Суарес Франциско

Найдено 1 определение
Суарес Франциско
(1548 – 1617 гг.) – испанский теолог, идеолог римско-католической церкви, принадлежал к монашескому ордену иезуитов. Его труды «О законах и Боге-законодателе» (1612 г.) и «Защита веры против властителей Англии» (1613 г.) – приметная веха в развитии западноевропейской политико-юридической мысли на закате Средневековья и в преддверии Нового времени. Сверхзадача, решаемая Суаресом, - удержать законоведение, знание о политике и государстве в сфере теологии, в границах идейных установок римско-католической церкви. Согласно им, творцом и высшим законодателем мира выступает Бог – источник всех законов, их силы, легитимности, непререкаемости. По примеру Фомы Аквинского Суарес делит законы на четыре иерархически связанных разряда. Первый – это идущий от самого Бога вечный божественный порядок. Второй – естественный закон, в нем отражается всё сотворённое Богом. Третий – закон положительный (церковный и гражданский). Четвёртый – закон божественного откровения, закреплённый в священном Писании и содержащий принципы должного отношения людей к Богу и друг к другу. Твёрдой, логически безупречной последовательности в представлениях Суареса о характере субординации данных категорий законов нет. Так, он полагает, что естественный закон непосредственно проистекает из природы и тождествен разуму, может познаваться без божественного откровения, поскольку начертан в душе каждого. Веления естественного закона не может отменить ни власть земная, ни власть небесная, т. е. Бог. Естественное право, будучи отражением божественного порядка, вечного закона, универсально – оно одинаково обязывает всех людей. Вместе с тем обязанность естественного права есть результат действия собственно природных необходимостей, следствие «природы вещей». Но вот законы положительные создаются самими людьми. Право гражданское, например, образуется из законов государств и империй. От него, по Суаресу, отличается право народов (наций). Отличается прежде всего тем, что не является плодом законодательствования той или иной земной суверенной воли; у него также иной источник и иная сфера применения. Право наций (народов) есть неписанное право, основывающееся на обычаях всех или почти всех народов. Его значимость универсальна: «Право наций … есть закон, который все народы и нации должны соблюдать в отношениях между собой… Род человеческий, на сколько бы разных народов и государств он не делился, всегда представляет собой некое единство, не только как вид, но и как нравственное и политическое целое». В Суаресе справедливо видят одного из предшественников создателя современного международного права, зачинателя новоевропейской школы естественного права Г. Гроция. Учение Суареса о законах лежит и в фундаменте его концепции государства.
Отправной пункт соответствующих суждений испанского богослова лежит в проблеме цели, преследуемой государством и заключающейся в общем благе, понимаемом как улучшение сложившегося политического тела (сообщества). Последнее же есть единое целое и складывается оно из многих автономных групп и общностей, олицетворяя собой правовой порядок, обусловливаемый наличием законов. Суарес считает закон принадлежностью разумной природы, ибо только разумные существа способны издавать законы и сознательно повиноваться им. Закон является продуктом разума и воли: разум даёт указание, воля движет и обязывает. Закон есть акт, которым высший обязывает низшего. При этом закон должен обладать следующими свойствами: а) всеобщностью; б) справедливостью; в) постоянством; г) известностью, т. е должен быть обнародован. Закон извне предписывает, дозволяет или запрещает и наказывает. Его цель – совершенствование людей и через это – улучшение политического союза, государства. Народ по своему усмотрению может устанавливать любую форму правления (сам Суарес отдаёт предпочтение монархии). Но при всех формах правления правители получают свои прерогативы от народа, с его согласия (одобрения). Такое согласие есть своего рода договор между народом и правителем, по которому народ обязывается соблюдать лояльность по отношению к правителю, а правитель обязуется справедливо управлять государством и ревностно печься об общем благе. Касаясь вопроса о нарушении правителями условий состоявшегося между ними и народом договора, Суарес говорит, что в тех случаях, когда действия власть имущих противоречат нормам религии и предписаниям церкви, у народа есть основание оказывать им сопротивление.
Церковь имеет право устанавливать законы, обязательные для верующих, она вправе удерживать и направлять самого правителя не только как человека, но и как властвующую персону. Прямой мирской (светской) власти римский папа над подданными государства не имеет. Но церкви достаточно, чтобы ей должным образом повиновались светские правители и чтобы папа исправлял и отменял те гражданские законы, исполнение которых грозит гибелью человеческой души. В борьбе против светской власти идеологи католицизма, защищая притязания римской курии на верховенство в делах государственных, продолжили разработку, хотя и в своеобразном ключе, проблем права и закона, природы публичной власти, общественного договора, народного суверенитета и др. Тем самым они тоже так или иначе содействовали расширению знания об этих фундаментальных проблемах науки о государстве и праве, способствовали привлечению к ним обострённого внимания своих современников, последующих поколений политических мыслителей и правоведов.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама