государственное образование в составе федерации. Каждое федеративное государство состоит из С. ф., которые называются по-разному: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина, Пакистан), земли (Австрия, Германия), кантоны (Швейцария) и др. См. также Субъекты РФ.
СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ
СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ
Источник: Большой юридический словарь
Субъект Федерации
это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты Федерации отвечают следующим параметрам: не обладают суверенитетом; не имеют права на отделение или сецессию; граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации; закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону; перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.
Источник: Большой юридический словарь
СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ
государственное образование в составе федерации. Понятие «субъект федерации», введенные в российское конституционное право Конституцией 1993 г. обусловлено наличием в РФ государственных образований, основанных на национально-территориальном принципе (республики, автономии), и иных, основанных на территориальном принципе (края, области, города федерального значения).
В состав России входят: 21 республика; 7 краев; 46 областей; 2 города федерального значения; 6 автономных округов; 1 автономная область. Охват всех этих форм понятием «субъект федерации» подчеркивает их общую природу как равноправных субъектов. Это не исключает некоторых различий в их правовом статусе.
В состав России входят: 21 республика; 7 краев; 46 областей; 2 города федерального значения; 6 автономных округов; 1 автономная область. Охват всех этих форм понятием «субъект федерации» подчеркивает их общую природу как равноправных субъектов. Это не исключает некоторых различий в их правовом статусе.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ
части территории федеративного государства, имеющие в разных странах неодинаковые названия — республики, штаты, кантоны, провинции, земли и т.д. Согласно конституциям С.ф. равноправны, имеют свои конституции (не во всех странах), органы законодательной, исполнительной, обычно и судебной власти, сами определяют свое административно- территориальное деление. Вместе с тем в отдельных странах субъекты являются государствами — членами федерации, в других — лишь государственными образованиями. Права выхода из федерации (сецессии) С.ф., как правило, не имеют (за исключением Эфиопии). В некоторых федерациях у их субъектов нет конституций (например в Пакистане). В отдельных странах правовое положение С.ф. неодинаково, например, в верхнюю палату — представительство специфических интересов С.ф. — чаще всего они посылают одинаковое число членов, иногда такое представительство неодинаково (например в Германии, Индии). В РФ имеется 89 С.ф.: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область, 10 автономных округов. Согласно Конституции 1993 все они равноправны, при этом республики имеют свои конституции, собственное гражданство, могут устанавливать свой государственный язык, другие субъекты имеют уставы, гражданства и собственного государственного языка у них нет. Такое положение дает основание говорить об РФ как об асимметричной дЬедера- ции. Все субъекты имеют право собственного законодательства при верховенстве федерального законодательства. Права сецессии субъекты РФ не имеют. Конституция распределяет предметы ведения между федерацией и входящими в ее состав государственными образованиями. Дополнительно размежевание совместных полномочий осуществляется договорами, заключаемыми между федерацией и отдельными субъектами (таких договоров заключено более 40). Несубъектами, подчиненными более строгой централизации федеральных властей, являются территории, владения, иногда есть ассоциированные государства, особое положение занимает федеральный округ, где расположена столица государства. Лит.: Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). М , 1999. В.Е. Чиркин
Источник: Юридическая энциклопедия