законы о судоустройстве, уголовном и гражданском процессах, принятые 20 ноября 1864 г. (Учреждение судебных установлений, Уставы уголовного и гражданского судопроизводства, Положение о нотариальной части помещены в Своде законов Российской империи, т. 16, ч. 1).
С. у. 1864 г. закрепили переход к новому, буржуазному типу процесса, сменившему собой розыскной (инквизиционный) процесс. Новый процесс строился по типу смешанного процесса, где в стадии судебного разбирательства формально провозглашались гласность, устность, непосредственность, состязательность, свободная судебная оценка доказательств с сохранением в стадии предварительного расследования тайны, письменности, розыска. Но и при этой форме процесса царские суды оставались надежным инструментом в руках реакционного самодержавия.
Действительный смысл осуществленных преобразований состоял в утверждении новых, более утонченных форм классового судоустройства и судопроизводства, осуществляемых в интересах денежного мешка, где суду отводится роль послушного, слепого и вмасте с тем тонкого орудия подавления трудящихся масс.
Судебная реформа 1864 г. приспособила суд к требованиям развивающегося капитализма, но, будучи проведена дворянско-помещичьим чиновничьим аппаратом, сохранила в суде царской России ряд феодальных пережитков. Ленин дал следующую оценку судебной реформе 1864 г.: «Если бросить общий взгляд на изменение всего уклада российского государства в 1861 году, то необходимо признать, что это изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Это верно не только с экономической, но и с политической точки зрения. Достаточно вспомнить характер реформы в области суда, управления, местного самоуправления и т. п. реформ, последовавших за крестьянской реформой 1861-го года, – чтобы убедиться в правильности этого положения» (Соч., т. 17, стр. 88). С. у. 1864 г. ввели гласность суда, участие защиты на суде, сократили число судебных инстанций и т. д. Царский манифест демагогически говорил о введении суда, «равного для всех», «гласного» и «скорого».
С. у. 1864 г. создали единый кассационный суд – сенат. Нижестоящие суды распадались на две организационно не связанные между собой системы: системы мировых и общих судов. Для рассмотрения мелких уголовных и гражданских дел были созданы должности единоличных участковых и почетных мировых судей и уездные съезды мировых судей. Система общих судов состояла из окружных судов и судебных палат. Окружные суды рассматривали уголовные и гражданские дела, превышавшие подсудность мировых судей, в составе 3 постоянных судей-чиновников. Наиболее важные уголовные дела окружной суд разбирал в составе 3 постоянных судей и 12 присяжных заседателей (см. Суд присяжных). Присяжные заседатели подбирались из представителей имущих слоев населения, отвечавших имущественному и другим цензам. Окружные суды организовывались по одному на несколько уездов. Судебные палаты рассматривали апелляционные жалобы на приговоры и решения окружных судов в составе 3 постоянных судей-чиновников. По некоторым категориям дел, имевших особое политическое значение, судебные палаты действовали как суды первой инстанции с участием сословных представителей. В таком составе суда рассматривались дела о преступлениях должностных и религиозных, а также политических. В состав суда входили 4 судьи-чиновника и 3 сословных представителя (предводитель дворянства, городской голова и волостной старшина), составлявшие при решении всех вопросов единую коллегию.
В. И. Ленин отмечал, что «...сословные представители, слитые в одну коллегию с судьями-чиновниками, представляют из себя безгласных статистов, играют жалкую роль понятых, рукоприкладствующих то, что угодно будет постановить чиновникам судебного ведомства» (Соч., т. 4, стр. 368). Вместе с тем В. И. Ленин указывал, что «...нельзя не отметить прехарактерной тенденции суда коронных судей и сословных представителей: когда они судят чинов полиции, они готовы оказывать им всякое снисхождение; когда они судят за проступки против полиции, они проявляют, как известно, непреклонную суровость» (там же, сгр. 365).
Судебные палаты организовывались одна на несколько губерний. Кассационные жалобы на решения судебных палат приносились в сенат (см.). Члены окружных судов, судебных палат и члены сената – сенаторы назначались царем преимущественно из дворян, имевших высшее юридическое образование и значительный служебный стаж.
В результате реакции 70–80-х гг. была ограничена подсудность дел судам присяжных и расширена компетенция судов с участием сословных представителей. Высшим представителям местной администрации – губернаторам, генерал-губернаторам, главноначальствующим и т. д. – была предоставлено при определенных условиях право передавать дела, подсудные общим судам, на рассмотрение военных судов. Широко применялась административная ссылка. В большинстве губерний мировые судьи были заменены земскими начальниками. Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернатора. Основным условием при назначении на должность земского начальника была принадлежность кандидата к дворянскому сословию. В руках земского начальника были сосредоточены обширная административная власть над крестьянами и судебные полномочия по уголовным и гражданским делам. Он подчинялся непосредственно губернатору. Апелляционные жалобы на приговоры и решения земских начальников подавались в уездный съезд, состоявший из нескольких чиновников под председательством предводителя дворянства – представителя интересов крупных помещиков. Кассационное обжалование решений уездного съезда допускалось в губернское присутствие – бюрократический междуведомственный орган из крупнейших чиновников губернии под председательством губернатора. Так как почти все дела, в которых проявлялось столкновение интересов помещиков и крестьян (споры помещиков с батраками, дела о потравах, о самовольных порубках в помещичьих лесах), были подсудны земскому начальнику, эта реформа ставила государственный аппарат прямо и ?1епосредственно на службу помещичьим интересам. В городах мировые судьи были заменены назначаемыми городскими судьями. Более важные дела рассматривались уездными членами окружного суда.
Законом 1912 г. было предусмотрено восстановление мировых судов, но реализация этого закона затянулась и так и не была полностью осуществлена.
Буржуазно-помещичьи царские суды, созданные С. у., были ликвидированы Великой Октябрьской социалистической революцией декретом о суде, опубликованным 24 ноября 1917 г.