном этапе необходимо охарактеризовать принятый к реализации комплекс мер, который должен обеспечить достижение стратегической цели и решение поставленных задач развития муниципального образования. Необходимо указать сроки, ресурсную базу и механизм реализации данных мер. Особое внимание следует уделить таким направлениям, как:
— повышение эффективности муниципального управления, в том числе повышение качества управления муниципальными финансами, эффективности управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами;
— обеспечение устойчивых темпов экономического роста, в том числе на основе повышения инвестиционной привлекательности территории;
— развитие человеческого капитала.
Основным механизмом реализации стратегических направлений являются разработка и реализация программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, составными элементами которых являются перечни взаимосвязанных подпрограмм, проектов и мероприятий, обеспечивающих эффективное достижение поставленных целей и решение задач в сфере социально-экономического развития.
Ключевым фактором обеспечения устойчивых темпов экономического роста является четко сформулированная стратегия инвестиционного развития территории. Инвестиционная стратегия должна быть направлена на максимально эффективное использование уникальных конкурентных преимуществ территории для развития определенных видов деятельности.
Оценка ожидаемых результатов реализации стратегии требует определения конкретных количественных показателей, характеризующих достижение заданных целей. Оценка ожидаемых результатов реализации стратегии может осуществляться по следующим критериям:
— бюджетная эффективность, которая характеризуется приростом суммарной величины налоговых поступлений в местный и региональный бюджеты от реализуемых мероприятий;
— социальная эффективность, определяемая приростом доходов населения в результате реализуемых мероприятий;
— коммерческая эффективность, определяемая величиной дополнительной прибыли, получаемой инвесторами проектов;
— общая экономическая эффективность, которая характеризуется приростом валового регионального продукта (ВРП).
Мониторинг реализации стратегии осуществляет структурное подразделение, ответственное за реализацию стратегии в целом. С этой целью необходимо определить порядок его взаимодействия со структурными подразделениями, ответственными за реализацию отдельных мероприятий и направлений, процедуру осуществления мониторинга выполнения плана мероприятий по реализации стратегии и достижения целевых показателей (см. Планирование в муниципальном управлении и План (программа) комплексного социально-экономического развития региона).
Г. Р. Латфуллин
Список литературы
Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий: пер. с англ. — СПб.:
Питер, 2000.
Румянцева З. П. Общее управление организацией: теория и практика: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А. П. Егоршина; ООН РАН, НИМБ. — 2-е изд. — М.: Экономика, 2005.
Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / рук. авт. колл. Д. С. Львов, А. Г. Поршнев. — М.: Экономика, 2002.
1.96 мб
Показатели развития в стратегии муниципального образования
В статье рассмотрена специфика показателей стратегического развития муниципальных образований в сочетании с традиционными показателями, а также проблема их интеграции.