СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ
государственное образование в составе федерации. Каждое федеративное государство состоит из С. ф., которые называются по-разному: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина, Пакистан), земли (Австрия, Германия), кантоны (Швейцария) и др. См. также Субъекты РФ.

Источник: Большой юридический словарь

Субъект Федерации
это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты Федерации отвечают следующим параметрам: не обладают суверенитетом; не имеют права на отделение или сецессию; граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации; закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону; перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

Источник: Большой юридический словарь

СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ
государственное образование в составе федерации. Понятие «субъект федерации», введенные в российское конституционное право Конституцией 1993 г. обусловлено наличием в РФ государственных образований, основанных на национально-территориальном принципе (республики, автономии), и иных, основанных на территориальном принципе (края, области, города федерального значения).
В состав России входят: 21 республика; 7 краев; 46 областей; 2 города федерального значения; 6 автономных округов; 1 автономная область. Охват всех этих форм понятием «субъект федерации» подчеркивает их общую природу как равноправных субъектов. Это не исключает некоторых различий в их правовом статусе.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ
части территории федеративного государства, имеющие в разных странах неодинаковые названия — республики, штаты, кантоны, провинции, земли и т.д. Согласно конституциям С.ф. равноправны, имеют свои конституции (не во всех странах), органы законодательной, исполнительной, обычно и судебной власти, сами определяют свое административно- территориальное деление. Вместе с тем в отдельных странах субъекты являются государствами — членами федерации, в других — лишь государственными образованиями. Права выхода из федерации (сецессии) С.ф., как правило, не имеют (за исключением Эфиопии). В некоторых федерациях у их субъектов нет конституций (например в Пакистане). В отдельных странах правовое положение С.ф. неодинаково, например, в верхнюю палату — представительство специфических интересов С.ф. — чаще всего они посылают одинаковое число членов, иногда такое представительство неодинаково (например в Германии, Индии). В РФ имеется 89 С.ф.: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область, 10 автономных округов. Согласно Конституции 1993 все они равноправны, при этом республики имеют свои конституции, собственное гражданство, могут устанавливать свой государственный язык, другие субъекты имеют уставы, гражданства и собственного государственного языка у них нет. Такое положение дает основание говорить об РФ как об асимметричной дЬедера- ции. Все субъекты имеют право собственного законодательства при верховенстве федерального законодательства. Права сецессии субъекты РФ не имеют. Конституция распределяет предметы ведения между федерацией и входящими в ее состав государственными образованиями. Дополнительно размежевание совместных полномочий осуществляется договорами, заключаемыми между федерацией и отдельными субъектами (таких договоров заключено более 40). Несубъектами, подчиненными более строгой централизации федеральных властей, являются территории, владения, иногда есть ассоциированные государства, особое положение занимает федеральный округ, где расположена столица государства. Лит.: Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). М , 1999. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
275.94 кб

Статус субъекта федерации

Фарыма Владимир Иванович
В статье рассматриваются фундаментальные основы построения федерации, природа и разновидности субъектов федерации, статус и основные характеристики субъекта федерации.
Читать PDF
671.08 кб

О праве субъекта Федерации на возражение

Шмелев Александр Николаевич
В статье обосновывается правовая природа экстраординарных нуллификационных полномочий субъекта Федерации в отношении выраженных в форме нормативного правового акта решений федеральных властей.
Читать PDF
284.16 кб

О субъектах дознания в Российской Федерации

Олимпиев А. Ю.
Указывается на несовершенство уголовно-процессуального законодательства (УПК РФ) относительно регулирования дознания и перечня субъектов, его осуществляющих.
Читать PDF
580.24 кб

Статус субъектов федерации в Республике Ирак

Дубессан Рафeд X.
Рассматриваются различия в правовом положении субъектов федерации различных видов – мухафаз (областей), регионов, Курдистанского региона, а также столичной области.
Читать PDF
388.42 кб

Инвестиционные стратегии субъектов Федерации

Маевская Л.И., Домнина И.Н.
Стратегический план территориального развития является инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общественности для решения социальноэкономических проблем регионов.
Читать PDF
154.81 кб

Налогообложение субъектов Российской Федерации

Рахманин В. П.
Налоговая система и налоговая политика государства затрагивают экономические интересы регионов. Взаимоотношения государства и регионов представляют собой важнейший аспект его функционирования.
Читать PDF
316.50 кб

Экономическая устойчивость субъектов Федерации

Анищенко Евгений Владимирович
В настоящее время обоснованно актуализировалась проблема развития теоретических основ и механизмов обеспечения безопасности и устойчивости развития России.
Читать PDF
191.95 кб

О новом субъекте в составе Российской Федерации

Курдюков Геннадий Иринархович
В статье анализируется законодательство о порядке принятия в Российскую Федерацию иностранного государства или его части и образование в ее составе нового субъекта РФ, рассматриваются правила процедуры, предусматривающие изменение
Читать PDF
1.62 мб

Права субъектов федерации в историческом аспекте

Лукьянченко Э. Н.
В статье анализируются основные концепции федерализма как отечественных, так и зарубежных ученых, истоки федерализма в Российской Федерации, странах Западной Европы и Северной Америки.
Читать PDF
110.96 кб

Федерация и ее субъекты: характер взаимоотношений

Гончаров Игорь Владимирович
Механизм правового контроля (воздействия) федерального центра в сфере деятельности субъектов федерации является одним из важных элементов конституционного (государственного) права большинства федераций мира.
Читать PDF
620.24 кб

Органические законы субъектов Российской Федерации

Ульихин Виктор Сергеевич
Статья посвящена анализу конституций (уставов) субъектов Российской Федерации на предмет выделения ими региональных органических законов.
Читать PDF
172.13 кб

Пределы власти Российской Федерации и ее субъектов

Радченко Василий Иванович
В статье рассматриваются вопросы о пределах власти Федерации и ее субъектов на основе принятого в 2002 г.
Читать PDF
378.65 кб

Финансово-инвестиционный процесс субъекта Федерации

Иваницкий Виктор Павлович, Зубкова Лариса Дмитриевна
Рассмотрены тенденции развития финансово-инвестиционного процесса Российской Федерации и районов стратегического значения; выявлены особенности инвестиционного развития региона, а также общие признаки, характеризующие однонаправле
Читать PDF
598.84 кб

К вопросу о дотациях субъектам Российской Федерации

Шавалеева Ч.М.
Предмет/тема.
Читать PDF
144.69 кб

Правовая охрана устава субъекта Российской Федерации

Митусова Инна Александровна
В статье поставлена актуальная проблема защиты уставов субъектов федерации, обладающих высшей юридической силой по отношению к иным правовым актам данных субъектов.

Похожие термины:

  • СУД СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

    второе звено системы судов общей юрисдикции. Суды субъектов федерации — это Верховный суд республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд автономной области, суд автономного округа. Деятельн
  • Устав субъекта Федерации

    это основной закон субъекта Федерации, определяющий его статус, устанавливающий систему органов государственной власти, разграничивающий полномочия между ними, определяющий экономические и фин
  • ЗАКОН СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

    закон, принимаемый законодательным органом субъекта федерации — штата, провинции, кантона и др., в России — законодательным органом республики в составе РФ, края, области, городов федерального зн
  • Субъекты Российской Федерации

    входящие в состав единого суверенного федеративного государства (Российская Федерация) его автономные части (государства и государственные образования), находящиеся с федеративным государством
  • ГЕРБ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    согласно ГОСТ Р 6.30–2003 УСД «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», – реквизит 02. Помещают на бланках документов в соответств
  • Устав субъекта Российской Федерации

    основной закон государственного образования (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), закрепляющий в соответствии с Конституцией Российской Федераци
  • Закон субъекта Российской Федерации

    принятый органом законодательной власти субъекта Российской Федерации в рамках его компетенции или на региональном референдуме первичный нормативный правовой акт, обладающий высшей юридическо
  • Суды субъектов Российской Федерации

    К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федера
  • Бюджет субъекта Российской Федерации

    форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Понятия "бюджет субъекта Россий
  • ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам
  • Налоги субъектов Российской Федерации

    региональные налоги, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов
  • Бюджеты субъектов Российской Федерации

    форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти и исполнения расходных обязательств соответ
  • Референдум субъекта Российской Федерации

    голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводит
  • ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

    круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения. В федеративных государствах конституци